Селу без помощи государства не обойтись
Если лет десять—пятнадцать назад мы говорили о кризисе российского села, об огромной массе нерешенных проблем, то сегодня ситуация изменилась к лучшему.

Об этом размышляет депутат Государственной Думы всех шести созывов, вице-премьер, курирующий АПК в правительстве Евгения Примакова, ныне член Комитета по бюджету и налогам Геннадий Кулик
Пошли в рост объемы производства сельскохозяйственной продукции, создана благоприятная основа для развития многоукладного производства, малого бизнеса на селе, притока инвестиций и новых современных технологий. Причем даже в неблагоприятные годы обеспечивался стабильный рынок отечественной продукции, и не был допущен неоправданный рост цен. Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем процесс восстановления разрушенного в 90-е годы российского сельского хозяйства.
Достаточно привести данные об объемах производства, чтобы констатировать тот факт, что российское село постепенно приходит в себя. Если к началу 2000 года сборы таких важнейших сельскохозяйственных продуктов, как сахарная свекла, по сравнению с 1990 годом сократились в 2,2 раза, мяса — почти в 2,5 раза, яиц — на 44 и молока — на 42 процента, то сейчас можно отметить обратный процесс. Производство основных видов сельхозпродуктов по сравнению с 2000 годом пошло в гору. Так, производство сахарной свеклы, упавшее к началу нынешнего века за прошедшее десятилетие до 14,1 миллиона тонн, выросло в 2012 году до 45,1 миллиона. В позапрошлом году произведено 7,6 миллиона тонн мяса (двенадцать лет назад — 4,4 миллиона). Овощи «поднялись» с 12,5 до 14,6 миллиона тонн. В целом можно констатировать — сельское хозяйство России находится в точке роста.
Такие результаты стали возможными благодаря аграрной политике, которая проводится в последние годы в стране.
Безусловно, можно уверенно сказать, что наше село становится на ноги. Конечно, нам по некоторым видам произведенной продукции еще далековато до результатов 1990 года, но по целому ряду сельхозпродуктов мы обошли показатели почти двадцатипятилетней давности. К примеру, производство овощей, сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы на зерно значительно «обогнало и перегнало» производственные темпы 1990 года: если двадцать лет назад было произведено 3,4 миллиона тонн под солнечника, то в позапрошлом году — 8 миллионов. Удалось сохранить те отрасли, которые в период проведения земельной реформы всех колхозов и совхозов легли на плечи сельского населения — это выращивание картофеля (в 1990 году — 30,8 миллиона тонн, в 2012-м — 29,5 миллиона) и овощей, где тоже удалось сохранить определенный паритет.
Вступление России в ВТО диктует новые условия. Требуется повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей. Решить эту важнейшую задачу возможно только при техническом перевооружении села»
Еще один фактор, дающий возможность быстрыми темпами развивать сельское хозяйство, — кадры. За последнее десятилетие на селе выросла плеяда образованных, знакомых с мировой практикой молодых селекционеров и фермеров. Сегодня урожаи на уровне мировых показателей — зерновых 50 и более центнеров с гектара, кукурузы 70—75 центнеров, сахарной свеклы 500 центнеров с гектара — достигнуты не отдельными передовыми хозяйствами, а уже стали результатом работы многих регионов и муниципальных образований. Они являются реальным ориентиром для большинства хозяйств. За счет внедрения и освоения современных технологий за последние годы производство мяса птицы возросло на 1600 тысяч тонн, или в 2,1 раза, и свинины на 800 тысяч тонн, или в 1,5 раза. Россия практически закрыла свои потребности по этим продуктам.
