Сэкономить на тарифах
Ежегодно на Ямале более 80 процентов средств, выделяемых из бюджета округа на ЖКХ, идет на компенсацию разницы в тарифах организациям коммунального комплекса

Бюджетные миллиарды (только на 2015 год на эти цели будет выделено более 8,5 млрд рублей) позволяют сдерживать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, но не ведут к снижению затрат. По мнению депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, члена Комитета по социальной политике и ЖКХ Виктора Казарина, переломить сложившуюся годами ситуацию можно лишь путем запуска новых механизмов.
РФС: Виктор Николаевич, на последнем заседании Комитета вы отметили, что необходимы законодательные рычаги, которые заинтересовали бы энергоснабжающие организации в снижении тарифов. Что имеется в виду?
Виктор Казарин: В рыночной экономике снижение тарифов происходит за счет создания конкурентной среды, что для систем жизнеобеспечения практически невозможно. Просто не реально в отдельном городе или селе на каждый дом иметь пять электростанций, десять котельных и так далее.
Тем не менее, государственное управление обязано регулировать взаимоотношения различных субъектов (сюда относятся и потребители, и поставщики услуг), включенных в систему ЖКХ нормативными или законодательными актами.
С точки зрения элементарных физических законов, в ЖКХ все предельно ясно и просто, — чем меньше вы истратите энергии, тем меньше должны быть и финансовые затраты. В данном случае следует финансово оценивать как энергию, затраченную на производство материалов (трубы, провода и так далее), так и энергию на перемещение воды, тепла, электроэнергии. Отсюда появляется достаточно простой вывод: чем короче инженерные сети, тем ниже затраты на материалы, технику, человеческие ресурсы для их строительства и содержания.
Все тепловые машины, а именно они преимущественно производят то, о чем мы говорим, имеют не очень высокий коэффициент полезного действия. И было найдено инженерное решение — в одном тепловом процессе совмещать несколько производств. В СССР это называли ТЭЦ — теплоэлектроцентраль, сегодня называют когенерационными установками. Получается, что, затратив одно количество энергоносителя, мы получаем два продукта с уменьшенной стоимостью.
Вот такая общая картина снижения себестоимости, но не тарифов на услуги ЖКХ. О них позже.
Наша задача в законотворчестве состоит в том, чтобы ограничить расходование того, о чем говорили выше. Мы вполне можем административно запретить строительство за бюджетные деньги новых зданий и сооружений по старым строительным нормам. Для этого необходимо принять специальные региональные регламенты, проработать другие нормы для снижения себестоимости услуг ЖКХ. На первом этапе это позволит сократить рост тарифов. Одновременно необходимо проработать региональную программу реконструкции ЖКХ через призму эффективного энерго-ресурсосбережения, а затем можно перейти к сокращению самих тарифов. Для этого у нас есть все полномочия.
РФС: Сегодня в округе существуют технологии сбережения тепловой или электрической энергии, которые успешно применяются и которые могли бы быть ретранслированы на другие предприятия и организации?
Виктор Казарин: На Ямале достаточно много выполнено научно-исследовательских работ в этом направлении, получен ряд патентов. Участие в этом принимали подведомственные структуры Департамента по науке и инновациям. Кроме технических инноваций, в муниципальных образованиях округа есть свои организационные разработки и достижения.
Это и отечественная установка рекуперации тепла эксплуатируемых зданий, и, к примеру, расположенный в Новом Уренгое деловой центр «Ямал», который, используя систему диспетчеризации, вместо 11,5 миллиона рублей за тепло платит 5,5 — система окупилась меньше чем за три года. А рядом школа платит за тепло вполовину меньше от делового центра «Ямал», хотя по площадям в пять раз меньше него.
Подобная ситуация со школами, как, впрочем, и с другими бюджетными учреждениями, сегодня происходит из-за того, что они не знают, сколько платят за тепло. За них это делает управляющая компания. А если бы школы были заинтересованы в экономии бюджетных средств, например, посчитав их энергозатраты за предыдущие пять лет, поставить на следующие пять лет эту сумму с учетом инфляции, тогда они будут заинтересованы в энергосберегающих технологиях, так как будут знать, что сэкономленные деньги останутся у них. И очевидно, этим самым мы могли бы запустить и другие процессы заинтересованности.
