Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Сэкономить на тарифах

Ежегодно на Ямале более 80 процентов средств, выделяемых из бюджета округа на ЖКХ, идет на компенсацию разницы в тарифах организациям коммуналь­ного комплекса

22.12.2014 15:56

Сэкономить на тарифах
 

Бюджетные миллиарды (только на 2015 год на эти цели будет выделено более 8,5 млрд рублей) позволяют сдерживать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, но не ведут к снижению затрат. По мнению депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, члена Комитета по социальной политике и ЖКХ Виктора Казарина, переломить сложившуюся годами ситуацию можно лишь путем запуска новых механизмов.

РФС: Виктор Николаевич, на послед­нем заседании Комитета вы отметили, что необходимы законодательные ры­чаги, которые заинтересовали бы энергоснабжающие организации в сниже­нии тарифов. Что имеется в виду?

Виктор КазаринВиктор Казарин: В рыночной эконо­мике снижение тарифов происходит за счет создания конкурентной сре­ды, что для систем жизнеобеспечения практически невозможно. Просто не реально в отдельном городе или селе на каждый дом иметь пять электро­станций, десять котельных и так далее.

Тем не менее, государственное управление обязано регулировать взаимоотношения различных субъек­тов (сюда относятся и потребители, и поставщики услуг), включенных в систему ЖКХ нормативными или за­конодательными актами.

С точки зрения элементарных фи­зических законов, в ЖКХ все предель­но ясно и просто, — чем меньше вы ис­тратите энергии, тем меньше должны быть и финансовые затраты. В данном случае следует финансово оценивать как энергию, затраченную на произ­водство материалов (трубы, провода и так далее), так и энергию на пере­мещение воды, тепла, электроэнергии. Отсюда появляется достаточно про­стой вывод: чем короче инженерные сети, тем ниже затраты на материалы, технику, человеческие ресурсы для их строительства и содержания.

Все тепловые машины, а именно они преимущественно производят то, о чем мы говорим, имеют не очень высокий коэффициент полезного дей­ствия. И было найдено инженерное решение — в одном тепловом процес­се совмещать несколько производств. В СССР это называли ТЭЦ — тепло­электроцентраль, сегодня называют когенерационными установками. По­лучается, что, затратив одно количе­ство энергоносителя, мы получаем два продукта с уменьшенной стоимостью.

Вот такая общая картина снижения себестоимости, но не тарифов на услу­ги ЖКХ. О них позже.

Наша задача в законотворчестве состоит в том, чтобы ограничить рас­ходование того, о чем говорили выше. Мы вполне можем административно запретить строительство за бюджет­ные деньги новых зданий и сооруже­ний по старым строительным нормам. Для этого необходимо принять спе­циальные региональные регламенты, проработать другие нормы для сни­жения себестоимости услуг ЖКХ. На первом этапе это позволит сократить рост тарифов. Одновременно необ­ходимо проработать региональную программу реконструкции ЖКХ через призму эффективного энерго-ресурсосбережения, а затем можно перей­ти к сокращению самих тарифов. Для этого у нас есть все полномочия.

РФС: Сегодня в округе существуют технологии сбережения тепловой или электрической энергии, которые успешно применяются и которые могли бы быть ретранслированы на дру­гие предприятия и организации?

Виктор Казарин: На Ямале достаточ­но много выполнено научно-исследо­вательских работ в этом направлении, получен ряд патентов. Участие в этом принимали подведомственные струк­туры Департамента по науке и инно­вациям. Кроме технических иннова­ций, в муниципальных образованиях округа есть свои организационные разработки и достижения.

Это и отечественная установка ре­куперации тепла эксплуатируемых зданий, и, к примеру, расположен­ный в Новом Уренгое деловой центр «Ямал», который, используя систему диспетчеризации, вместо 11,5 милли­она рублей за тепло платит 5,5 — си­стема окупилась меньше чем за три года. А рядом школа платит за тепло вполовину меньше от делового центра «Ямал», хотя по площадям в пять раз меньше него.

Подобная ситуация со школами, как, впрочем, и с другими бюджет­ными учреждениями, сегодня проис­ходит из-за того, что они не знают, сколько платят за тепло. За них это делает управляющая компания. А ес­ли бы школы были заинтересованы в экономии бюджетных средств, на­пример, посчитав их энергозатраты за предыдущие пять лет, поставить на следующие пять лет эту сумму с учетом инфляции, тогда они будут за­интересованы в энергосберегающих технологиях, так как будут знать, что сэкономленные деньги останутся у них. И очевидно, этим самым мы мог­ли бы запустить и другие процессы за­интересованности.

