"Социальные пайки" XXI века
На заседании правления Ассоциации малых и средних городов России серьезным предметом разговора стала реализация Федеральной программы переселения из аварийного и ветхого жилья.

Тема особенно болезненная для малых городов. Пришедшего на встречу первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Леонида Ставицкого захлестнул шквал вопросов
Программа действует с 2008 года. За это время в стране расселили 21 тысячу аварийных домов, 335 тысяч граждан справили новоселье. Казалось бы, мечты сбываются. Но вот в прошлом году планировали осчастливить 40 с лишним тысяч человек, реально новое жилье получили 17 тысяч. Дело в том, что деньги под это в субъекты поступили лишь к августу, в муниципалитеты — в декабре. В далеком советском прошлом 10—15 процентов квартир в ведомственных новостройках получали муниципалитеты. Сегодня нет ведомственного жилья, приходится приобретать для расселения коммерческое. Программа осуществляется на условиях софинансирования из бюджетов разных уровней, причем доля государственного из года в год уменьшается. Глава Арзамаса, города со стотысячным населением и изрядной долей ветхого фонда, поделился тем, как поначалу с энтузиазмом включился в программу. Тогда доля муниципалитета в софинансировании составляла десять процентов, сегодня возросла до 40. Где взять деньги? Городам советуют брать кредиты. Но банки их не дают, так как бюджеты большинства из них дотационные. Те же, кто все-таки сумел взять, сталкиваются с новой проблемой. Взимаемые банком проценты невозможно включить в расходную часть бюджета. Не предусмотрена законом такая статья.
В подмосковном наукограде Фрязино из 89 домов, подлежащих расселению, осталось всего 7. Казалось бы, проблема успешно рассасывается, но городские власти столкнулись с тем, что люди не хотят переезжать из бараков. Дело в том, что по закону город предоставляет им новое жилье метр в метр. Сколько было — столько и получите, а не по санитарным нормам, исходя из количества человек в семье. В случае же, если старая жилплощадь была не велика, то опять-таки метр в метр можно рассчитывать не на отдельную квартиру, а только на комнату. Приходится уговаривать — дома-то аварийные, готовые в любой момент рухнуть. На кону человеческие жизни. Так в ХХ! веке возрождаются забытые было коммуналки.
«Надо жить по средствам», объясняют градоначальникам федеральные чиновники, сокращая государственное воспомоществование. А если средств едва хватает на исполнение конституционных обязательств перед населением? Участие в федеральных программах, попасть в которые еще несколько лет назад считалось несомненным благом, из-за резко возросшей доли софинансирования ложится на малые города тяжким бременем. Понимая это, государство ищет способы удешевить процесс. Например, при расселении право на новоселье получат лишь те, у кого это жилье является единственным. Малообеспеченные семьи взамен собственной смогут получить муниципальную квартиру. Планируется возродить и развить институт коммерческого найма жилья и за счет доходов с него — некоммерческого для малоимущих граждан.
И без того мало популярная реформа ЖКХ грозит в ближайшие год — два серьезно ударить по кошелькам граждан и создать нешуточные проблемы местным властям. Нас ожидают рост тарифов на услуги ЖКХ плюс нововведение — поборы в региональные фонды ремонта жилья и введение социальных норм потребления электроэнергии, а впоследствии, возможно, и остальных коммунальных ресурсов, прозванные в народе «социальными пайками». И все это в условиях вялотекущего экономического кризиса. Ясно, что неизбежное недовольство населения отражать придется местным властям.
Депутаты Калязинского района Тверской области проанализировали «минусы» социальных пайков и обратились к губернатору области (решение о введении норм потребления принимают региональные власти) с призывом отменить или перенести сроки. Область, опираясь на соответствующее Постановление Правительства РФ планирует ввести нормы с июля этого года. Ожидается, нововведение позволит, во-первых, экономить электроэнергию. Во-вторых, по заверению разработчиков, в пределах означенной нормы тарифы будут снижены, а за потребленное сверх электричество придется платить несколько больше. Выиграют малообеспеченные граждане и те, кто бережно расходует энергию.
Такая практика — не чисто российское изобретение — дифференцированная оплата коммунальных услуг существует во многих развитых странах. В частности, европейских.
Участие в федеральных программах, попасть в которые несколько лет назад считалось благом, сегодня ложится на малые города тяжким бременем»
Нормы там по нашим меркам довольно жесткие — от 100 до 150 киловатт. Доходы граждан этих стран в среднем превышают российские в два раза (в Норвегии — в 6 раз, в Германии — в 4,4 раза, в Греции — в 2,7 раза и т.д.) Чтобы сократить расходы, они могут позволить себе покупать современную энергосберегающую бытовую технику. Для людей с низким уровнем доходов там действуют разнообразные социальные программы, предусматривающие более выгодные тарифы.Установленная Правительством РФ методика расчета социальных норм базируется на фактическом потреблении электроэнергии в 2012 году шестью группами домохозяйств и шестью типами жилых помещений в зависимости от вида населенного пункта. В Калязинском районе, как и почти повсюду в глубинке, отсутствует горячее водоснабжение, и люди пользуются различными нагревательными приборами, достаточно энергоемкими и, без сомнения, сжигаемые ими киловатты в норму не вписываются. Как не вписываются и другие особенности благоустройства домовладений — электронасосы для водоснабжения и водоотведения и т.д.
Низкие доходы населения сел и малых городов при расчете социальных норм не учтены, как и повышенные потребности в электроэнергии многодетных семей, где пользоваться, например, стиральной машиной приходится не один раз в день. Практически уровняли всех. Нет скидок на личные подсобные хозяйства — по правилам каждый вид домашнего скота должен содержаться в отдельном помещении, обеспечен водой и освещением.
Словом, до того, как социальные нормы вводить, надо бы еще работать и работать. Авторы нововведения опираются на пилотные проекты, запущенные прошлым летом в нескольких регионах страны. Но, как замечают калязинские депутаты, несмотря на сравнительно мягкие первоначальные условия, там лишь 40 процентов семей вписались в норму, и уже прошли волны протеста населения. Учитывая, что Минэкономразвития РФ не скрывает, что государственная политика в будущем будет направлена на дельнейшую либерализацию цен на газ и электроэнергию, нетрудно предположить, что рост тарифов на услуги ЖКХ неизбежен. И вместо того, чтобы, как было заявлено вначале, работать во благо, социальные пайки ударят по и без того небогатому населению российских малых городов и весей.
Ассоциация малых и средних городов России поддержала обращение депутатов Калязинского района. Предложение отменить введение социальных норм потребления или перенести его срок направлено в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и профильные министерства. Хочется верить, что голос российской глубинки будет услышан.