Все это необходимо суммировать и включить в региональную целевую программу. Кроме того, очень много разработок в этом направлении выполнено предприятиями нефтегазового сектора. С ними у Губернатора и Правительства Ямала сложились партнерские, можно сказать, товарищеские, творческие отношения, которые выгодны для всех участников. Вполне вероятно, что нефтегазовый комплекс будет реализовывать у себя наши разработки и поделится с населением Ямала своими достижениями.
РФС: Есть ли уверенность, что деньги, сэкономленные за счет снижения затратной части, пойдут на финансирование развития компании или предприятия, а не будут разбазарены? Ведь пока округ компенсирует издержки можно особо не беспокоиться?
Виктор Казарин: Здесь многое зависит от федерального центра. Требуются поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы и другие законодательные документы. В действующей ситуации экономить не очень выгодно в бюджетной сфере.
Как пример рассмотрим такую ситуацию. В Екатеринбурге группа инженеров нашла уникальное решение и сделала турбину, которая вырабатывает электроэнергию с очень низкой себестоимостью из низкопотенциального пара, который сегодня утилизируется. Турбина работает без маслосистемы, что позволяет быстрый запуск в минус 40 градусов, что крайне актуально для северных территорий. Проведенные на Ямале обследования котельных показали, что внедрение подобных систем могло бы дополнительно дать десятки мегаватт электроэнергии. Но эксплуатирующие компании не особо заинтересованы в этом, потому что нет экономических стимулов.
Пока не отработаны четкие принципы межбюджетных отношений, направленные на стимулирование повышения эффективности деятельности органов управления, всегда существует риск, что предприятие — будь то ресурсопоставщик или обслуживающее жилищный фонд, которое сумело сэкономить, в следующем финансовом году получит меньше средств. Мы с такими случаями уже сталкивались. Но с учетом задач, поставленных Президентом страны в послании Федеральному Собранию 4 декабря, полагаю, решение этих проблем — вопрос времени. Первоочередная задача на сегодня — это отработать действенный механизм постоянного сокращения затрат на себестоимость услуг, при этом наращивая их качество, а далее наладить контроль эффективности расходования денег налогоплательщиков, включая общественный контроль в сфере ЖКХ.
Безусловно, компенсация затрат из бюджета мало стимулирует эффективность работников коммунальных служб. Но не все от них зависит. Если мы имеем инженерные коммуникации, построенные 30-40 лет назад, то аварии на них становятся непредсказуемыми, но закономерными. Но мы все еще продолжаем новое строительство по старым технологиям. При ликвидации аварийных ситуаций о финансовой эффективности думают в последнюю очередь.
РФС: Депутатами Законодательного Собрания Ямала ведется законотворческая работа по перечисленным вами направлениям? Какие законы следует ожидать населению округа?
Виктор Казарин: Да, за прошедшие годы законотворческая работа в сфере ЖКХ проведена большая. Однако новые внешнеэкономические и политические вызовы нашей стране обязывают нас подстроить правовую базу, в том числе и в сфере ЖКХ, под современные требования.
Полагаю, прежде всего, необходимо разработать и принять комплексную программу реконструкции и развития ЖКХ на основе кардинально новых подходов, во благо, используя природные факторы Арктики (вечную мерзлоту), инновационные технологии и новые методы организации в промышленном и гражданском строительстве, в реконструкции и эксплуатации объектов ЖКХ. Из программы должен вытекать целый перечень нормативно-правовых актов, которые нужно будет принять. Они обеспечат минимизацию затрат по всей спецификации строительно-монтажных работ при реконструкции и новом строительстве и повышение энергоэффективности объектов жилья и социальной сферы. Одним словом, позволят сократить себестоимость и сроки строительства, а также значительно уменьшить эксплуатационные расходы, при этом обеспечив гарантируемое качество в соответствии с утвержденными стандартами.
РФС: По вопросам, требующим решения на федеральном уровне, законодатели Ямала готовы выйти с законодательной инициативой?
Виктор Казарин: Решить такой огромный объем задач без корректировки и принятия законов на федеральном уровне невозможно. Будем выходить с законодательными инициативами