Сибирское ядро устойчивости
XI Красноярский экономический форум

Восточный вектор

Драйвер роста
Новое освоение Сибири может стать полем широкого международного сотрудничества, важнейшим компонентом которого должна быть не только продажа невозобновляемых ресурсов, но и доступ к самым передовым зарубежным технологиям»
РФС: То есть Сибирь надо развивать ради самой Сибири?
Александр Усс: Не совсем так. Важны не столько местечковые интересы сибиряков, сколько кумулятивный эффект в масштабах всей страны. Развитие Сибири — тот рычаг, опираясь на который, нужно придать мощный импульс развитию России. Это может стать драйвером экономического роста всей страны, определяющим перспективы России в XXI столетии. Необходимо создавать перерабатывающие производства высоких переделов, развивать горное и нефтегазовое машиностроение, производство дорожной и строительной техники, формировать полноценный инновационный сектор.
Стратегической же целью должно стать повышение уровня жизни не только на зауральских территориях, ноив самой центральной России. Огромный макрорегион Сибирь, протянувшийся от Урала до Тихого океана, должен «вытягивать» всю страну, но не за счет «сырьевых денег» для потребления, а за счет наращивания комплексов высокотехнологичных производств вокруг ядра добывающей промышленности.
Специальные стимулы
РФС: Опять сырьевая направленность?
Александр Усс: Да, но совсем с другой отдачей. Нам нужно делать ставку на минерально-сырьевой сектор. В нем конкурентное преимущество Сибири — так зачем от него отказываться? Конечно, можно бить в барабаны и призывать к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, развитию неких абстрактных инновационных производств в противовес сырьевым. Но вряд ли это разумно. Как показывает мировая практика, передовые подходы даже в сфере добычи и первичной переработки сырья требуют высокотехнологичных и наукоемких решений. А это в свою очередь прямо и косвенно стимулирует множество смежных видов научной, производственной и сервисной деятельности. Включая и так называемые инновации, которые в этом случае будут внедряться здесь и сейчас, а не за тридевять земель и когда-то.
РФС: Но добывающая отрасль у нас и без того бурно развивается — а толку чуть…
Александр Усс: То-то и оно! Как наглядно свидетельствует российский опыт, сам по себе такой механизм может и не заработать. Освоение природных ресурсов, нацеленное только на финансовый результат, зачастую проявляет свой позитивный эффект далеко за пределами Сибири и даже России, оставляя на родине все более примитивную экономику и разрушительные экологические последствия.
Нужны специальные стимулы, которые принуждали бы предприятия сырьевого сектора ориентироваться не на быструю коммерческую отдачу, а на системный позитивный эффект от протекционистского развития кооперационных связей в рамках национальной экономики в целом и регионов присутствия в частности.
Нам нужно «зарастить» разрывы в экономическом теле страны между секторами экономики и между регионами. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда ресурсодобывающие компании закупают за рубежом современные технологии и оборудование, оставляя без заказов предприятия отечественного машиностроения; когда российские инновации не востребованы производством внутри страны, но, будучи проданными за рубеж, работают на развитие экономики других стран.
РФС: А что показывает мировая практика?
Александр Усс: Опыт Норвегии с сильным ресурсодобывающим сектором говорит о том, что при правильной государственной политике в стране с нуля может быть создана высокотехнологичная нефтегазовая отрасль и обеспечивающий ее сектор передового машиностроения. За 20 лет Норвегия не только стала одним из значимых игроков в области добычи нефти и газа, но и мировым лидером в производстве технологических инноваций для нефтегазовой промышленности.
Вот и Сибирь хотелось бы ориентировать на современное машиностроение, на поиск и воплощение в жизнь прорывных научно-технических решений.
Роль бизнеса
РФС: В последнее время вы много говорите о выстраивании взаимоотношений с ФПГ. Какова их роль в комплексном развитии сибирских территорий?
Александр Усс: Крупные сырьевые компании должны быть здесь локомотивами. Они обладают наибольшими финансовыми возможностями, современными управленческими практиками и реальным опытом международного экономического сотрудничества. В то же время они продолжают эксплуатировать во многом устаревшие технологии добычи и переработки, которые нуждаются в серьезной модернизации. А значит, здесь есть поле деятельности для отечественных предприятий и структур, которые призваны предлагать новые научно-технические решения и создавать конкурентоспособный продукт.