Когда говорим о наших возможностях более высокими темпами восстановить потери, нанесенные сельскому хозяйству в период реформ 90-х годов, нужно иметь в виду одно очень важное обстоятельство. За это время в России было уничтожено сельскохозяйственное машиностроение в буквальном смысле этого слова. Так, годовое производство тракторов сократилось с 214 тысяч штук до 12,5 тысячи, сеялок с 51 тысячи штук до 3,4 тысячи, зерноуборочных комбайнов с 6,6 тысячи штук до 5,8 тысячи. В результате ослабла техническая оснащенность сельхоз-парка страны. Количество тракторов уменьшилось с 1,4 миллиона штук в 1990 году до 276 тысяч в 2012 году, а зерноуборочных комбайнов соответственно с 408 до 72 тысяч штук. Техническое перевооружение села, пожалуй, сегодня задача номер один.
Нам крайне важно в короткие сроки обеспечить свою продовольственную независимость, особенно в условиях работы в ВТО. Эту задачу должна решить Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. Для этого есть все необходимые условия и серьезный задел, сделанный в последние годы. Однако остается еще немало проблем и непростых вопросов, решение которых будет способствовать выполнению показателей, принятых Доктриной о продовольственной безопасности страны. Нужно дополнительно рассмотреть положение дел в молочном животноводстве и производстве отдельных видов мяса и прежде всего говядины. Совершенно очевидно, что Программа должна быть уточнена в сторону увеличения производства мяса. Реально это можно сделать за счет дополнительного развития прежде всего свиноводства и птицеводства на промышленной основе, а также наращивания производства мясного скотоводства и овцеводства. Должна быть уточнена программа расширения и нового строительства птицефабрик и свиноводческих комплексов, а также определен срок по обеспечению каждого объекта необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. До сих пор остаются нерешенными проблемы молочного животноводства. Производство его растет медленными темпами. В 2005 году было произведено 31,1 миллиона тонн молока, а в 2011 году — 31,8 миллиона. Планы на 2020 год далеко не амбициозные — 38,1 миллиона тонн произведенного продукта. Некоторое повышение уровня душевого потребления молока и молочных продуктов в последние годы является результатом не роста отечественного производства, а продиктовано увеличением импорта молока и молочных продуктов. Судите сами: производство молока во всех категориях хозяйств за указанный период возросло всего на 0,5 миллиона тонн, а его импорт увеличился с 7,0 — 8,0 миллиона.
Важно упорядочить отношения производителей с организациями торговли, с сетевыми магазинами, установить систему торговых наценок, чтобы в их повышении не были заинтересованы торговые организации»
Следовательно, оставлять развитие отрасли, дающей важнейшие продукты питания, в таких параметрах рискованно для продовольственной безопасности страны. Все последние годы мы пытаемся решить эту задачу за счет повышения цен на молоко, надеясь на законы рынка, которые якобы будут стимулировать рост производства. Такая прямолинейная политика не дает ожидаемых результатов. Поголовье коров и производство молока продолжают сокращаться, в том числе и в прошлом году. В ближайшие годы, если не принять дополнительно специальных мер, поголовье останется на уровне 8,0—8,2 миллиона голов против 20,0 миллиона в 1990 году. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что для роста нам необходимо за семь лет увеличить на 1,0—1,2 миллиона голов молочных коров.С учетом населения страны численностью в 145 миллионов человек одна корова должна обеспечить молоком по душевым нормам потребления 18 человек. Это абсолютно не реально. Понятно, что одновременно потребуется увеличить в среднем по стране молочную продуктивность коровы до 6500—7000 килограммов в год. Этого никогда не произойдет, если программа развития молочного животноводства в стране не будет пересмотрена. К ее реализации необходимо подключить все регионы, как крупные холдинги, так и крестьянские (фермерские) хозяйства, само население.
Для этого по каждой территории, на мой взгляд, должен быть утвержден с разбивкой по годам план строительства и реконструкции молочных ферм. Должны быть задействованы все возможности и мелких ферм на 20—100 голов, средних — на 200—400 голов и крупных предприятий на 1000 и более голов. Многие аграрники высказывают предложения строить за счет государства и передавать в лизинг небольшие семейные фермы с численностью поголовья до 100 коров. Расчеты по лизинговым платежам — за счет продажи молока. Предложение явно заслуживает внимания. Вне сомнений, потребуется выделение дополнительных финансовых ресурсов, в том числе и в виде 7—10-летних кредитов с пониженной кредитной ставкой на уровне учетной ставки Банка России, но дело стоит того, выгоды очевидны.
