Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Сенаторы прокатились на такси-беспилотнике

Комитет Совета Федерации по экономической политике провёл выездное заседание в инновационном центре «Сколково»

16.11.2018 16:54

Автор: Никита Вятчанин

Сенаторы прокатились на такси-беспилотнике
Беспилотное такси в России работает только на территории Сколково - машина перевозит пассажиров в тестовом режиме, так как полигонные испытания автомобиля ещё не завершены.Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Специалисты «Сколково» подготовили 27 законопроектов по развитию цифровой экономики в России — 24 документа уже одобрены бизнес-сообществом и направлены в Правительство. О чём просят «инноваторы» парламентариев, сенаторы узнали, посетив центр в рамках выездного заседания Комитета Совета Федерации по экономической политике.

Цифровой патологоанатом и летающий мотоцикл

В первую очередь сенаторы направились в лабораторию добычи углеводородов — здесь были представлены проекты, которые сейчас ведутся учёными. Касаются они, в частности, изучения метода закачки пара для снижения вязкости нефти (чем ниже вязкость, тем легче добывать «чёрное золото» — прим. ред.), добычи синтетического топлива из нефтематеринских пород — той самой сланцевой нефти, которой богата Западная Сибирь.

После парламентарии увидели медицинский кластер, работу на котором выиграла по конкурсу одна из израильских клиник, — здесь сенаторы увидели проект онкологической клиники, которому, как утверждают работники центра, нет аналогов в мире. Работники клиники, которая работает в кластере, ориентированы на раннее выявление рака. Как заверили корреспондента «Парламентской газеты» сотрудники клиники, воспользоваться услугами сколковского кластера может любой человек, в том числе по полису ОМС. А главврач центра Александр Гагаев сказал сенаторам, что надо серьёзно скорректировать законодательство, связанное с работой клиник: например, он предложил дать возможность применять лекарства, которые не зарегистрированы в России, при лечении тяжёлых, в том числе онкологических, заболеваний. Договорились о том, что главврач передаст пакет из восьми поправок в Совет Федерации сенатору Сергею Калашникову — одному из тех, кто курирует медицинское направление в палате регионов.

Сенаторы Ирек Ялалов, Сергей Калашников, Алексей Русских, Алексей Дмитриенко и Дмитрий Мезенцев (слева направо) в лаборатории добычи углеводородов в Сколково. Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Ещё одно пожелание сколковских «инноваторов» к законодателям — дать возможность закупать новые сервисные продукты в рамках закона о госзакупках. Об этом было сказано в ходе осмотра главой Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрием Мезенцевым и членами комитета последних наработок технопарка «Сколково». Сенаторам показали компании-резиденты — кто-то из них выращивает цветы без солнечного света, кто-то разрабатывает биоэлектронные протезы рук, кто-то создаёт программы, позволяющие дистанционно проводить патологоанатомический анализ тканей, морфологические исследования кровеносных клеток. Одна из наиболее прикладных разработок для каждого потребителя — скан для стоп ног, который закачивается в Интернет через специальное мобильное приложение Try fit, что позволяет подбирать человеку наиболее комфортную обувь разных брендов в интернет-магазинах.

Пожалуй, больше других изобретений сенаторов заинтересовал мотоцикл, способный… летать на высоте до пяти метров. Стоимость изделия из сверхлёгкого металла — порядка 125 тысяч долларов, грузоподъёмность — до 400 килограммов. Последние испытания должны завершиться в этом году, а закупить партию сколковских мотоциклов уже хотят полицейские ОАЭ.

Главврач израильской клиники в Сколково Александр Гагаев (слева) попросил сенатора Сергея Калашникова внести поправки в медицинское законодательство - договорились. что пакет предложений будет направлен в Совет Федерации в ближайшее время. Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Ещё один пункт посещения сенаторов — Сколковский институт науки и технологий. В жилых корпусах Сколтеха должны проживать 35 тысяч студентов магистратуры, профессоров и аспирантов — сейчас заполнены тысяча квартир. Жильё платное — квартира в 20 квадратных метров обойдётся будущему магистру примерно в 25-28 тысяч рублей.

«Сколково» хочет развивать технопарки в регионах

Среди проблем, которые отмечали молодые изобретатели «Сколково», — невозможность найти стартовый капитал на налаживание производства нового продукта. Хотя фондов и механизмов, которые должны обеспечивать кредиты на развитие, много. Другое дело, что участие их нередко связано с риском потерять авторское право на разработку. «Нам важно посмотреть и очень внимательно посмотреть, как работают механизмы поддержки инновационных стартапов. Это не законодательная работа, а анализ правоприменительной практики, работы фондов поддержки молодых учёных-предпринимателей», — заметил сенатор Владимир Кравченко. А его коллега Ирек Ялалов предложил наладить регулярные визиты в «Сколково» мэров городов, так как сам центр сегодня напоминает модель «умного города», которые необходимы в условиях цифрового развития.