Сотрудничество ФПГ с регионами сегодня практикуется в виде соглашений о социально-экономическом партнерстве, создания координирующих органов типа советов по развитию, совместной реализации отдельных проектов. К примеру, у нас в крае компанией «Роснефть» в рамках Сибирского федерального университета создан и успешно действует институт нефти и газа, прилагаются заметные усилия по «втягиванию» ряда краевых предприятий в орбиту ее производственных потребностей. Но в целом масштаб и содержательное наполнение такого взаимодействия зависят от доброй воли собственников предприятий и политического веса региональных руководителей. А это, само собой, не может служить надежной основой долговременного и устойчивого развития территорий.
Необходимо широко привлекать инвестиции российского и зарубежного бизнеса в развитие производства, инфраструктуры и формирование территорий опережающего развития, оставляя в случае необходимости контрольный или блокирующий пакет за государством»
Александр Усс: И может, и должна. На мой взгляд, нужна либерализация системы управления в этой сфере. Пусть сибирские территории получат право более активно участвовать в решении вопросов недропользования. Трудно, например, объяснить, почему выдача лицензий и подготовка соглашений по условиям их выполнения (за исключением общедоступных полезных ископаемых) находятся вне компетенции региональных органов власти. Почему бы не задуматься о целесообразности возврата в сферу недропользования правила «двух ключей»? Это сделает практику принятия соответствующих решений более обоснованной и эффективной.
Расширение так называемых «горных свобод», корректировка законодательства о недрах, водных и лесных ресурсах придаст предпринимательской деятельности в этой сфере утраченную привлекательность, усилит здоровую конкуренцию, будет способствовать притоку в Сибирь сильных инициативных людей, которые всегда были главной движущей силой освоения этого сурового края.
Обустройство территорий
РФС: Мы все про экономику да про экономику. А как развитие Зауралья отразится на жизни людей?
Александр Усс: Нужно стремиться к тому, чтобы в Сибири можно было не только выгодно и интересно работать, но и комфортно жить. А это требует принципиально иных подходов к обустройству сибирских территорий.
За последние пятнадцать лет внешний облик и инфраструктура многих регионов Сибири и Дальнего Востока существенно изменились. Улучшилось транспортное сообщение, серьезный толчок получили наука и образование, построены крупные медицинские центры, учреждения культуры, спортивные объекты. После проведения саммита АТЭС радикально преобразился Владивосток, ускоренное развитие ожидает Красноярск в связи с предстоящей зимней Универсиадой. В основном эти решения — следствие федеральной поддержки.
В то же время возможности самих территорий, даже при впечатляющих масштабах экономики, достаточно скромны. Главный ограничитель — сложившаяся система межбюджетных отношений. В этом плане показательна ситуация в Красноярском крае, на территории которого с 2009 года общий объем налоговых платежей возрос более чем в 4 раза, тогда как прирост регионального бюджета составляет чуть больше 40%. При росте ВРП с 749 млрд до 1 трлн 360 млрд рублей край с трудом выполняет свои финансовые обязательства, прибегая для этого к предельно допустимым заимствованиям.
Корректировка системы межбюджетных отношений, о которой говорится уже давно, необходима для того, чтобы придать сибирским регионам-лидерам должную мотивацию и использовать зарабатываемые здесь финансовые средства для решения инфраструктурных задач, максимально приближенных к потребностям населения. Сибирь нужно не только развивать, но и давать ей развиваться — очевидность этого тезиса вряд ли нуждается в обосновании.
Федеральная скрепа
РФС: И последнее. Помнится, вы ратовали за то, чтобы перенести столицу России в Сибирь. Не разочаровались в этой затее?
Александр Усс: Предложения о размещении в Зауралье центральных офисов крупных сырьевых корпораций, инвестиционных институтов, банков развития, федеральных государственных структур, занимающихся природными ресурсами, уже не вызывают отторжения. Более того, недавно было заявлено о том, что Председатель Правительства России поручил проработать вопрос о переносе на Дальний Восток офисов некоторых крупных госкомпаний и ряда ведомств.
Знаете, в Северной Америке есть общепризнанная сырьевая столица — Торонто. Там работает биржа инвестиционных проектов в минерально-сырьевой сфере, проводятся мировые экономические форумы по соответствующей тематике, сосредоточены научно-исследовательские и производственные структуры, занимающиеся горно-металлургической техникой и геологоразведкой.
Полагаю, что с учетом мощного потенциала и перспектив разработки гигантских запасов полезных ископаемых на территории края на роль ресурсной столицы Евразии вполне может претендовать Красноярск.
Закрепление соответствующих структур в Зауралье не только повысит результативность их собственной деятельности, но и придаст разноплановую социальную динамику региону их присутствия. И что немаловажно, это будет служить дополнительной федеральной скрепой, обеспечивающей прочность общероссийского политико-территориального пространства.
Беседовал Петр Богданов