Помимо этого, следовало бы изменить порядок поддержки отрасли за счет субсидий, поступающих из бюджета. Сейчас они выделяются на литр молока обезличенно. Средства распыляются, результата нет. Есть успешный опыт, когда вопросы инфраструктуры, дорожных подъездов к молочным фермам, подведения газа, электроэнергии, снабжения водой решает государство, и предприниматель получает определенную компенсацию до 30—35 процентов от стоимости приобретенного оборудования. Хорошо бы обсудить такой подход.
В любом случае вряд ли мы увеличим производство мяса и молока без дополнительного выделения в 2016 году на производственные нужды не менее 7,0—8,0 и в 2020 — 12,0—15,0 миллиона тонн зерна. Стало быть, необходимо внимательно рассмотреть нашу программу по зерну и, возможно, внести соответствующие коррективы. Что она предусматривает? По ней намечается увеличить валовые сборы зерна уже в 2016 году на 19,0 миллиона тонн и к 2020 году — на 25 миллионов против фактически собранных в 2009 году (хорошем по урожайности) 94,2 миллиона тонн и средними сборами за 2006—2013 годы 82,1 миллиона. Есть ли такие возможности? Да, есть, но не с теми ресурсами, что выделяются в Программе на развитие этой отрасли.
Среднегодовое производство зерна, которое, можно считать, обеспечено ресурсами, составляет в среднем по России (без засушливых лет) 80—85 миллионов тонн. К сожалению, в госпрограмме нет конкретных мер по развитию отрасли, не предусмотрено увеличение ни технических, ни финансовых ресурсов, которые могли бы гарантировать планомерное увеличение производства зерна на ближайшую перспективу. Главный гарант роста производства — минеральные удобрения. В ближайшие годы рассчитывать на расширение посевных площадей зерновых культур нереально. Рост производства зерна можно обеспечить только за счет повышения урожаев, а, следовательно, за счет современных технологий и увеличения доз внесения удобрений. Однако ни того, ни другого в Программе не предусматривается.
Вступление России в ВТО диктует новые условия. Требуется повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей. Решить эту важнейшую задачу возможно только при техническом перевооружении села. Сегодня обеспеченность техникой хозяйств значительно ниже, чем у европейских и американских фермеров. За последние три года хозяйства купили на 40 тысяч тракторов меньше, чем списали пришедших в полную негодность машин. В результате тракторный парк по сравнению с 2000 годом сократился почти на 63 процента, зерноуборочных комбайнов — на 74, а общая энерговооруженность упала на 57 процентов. Таким образом, госпрограмма должна содержать программу модернизации.
В настоящее время бюджет поддерживает товаропроизводителей, предоставляя им льготные кредиты. При этом за счет средств федерального и регионального бюджетов компенсируется до 80 процентов крайне высоких кредитных ставок. Такой порядок не стимулирует банки удешевлять стоимость кредитных ресурсов и снижать ставки. Не случайно даже в условиях стабильного развития экономики страны, при наличии больших финансовых резервов кредитные ресурсы стоят в 3—4 раза выше американского и европейского финансовых рынков. В результате большая часть бюджетных субсидий, выделяемых на поддержку села, сегодня направляются, по существу, на поддержку банковской системы. В 2012 году на эти цели ушло 56 процентов всех средств, выделенных на Государственную программу развития села. В планах на 2013—2014 годы эта доля возрастет до 65—70 процентов. Результат: кредитные организации работают с прибылью, «жируют», а село не вылезает из долгов, не может приобрести технику, хотя бы в размерах, компенсирующих ее потерю по техническому износу.
Пора заканчивать с такой практикой «субсидирования» села. Нужны специальные экономические меры сдерживания размера кредитных ставок. В пределах объемов бюджетных средств, направляемых в уставные капиталы банкам с государственным участием, кредиты следовало бы выдавать на отдельные целевые программы, такие, как техническое перевооружение, развитие зернового хозяйства, молочного животноводства, производство мяса, со ставкой не выше учетной ставки Банка России.