Все это необходимо суммировать и включить в региональную целевую программу. Кроме того, очень много разработок в этом направлении вы­полнено предприятиями нефтегазо­вого сектора. С ними у Губернатора и Правительства Ямала сложились пар­тнерские, можно сказать, товарище­ские, творческие отношения, которые выгодны для всех участников. Вполне вероятно, что нефтегазовый комплекс будет реализовывать у себя наши раз­работки и поделится с населением Ямала своими достижениями.

РФС: Есть ли уверенность, что день­ги, сэкономленные за счет снижения затратной части, пойдут на финанси­рование развития компании или пред­приятия, а не будут разбазарены? Ведь пока округ компенсирует издержки можно особо не беспокоиться?

Виктор Казарин: Здесь многое зави­сит от федерального центра. Требу­ются поправки в Налоговый и Бюд­жетный кодексы и другие законода­тельные документы. В действующей ситуации экономить не очень выгодно в бюджетной сфере.

Как пример рассмотрим такую си­туацию. В Екатеринбурге группа ин­женеров нашла уникальное решение и сделала турбину, которая вырабатыва­ет электроэнергию с очень низкой се­бестоимостью из низкопотенциального пара, который сегодня утилизируется. Турбина работает без маслосистемы, что позволяет быстрый запуск в минус 40 градусов, что крайне актуально для северных территорий. Проведенные на Ямале обследования котельных пока­зали, что внедрение подобных систем могло бы дополнительно дать десятки мегаватт электроэнергии. Но эксплуа­тирующие компании не особо заинте­ресованы в этом, потому что нет эко­номических стимулов.

Пока не отработаны четкие прин­ципы межбюджетных отношений, на­правленные на стимулирование повы­шения эффективности деятельности органов управления, всегда существу­ет риск, что предприятие — будь то ресурсопоставщик или обслуживающее жилищный фонд, которое сумело сэ­кономить, в следующем финансовом году получит меньше средств. Мы с такими случаями уже сталкивались. Но с учетом задач, поставленных Пре­зидентом страны в послании Феде­ральному Собранию 4 декабря, пола­гаю, решение этих проблем — вопрос времени. Первоочередная задача на сегодня — это отработать действенный механизм постоянного сокращения за­трат на себестоимость услуг, при этом наращивая их качество, а далее на­ладить контроль эффективности рас­ходования денег налогоплательщиков, включая общественный контроль в сфере ЖКХ.

Безусловно, компенсация затрат из бюджета мало стимулирует эффек­тивность работников коммунальных служб. Но не все от них зависит. Если мы имеем инженерные коммуникации, построенные 30-40 лет назад, то ава­рии на них становятся непредсказуе­мыми, но закономерными. Но мы все еще продолжаем новое строительство по старым технологиям. При ликвида­ции аварийных ситуаций о финансо­вой эффективности думают в послед­нюю очередь.

РФС: Депутатами Законодательного Собрания Ямала ведется законотвор­ческая работа по перечисленным вами направлениям? Какие законы следует ожидать населению округа?

Виктор Казарин: Да, за прошедшие годы законотворческая работа в сфе­ре ЖКХ проведена большая. Однако новые внешнеэкономические и поли­тические вызовы нашей стране обязы­вают нас подстроить правовую базу, в том числе и в сфере ЖКХ, под совре­менные требования.

Полагаю, прежде всего, необходимо разработать и принять комплексную программу реконструкции и развития ЖКХ на основе кардинально новых подходов, во благо, используя при­родные факторы Арктики (вечную мерзлоту), инновационные технологии и новые методы организации в про­мышленном и гражданском строитель­стве, в реконструкции и эксплуатации объектов ЖКХ. Из программы должен вытекать целый перечень нормативно-правовых актов, которые нужно будет принять. Они обеспечат минимизацию затрат по всей спецификации строи­тельно-монтажных работ при рекон­струкции и новом строительстве и по­вышение энергоэффективности объек­тов жилья и социальной сферы. Одним словом, позволят сократить себестои­мость и сроки строительства, а также значительно уменьшить эксплуатаци­онные расходы, при этом обеспечив га­рантируемое качество в соответствии с утвержденными стандартами.

РФС: По вопросам, требующим реше­ния на федеральном уровне, законода­тели Ямала готовы выйти с законода­тельной инициативой?

Виктор Казарин: Решить такой огром­ный объем задач без корректировки и принятия законов на федеральном уровне невозможно. Будем выходить с законодательными инициативами

Беседовал Андрей Погорелов
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5099