Сэкономить на тарифах

Ежегодно на Ямале более 80 процентов средств, выделяемых из бюджета округа на ЖКХ, идет на компенсацию разницы в тарифах организациям коммуналь­ного комплекса

Сэкономить на тарифах  

Бюджетные миллиарды (только на 2015 год на эти цели будет выделено более 8,5 млрд рублей) позволяют сдерживать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, но не ведут к снижению затрат. По мнению депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, члена Комитета по социальной политике и ЖКХ Виктора Казарина, переломить сложившуюся годами ситуацию можно лишь путем запуска новых механизмов.

РФС: Виктор Николаевич, на послед­нем заседании Комитета вы отметили, что необходимы законодательные ры­чаги, которые заинтересовали бы энергоснабжающие организации в сниже­нии тарифов. Что имеется в виду?

Виктор КазаринВиктор Казарин: В рыночной эконо­мике снижение тарифов происходит за счет создания конкурентной сре­ды, что для систем жизнеобеспечения практически невозможно. Просто не реально в отдельном городе или селе на каждый дом иметь пять электро­станций, десять котельных и так далее.

Тем не менее, государственное управление обязано регулировать взаимоотношения различных субъек­тов (сюда относятся и потребители, и поставщики услуг), включенных в систему ЖКХ нормативными или за­конодательными актами.

С точки зрения элементарных фи­зических законов, в ЖКХ все предель­но ясно и просто, — чем меньше вы ис­тратите энергии, тем меньше должны быть и финансовые затраты. В данном случае следует финансово оценивать как энергию, затраченную на произ­водство материалов (трубы, провода и так далее), так и энергию на пере­мещение воды, тепла, электроэнергии. Отсюда появляется достаточно про­стой вывод: чем короче инженерные сети, тем ниже затраты на материалы, технику, человеческие ресурсы для их строительства и содержания.

Все тепловые машины, а именно они преимущественно производят то, о чем мы говорим, имеют не очень высокий коэффициент полезного дей­ствия. И было найдено инженерное решение — в одном тепловом процес­се совмещать несколько производств. В СССР это называли ТЭЦ — тепло­электроцентраль, сегодня называют когенерационными установками. По­лучается, что, затратив одно количе­ство энергоносителя, мы получаем два продукта с уменьшенной стоимостью.

Вот такая общая картина снижения себестоимости, но не тарифов на услу­ги ЖКХ. О них позже.

Наша задача в законотворчестве состоит в том, чтобы ограничить рас­ходование того, о чем говорили выше. Мы вполне можем административно запретить строительство за бюджет­ные деньги новых зданий и сооруже­ний по старым строительным нормам. Для этого необходимо принять спе­циальные региональные регламенты, проработать другие нормы для сни­жения себестоимости услуг ЖКХ. На первом этапе это позволит сократить рост тарифов. Одновременно необ­ходимо проработать региональную программу реконструкции ЖКХ через призму эффективного энерго-ресурсосбережения, а затем можно перей­ти к сокращению самих тарифов. Для этого у нас есть все полномочия.

РФС: Сегодня в округе существуют технологии сбережения тепловой или электрической энергии, которые успешно применяются и которые могли бы быть ретранслированы на дру­гие предприятия и организации?

Виктор Казарин: На Ямале достаточ­но много выполнено научно-исследо­вательских работ в этом направлении, получен ряд патентов. Участие в этом принимали подведомственные струк­туры Департамента по науке и инно­вациям. Кроме технических иннова­ций, в муниципальных образованиях округа есть свои организационные разработки и достижения.

Это и отечественная установка ре­куперации тепла эксплуатируемых зданий, и, к примеру, расположен­ный в Новом Уренгое деловой центр «Ямал», который, используя систему диспетчеризации, вместо 11,5 милли­она рублей за тепло платит 5,5 — си­стема окупилась меньше чем за три года. А рядом школа платит за тепло вполовину меньше от делового центра «Ямал», хотя по площадям в пять раз меньше него.

Подобная ситуация со школами, как, впрочем, и с другими бюджет­ными учреждениями, сегодня проис­ходит из-за того, что они не знают, сколько платят за тепло. За них это делает управляющая компания. А ес­ли бы школы были заинтересованы в экономии бюджетных средств, на­пример, посчитав их энергозатраты за предыдущие пять лет, поставить на следующие пять лет эту сумму с учетом инфляции, тогда они будут за­интересованы в энергосберегающих технологиях, так как будут знать, что сэкономленные деньги останутся у них. И очевидно, этим самым мы мог­ли бы запустить и другие процессы за­интересованности.