Важно упорядочить отношения производителей с организациями торговли, с сетевыми магазинами, установить систему торговых наценок, чтобы в их повышении не были заинтересованы торговые организации. Торговые наценки должны устанавливаться по группам товаров — молочные, мясные, хлебобулочные, ликеро-водочные и другие продукты, в процентах от цены, уплачиваемой производителю. Кроме того, нужно снизить специальные платежи за вход производителя в торговые залы со своей продукцией, сократить срок платежей за поставленную продукцию. В общем, важно поднять долю цены производителей в розничной цене, как минимум, до 50—65 процентов.
Работа сельхозорганизаций на принципах самоокупаемости — наша главная забота. Нужно расширить закупку специальными кооперативами продукции, производимой на селе прежде всего в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подворьях граждан. Не менее важно изменить порядок стимулирования инвестирования в техническое перевооружение. Поддержку из федерального бюджета направлять не производителям техники на покрытие их затрат, а сельхозпроизводителям на компенсацию до 35 процентов стоимости приобретаемых ими современных тракторов, комбайнов, посевных и почвообрабатывающих и других машин и оборудования. Перечень машин и оборудования, за покупку которых он может получить компенсацию, определит правительство. Эта система может быть распространена на технику, собранную на территории России и поставляемую из стран Таможенного союза. Такой порядок стимулирования селян широко применяется в мире, и его уже используют в 60 регионах России.
Для того, чтобы только восполнить количество ежегодно списываемых машин покупкой новой техники, необходимо, как минимум, выделить на эти цели в 2014—2016 годах дополнительно 65 миллиардов рублей, в том числе в 2014 году 15 миллиардов. Понимаю, что предлагаемые меры будут упираться в бюджет, но нужно учитывать и другое: не сделаем этого — продовольственную независимость по ряду важнейших продуктов в объемах Продовольственной доктрины обеспечить будет крайне трудно.
Общая сумма кредиторской задолженности АПК составляет более 3,0 триллиона рублей, в том числе сельскохозяйственных организаций — 1,4 триллиона, а выручка от реализации продукции при рентабельности 3—4 процента — около 1,8 триллиона рублей. Очевидно, что с такой кредиторской задолженностью сельхозпредприятиям самостоятельно решить проблему их погашения невозможно.
Понятно, что речь не идет о всеобщем списывании долгов с хозяйств. Следует провести финансовое оздоровление их экономики, так как это было сделано в 2002 году на основании специального закона.
Новые задачи и подходы к развитию производства потребуют ускорить решение социальных проблем. В минувшем году закончилась программа «Социальное переустройство села». О ее эффективности и поддержке всеми регионами говорит тот факт, что на один рубль выделенных на эти цели из федерального бюджета, за счет бюджетов регионов и других источников привлечено 3,7 рубля. Все показатели программы перевыполняются. Однако по-прежнему привлекательность сельского образа жизни остается низкой. Разрыв в уровне обустройства сельского жилья и городского не сокращается. Во многих селах нет воды, газа, не хватает образовательных и медицинских учреждений, постоянной работы. Все это остается главным побудителем массового оттока сельского населения. Многие сельские территории обезлюдили, специальной программы их заселения нет. В этих условиях крайне важно наращивать объемы помощи на социальное переустройство села, особенно по газификации, водообеспечению, электрификации, дорожному строительству и повышению занятости населения.
Словом, одна из самых актуальных задач сегодня — корректировка Государственной программы развития сельского хозяйства. Очевидно, что эту деятельность должен возглавить лично министр сельского хозяйства РФ и Россельхозакадемия. Было бы логичным и целесообразным к экспертной работе привлечь ведущих ученых, специалистов, представителей регионов, законодателей всех уровней.
Завершить эту работу и утвердить измененную Программу важно до начала разработки бюджета на следующий 2015-й и последующие годы. Времени осталось мало, поэтому работу нужно начать незамедлительно, организованно и без бюрократических проволочек.