Все о пенсиях в России

вчераВ Совфеде объяснили, что учтут при повышении пенсий работающим пенсионерам

два дня назадВ 2025 году пенсии работающим пенсионерам могут проиндексировать дважды

21.06.2024В Госдуме рассказали, как будут индексировать пенсии работающим пенсионерам

Список креативных индустрий предлагают расширить

Законопроект о творческом бизнесе готовится ко второму чтению в Госдуме

29.05.2024 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Список креативных индустрий предлагают расширить
Станислав Наумов. © Юрий Инякин/ПГ

Более трети россиян хотели бы и готовы проявить себя в творческой профессии. Это следует из опроса ВЦИОМ, итоги которого опубликованы 27 мая. Для поддержки таких людей подготовлен законопроект о креативных индустриях, которые включают в себя самые разные виды экономической деятельности на основе творчества — от росписи подносов до создания компьютерных игр. Зачем потребовался такой документ и что он регулирует, «Парламентской газете» рассказал зампред Комитета Госдумы по экономической политике, соавтор законопроекта Станислав Наумов.

- Станислав Александрович, для начала — что такое креативные индустрии?

- Креативные индустрии — это такие виды предпринимательской деятельности, которые основаны на творчестве, на уникальных продуктах или услугах. И потребитель готов приобретать их за свой счет. Эта сфера представляет собой сплав малого и среднего бизнеса, творчества, авторского права, средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности. Причем надо отметить, что это явление сегодня — общемировая тенденция.

- Определение творческих или креативных индустрий впервые ввели в Великобритании в 1997 году. В России же оно впервые появилось только спустя 17 лет, в 2014 году. Почему так поздно?

- Толчком для развития креативных индустрий часто становятся крупные события — фестивали, выставки, спортивные или культурные состязания, в результате которых страна становится центром притяжения международного внимания.

Давайте вспомним, что в 2014 году в России прошла Олимпиада. А впереди был чемпионат мира по футболу 2018 года. Развитие креативных индустрий в период проведения таких масштабных мероприятий стало своего рода ресурсом добавленной стоимости, то есть плюсом к той выручке, которую Россия получила от этих и других событий по их основным статьям.

- Понятие креативных индустрий существует во многих странах, но их списки разнятся. Например, в Таиланде туда включают народную медицину и национальную кухню. А что войдет в российский список?

- Массажа тайского у нас точно не будет. Но будет три крупных блока.

Первый — с опорой на традиции с учетом развития внутреннего и въездного туризма. Это все, что позволяет бизнесу показать местность, обычаи и так далее с творческой стороны. Посмотрите на современные музеи, они уже давно перестали быть кладбищами забытых вещей, они превратились в машины времени, которые позволяют путешествовать из века в век.

Вторая группа — это все, что основано на культуре текста, на произведениях, на литературе. Эта цепочка, как правило, работает так: человек посмотрел фильм, а после захотел прочитать книгу, по которой он поставлен, купить компьютерную игру на основе уже известного сюжета, надеть футболку с соответствующим логотипом и принять участие в театрализованном представлении. Вот это и есть  творческая или креативная индустрия.

Третье — информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) как условие развития креативного пространства. Любое творчество переводимо на множество языков, и ИКТ — это то, что увеличивает размер аудитории от самой маленькой площадки до масштабов большого государства.

- Что кроме самого понятия креативных индустрий еще регулирует законопроект?

- Документ также вводит понятия единого реестра субъектов креативных индустрий, на основании которого занятые в этой сфере смогут рассчитывать на поддержку от государства.

Так, предполагается имущественная поддержка — передача во владение или пользование земельных участков, зданий и так далее, финансовая поддержка — в форме налоговых льгот. Также это может быть образовательная поддержка, например, создание условий для подготовки кадров для креативных индустрий и прочее.

Еще одна новелла законопроекта — создание креативных кластеров, специальных территорий с льготными условиями для ведения такой деятельности.

- Выгода творцов понятна, а в чем польза от этого государству?

- Россия — одна из самых творческих стран, и кто бы и как бы ни хотел отделить нас от мировой культуры — мы сильнее любых санкций, в том числе и в области культуры.

Развитие креативных индустрий будет способствовать международному сотрудничеству. Важно, чтобы Россию любили, уважали, ценили не только в связи с объективными экономическими и военно-политическими успехами, но и с творческими. Это создаст разносторонний образ страны, что позволит большему количеству людей захотеть приехать к нам, поучаствовать в происходящих событиях, кто-то, может быть, даже свяжет свою жизнь с Россией.

Не менее, а может быть даже более, важная задача — создавать такие условия, чтобы люди, которые рождаются в России и которые творчески одарены, хотели бы именно здесь себя и реализовать. Потому что это еще и вопрос демографии. Вот для чего это нужно государству.

- Какие поправки предложены в документ ко второму чтению?

- Я очень благодарен коллегам, что учтена поправка, в том числе подготовленная и мной, о включении в список креативных индустрий специалистов по связям с общественностью. Ко второму чтению этот пункт уже включен в документ.

Специалисты по связям с общественностью — это спецназ работы со смыслами. Потому что глобальная война, развернутая сегодня против России, особенно активно ведется именно на этом поле боя.

- Когда планируется принять закон в окончательной редакции?

- Я надеюсь, что это произойдет уже в эту весеннюю сессию. Но чрезмерная спешка здесь излишняя, потому что мы регулируем абсолютно новую сферу деятельности. Важно не ошибиться с терминами, понятиями, смыслами. Над этим мы сейчас и работаем.