Технопарк в Сколково - это более 250 компаний-резидентов, 12 сервисов, 40 Центров коллективного пользования, 19 аккредитованных сервисных компаний и более 95 000 кв.м. для офисов и лабораторий.Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

«Нам важно понимать, как готовится тот или иной большой цифровой продукт, каков алгоритм перехода от научного исследования к прикладному производству и доведения изделия до потребителя. Мне кажется, что здесь, в «Сколково», есть оптимизм в желании создавать новое. Мы хотим, чтобы через генерируемые здесь знания Россия возвращала себе звание страны передовых исследований и ярких мировых талантов. Тех людей, которые сделали себя сами. Вы находитесь на острие конкуренции и работаете в проектах, ориентированных на повышение авторитета страны», — отметил Дмитрий Мезенцев.

Он напомнил, что планируется принять более 50 федеральных законов в рамках достижения тех целей, которые поставлены президентом по развитию цифровой экономики до 2024 года. Председатель правлении Фонда «Сколково» Игорь Дроздов рассказал, что специалистами центра разработано 27 законопроектов, 24 одобрены бизнес-сообществом и уже направлены в Правительство на согласование. «Мы замахнулись на масштабные новации — это касается и регулирования криптовалют, электронных финансовых активов, вопросы электронного архива, искусственного интеллекта и многое другое», — рассказал он.

Так выглядит летающий мотоцикл (оптимальная высота – 5 метров), способный нести груз до 400 килограмм. Ещё до конца испытаний изобретения партию аэроциклов готовы закупить в полиции Дубаи (ОАЭ). Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Игорь Дроздов также заверил, что центр активно работает с регионами: «У нас нет задачи всё сосредоточить в Москве. Мы реализуем инициативу по поддержке региональных операторов — уже работают технопарки в Санкт-Петербурге, в Кузбассе, в Казани, в Новосибирске, в Екатеринбурге. И их количество мы хотим расширять».

Как мы катались на такси без водителя

На десерт сенаторам предложили прокатиться в такси-беспилотнике. Такие машины сейчас проходят полигонные испытания в Сколково, а сама разработка осуществлена «ЯндексТакси». Такие авто развозят обитателей Сколкова по четыре часа в день. Корреспондент «Парламентской газеты» проверил на себе: каково это — кататься на такси без водителя?

Место водителя пустует, и на время испытаний его занимать запрещается. На переднем сиденье — инженер, на случай внештатных ситуаций. Хотя сам по себе факт езды на такси-беспилотнике уже является ситуацией явно нештатной.

Работа молодой компании-резидента Сколково, специализирующейся на разработке биоэлектрических протезов рук. Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Такое такси не сдвинется с места, пока не задан маршрут, не закрыты двери, а пассажирами не пристёгнуты ремни безопасности на всех сиденьях, включая задние. Скорость задаётся, исходя из ограничений, установленных для того или иного участка дороги, — в нашем случае мы двигались со скоростью 40 километров в час, выше которой нельзя передвигаться внутри сколковского комплекса. Водит робот хорошо — без резких манёвров. Всё дело в том, что беспилотник сканирует вокруг себя пространство в радиусе 200 метров, просчитывая возможные траектории движения объектов. Также он способен различать дорожные знаки и разметку дороги.

Пока, как объясняют представители компании-разработчика, вопросы остаются. Например, окончательно не определено, как остановить такси-робота, если, например, пассажир забыл чемодан? Один из вариантов — голосовое управление, но пока что оно не проходит испытание.

Сегодня в Сколково проходят исследования по закачке пара в нефтяные скважины, что облегчит добычу «чёрного золота». Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Но главный вопрос, без решения которого невозможно внедрить такие беспилотники в повседневную жизнь, — это отсутствие правового статуса робота в России. Как сообщили корреспонденту в Сколково, предложения по данной теме могут привести к появлению более 60 поправок в различные законы. Пока сроки, когда такая работа будет завершена, не определены. При этом разработчики отметили — важнее не легализовать робота, а понять, как избежать рисков на трудовом рынке. Ведь часть таксистов могут лишиться своих рабочих мест. Как вариант — эти люди могут переучиться на диспетчеров маршрутов, по которым будут следовать такси-беспилотники.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2604