Россияне стали пить меньше водки и больше пива

Оптовые рынки алкоголя проанализировали в антимонопольной службе

28.01.2022 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Россияне стали пить меньше водки и больше пива
  © Тимур Ханов/ПГ

Согласно заявлениям Минздрава, россияне выпивают чуть больше девяти литров алкоголя в год на человека. Ещё 10 лет назад эти показатели были почти в два раза больше. Изменились за это время и предпочтения. Главная новость: люди всё меньше пьют водку. Что влияет на продажи алкоголя, ежегодно анализируют в Федеральной антимонопольной службе. Отчёт о состоянии конкуренции на оптовых рынках спиртного за 2019-2020 годы опубликован на сайте ведомства 27 января.

Бренди вместо ликёра

Как отмечено в отчёте, объём оптовых поставок пива и пивных напитков в 2020 году увеличился на 3,06 процента по сравнению с 2019 годом. А вот оптовых поставок водки за этот же период, наоборот, стало меньше на 5,12 процента.

Уменьшение поставок зафиксировано и на рынке виноградных вин — минус 2,61 процента, а также на рынке алкоголя крепостью до 25 процентов, кроме пива и вина,  — он упал сразу на 19,06 процента. В эту категорию, например, попадают настойки и ликеры.

Единственный сегмент, кроме пива, в котором показатели растут, — это алкоголь крепостью от 25 процентов (кроме водки) — плюс 3,57 процента. Сюда входят коньяк, виски и бренди и другие крепкие напитки.

Падение поставок, а значит, и продаж, и потребления алкоголя в том или ином сегменте нужно рассматривать в привязке ко многим факторам, например, демографии, пояснил ранее «Парламентской газете» директор центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Например, пиво чаще пьёт молодёжь, на винный рынок больше других влияют девушки 22-23 лет. На рынок крепкого алкоголя — мужчины 27-28 лет, а на рынок водки — мужчины 27-50 лет, сказал Дробиз.

«После демографического провала нулевых у нас людей до 35 лет сегодня в два раза меньше, чем было в 2009 году. С этим связано падение рынка вина и водки. А вот объёмы пивного рынка восстанавливаются именно потому, что подросло новое поколение, рождённое после 2000-го», — отметил эксперт.

© pixabay

На изменение объёмов продаж в последнее время влияла и пандемия, считает член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов («Единая Россия»). «Значительная доля потребления вина идёт через рестораны и кафе, которые были закрыты на долгий срок», — сказал депутат «Парламентской газете».

Ещё одна причина изменений — падение доходов, что повышает спрос на более дешёвый сегмент алкоголя, например пиво, считает Алтухов.

Монополия сетей и запрет на рекламу

По мнению Федеральной антимонопольной службы, на алкогольный рынок влияют и другие факторы, например экономические и административные барьеры. Такие выводы эксперты сделали, опросив участников самого рынка.

Так, к экономическим барьерам можно отнести значительные первоначальные капиталовложения в бизнес. Например, производить алкоголь крепче 15 градусов (кроме водки) могут организации с уставным капиталом не менее 10 миллионов, а водку — с капиталом от 80 миллионов рублей.

Эксперты также отметили, что развитие сетевого ретейла и сокращение независимых точек продаж ограничили для новых игроков рынки сбыта. При этом федеральные сети, как правило, требуют значительную скидку на поставляемые товары, которая приводит к отрицательному финансовому результату.

В числе административных барьеров участники рынка назвали слишком частые законодательные изменения, под которые производители и продавцы просто не успевают подстраиваться, а также ограничение рекламы алкогольной продукции, что не позволяет новым предприятиям заявить о себе и найти покупателей.

Ещё одна проблема — специфические региональные требования к розничной продаже алкоголя. Например, местные власти могут самостоятельно определять места продажи разных видов спиртного, в том числе ограничивать присутствие на региональных рынках неместной продукции.

Зелёный свет — российским винам

По итогам опроса ФАС составила список рекомендаций. Например, предложила проработать создание единой концепции регионального регулирования рынков алкогольной продукции. Также в отчёте советуют отдельно регулировать разные виды продукции.

«На мой взгляд, это первоочередная задача из всех предложений, — сказал Сергей Алтухов. — Поддержка винодельческой отрасли могла бы изменить структуру предложения на рынке и снизить долю импорта вин».

Этой же цели может способствовать популяризация российских вин, отметил депутат. И, кстати, такое предложение есть и в рекомендациях ФАС, где советуют «увеличить информирование совершеннолетних потребителей о характеристиках и свойствах российского вина».

© Тимур Ханов/ПГ

Напомним, ранее, с января этого года, в России разрешили проводить ярмарки с дегустацией алкоголя, произведённого в ЕАЭС, кроме коньяка, бренди и виноградной водки.

Ярмарки помогут продвижению отечественной винодельческой продукции и популяризации качественных российских вин, сказал ранее журналистам спикер Госдумы Вячеслав Володин. Как показывает опыт других стран, такие мероприятия нередко становятся настоящим культурным событием в жизни регионов.

А, по мнению зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислава Наумова (ЛДПР), нужно увеличить время продажи алкоголя в магазинах именно для российского вина. «Я бы на час раньше начинал и на час позже заканчивал бы продажу любого российского вина, сделанного из российского винограда или, шире, винограда, выращенного на территории стран Евразийского экономического союза», — сказал депутат «Парламентской газете».

Кроме того, Наумов предложил смелее внедрять круглосуточную онлайн торговлю не только отечественным вином, но и пивом. «Всё это отбирает теневые доходы у воротил чёрного рынка», — отметил парламентарий.