Счетная палата: господдержка незначительно повлияла на межрегиональные авиаперевозки

Счетная палата: господдержка незначительно повлияла на межрегиональные авиаперевозки

Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Субсидии авиаперевозчикам не оказали значительного влияния на развитие региональных маршрутных сетей и не помогли увеличить внутренний пассажиропоток, заявили в Счетной палате (СП) по итогам проверки программы субсидирования межрегиональных рейсов за 2017-2019 годы. Об этом в четверг сообщает пресс-служба палаты.

По словам аудитора Валерия Богомолова, в 2019 году количество субсидированных маршрутов выросло на 86 процентов по сравнению с 2017 годом — до 242 маршрутов. Но это число включает в себя не только новые маршруты, но и уже раскрученные в коммерческих перевозках, что никак не способствовало расширению маршрутной сети. «Доля таких раскрученных маршрутов в 2017 году составила 27 процентов, в 2018 году — 32,6 процента, в 2019 году — 31 процент. При этом доля новых уникальных маршрутов в этот период составляла незначительную величину от 4,5 до 8,5 процента», — пояснил Богомолов.

Государственная поддержка не обеспечила доступ гражданам к большинству удаленных городов и других населенных пунктов, где авиация является единственным способом транспортного сообщения, сообщила пресс-служба палаты.

В релизе контрольного ведомства также отмечается, что за прошлые три года количество городов субсидируемой маршрутной сети, включая труднодоступные и удаленные, увеличилось на 59 процентов и составило 94 города. При этом в нее вошли только 48 труднодоступных и удаленных населенных пунктов из 462, включенных в соответствующий перечень. По данным Счетной палаты, на субсидируемых маршрутах не был отмечен значительный рост пассажиропотока. Число пассажиров увеличилось втрое, но доля тех, кто летел напрямую между регионами, минуя Москву, составляет всего от двух до шести процентов. «Более того, по итогам проверки ведомство выявило, что и доступность авиабилетов для льготников «увеличилась скорее номинально», — подчеркнули в пресс-службе палаты.

Аудиторы указали на «несовершенство правил определения размера субсидий», которые не учитывают особенности экономической деятельности авиаперевозчика, а подходы к их формированию непрозрачны. «В результате по одним субсидированным маршрутам авиакомпании получили значительный убыток, а по другим необоснованно высокую прибыль», — отметил Богомолов.

Также в СП добавили, что Росавиация рассчитывала реальную потребность в средствах федерального бюджета, на основе данных прошлых лет и после того, как был сформирован проект бюджета на очередной финансовый год, что «снижает обоснованность формируемых объемов бюджетных ассигнований». Также планирование приводило в том числе к необходимости дополнительного финансирования в течение года, пояснили в ведомстве.

Кроме того, доходы авиакомпаний от пассажиров на субсидируемых маршрутах зачастую не покрывали себестоимость перевозки на одного пассажира, но на отдельных маршрутах «сложилась высокая рентабельность» в сравнении с установленными правилами, выяснили аудиторы.

По итогам проверки Счетная палата предложила направить информационное письмо в кабмин с предложением в том числе рассмотреть возможность внесения изменений в правила субсидирования региональных авиарейсов, а также в Минтранс с просьбой рассмотреть возможность совместной с Росавиацией разработки «методики расчета потребности объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий авиакомпаниям на этапе бюджетных проектировок». Кроме того, аудиторы предлагают направить представление в Росавиацию.

Ранее сообщалось, что Минтранс проработает возможность изменения правил субсидирования авиакомпаний для того, чтобы перевозчики смогли получить обещанную господдержку за потери из-за пандемии COVID-19.

Просмотров 1083

23.07.2020 09:55