Все это необходимо суммировать и включить в региональную целевую программу. Кроме того, очень много разработок в этом направлении вы­полнено предприятиями нефтегазо­вого сектора. С ними у Губернатора и Правительства Ямала сложились пар­тнерские, можно сказать, товарище­ские, творческие отношения, которые выгодны для всех участников. Вполне вероятно, что нефтегазовый комплекс будет реализовывать у себя наши раз­работки и поделится с населением Ямала своими достижениями.

РФС: Есть ли уверенность, что день­ги, сэкономленные за счет снижения затратной части, пойдут на финанси­рование развития компании или пред­приятия, а не будут разбазарены? Ведь пока округ компенсирует издержки можно особо не беспокоиться?

Виктор Казарин: Здесь многое зави­сит от федерального центра. Требу­ются поправки в Налоговый и Бюд­жетный кодексы и другие законода­тельные документы. В действующей ситуации экономить не очень выгодно в бюджетной сфере.

Как пример рассмотрим такую си­туацию. В Екатеринбурге группа ин­женеров нашла уникальное решение и сделала турбину, которая вырабатыва­ет электроэнергию с очень низкой се­бестоимостью из низкопотенциального пара, который сегодня утилизируется. Турбина работает без маслосистемы, что позволяет быстрый запуск в минус 40 градусов, что крайне актуально для северных территорий. Проведенные на Ямале обследования котельных пока­зали, что внедрение подобных систем могло бы дополнительно дать десятки мегаватт электроэнергии. Но эксплуа­тирующие компании не особо заинте­ресованы в этом, потому что нет эко­номических стимулов.

Пока не отработаны четкие прин­ципы межбюджетных отношений, на­правленные на стимулирование повы­шения эффективности деятельности органов управления, всегда существу­ет риск, что предприятие — будь то ресурсопоставщик или обслуживающее жилищный фонд, которое сумело сэ­кономить, в следующем финансовом году получит меньше средств. Мы с такими случаями уже сталкивались. Но с учетом задач, поставленных Пре­зидентом страны в послании Феде­ральному Собранию 4 декабря, пола­гаю, решение этих проблем — вопрос времени. Первоочередная задача на сегодня — это отработать действенный механизм постоянного сокращения за­трат на себестоимость услуг, при этом наращивая их качество, а далее на­ладить контроль эффективности рас­ходования денег налогоплательщиков, включая общественный контроль в сфере ЖКХ.

Безусловно, компенсация затрат из бюджета мало стимулирует эффек­тивность работников коммунальных служб. Но не все от них зависит. Если мы имеем инженерные коммуникации, построенные 30-40 лет назад, то ава­рии на них становятся непредсказуе­мыми, но закономерными. Но мы все еще продолжаем новое строительство по старым технологиям. При ликвида­ции аварийных ситуаций о финансо­вой эффективности думают в послед­нюю очередь.

РФС: Депутатами Законодательного Собрания Ямала ведется законотвор­ческая работа по перечисленным вами направлениям? Какие законы следует ожидать населению округа?

Виктор Казарин: Да, за прошедшие годы законотворческая работа в сфе­ре ЖКХ проведена большая. Однако новые внешнеэкономические и поли­тические вызовы нашей стране обязы­вают нас подстроить правовую базу, в том числе и в сфере ЖКХ, под совре­менные требования.

Полагаю, прежде всего, необходимо разработать и принять комплексную программу реконструкции и развития ЖКХ на основе кардинально новых подходов, во благо, используя при­родные факторы Арктики (вечную мерзлоту), инновационные технологии и новые методы организации в про­мышленном и гражданском строитель­стве, в реконструкции и эксплуатации объектов ЖКХ. Из программы должен вытекать целый перечень нормативно-правовых актов, которые нужно будет принять. Они обеспечат минимизацию затрат по всей спецификации строи­тельно-монтажных работ при рекон­струкции и новом строительстве и по­вышение энергоэффективности объек­тов жилья и социальной сферы. Одним словом, позволят сократить себестои­мость и сроки строительства, а также значительно уменьшить эксплуатаци­онные расходы, при этом обеспечив га­рантируемое качество в соответствии с утвержденными стандартами.

РФС: По вопросам, требующим реше­ния на федеральном уровне, законода­тели Ямала готовы выйти с законода­тельной инициативой?

Виктор Казарин: Решить такой огром­ный объем задач без корректировки и принятия законов на федеральном уровне невозможно. Будем выходить с законодательными инициативами

Беседовал Андрей Погорелов

Просмотров 4259

22.12.2014

Популярно в соцсетях