Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Роскошь под пятой налога

Оказывается, на вопрос, что такое роскошь, ответить очень трудно

Моему бывшему соседу Васе с третьего этажа, организм которого испорчен чрезмерным употреблением спиртного, бутылка трехзвездочного коньяка производства захудалой сельской винодельни была бы большой роскошью. А топ-менеджеру нефтегазовой компании и изысканный «Курвуазье ХО Империал» тридцатилетней выдержки вовсе не роскошь. Кому-то «Бентли» — так себе автомобильчик, а для некоторых и старенькая «Лада» — предел мечтаний…

19.04.2013 15:56

Роскошь под пятой налога
Роскошная яхта «Eclipse» («Затмение»), за которую Роман Абрамович выложил 3 000 000 000 евро

Роскошь — это что?

Если без шуток, то установить ру­беж сверхпотребления — затея вполне реальная, не зависящая от личных при­страстий. Даже те, кто привык доволь­ствоваться малым, дадут точное опре­деление роскоши и даже назовут пред­меты, подпадающие под эту категорию. И их оценки немногим будут отличать­ся от мнения тех, кто привык ни в чем себе не отказывать. Люди руководству­ются здравым смыслом. «Майбах» — это роскошь. А вот о «Тойоте» так не скажут, хотя машина может быть очень дорогой. Многоэтажные загородные дворцы отдельных чиновников, биз­несменов, артистов, в которые они не стесняются впускать тележурналистов, — роскошь. Многоместные яхты, брил­лианты, личные самолеты тоже входят в этот список. Обычная парусная яхта, к примеру, уже не потянет на звание «роскошной».

Доля готовых поддержать введение в России налога на роскошь в среднем, по данным опроса ВЦИОМ, составля­ет 70 процентов. Более трех четвертей опрошенных представляют собой лю­дей малообеспеченных и представите­лей среднего класса. Но даже богатые респонденты (около 50 процентов) лояльно настроены по отношению к этой идее: каждый должен платить за то, что имеет. Следовательно, наши граждане все прекрасно понимают и четко определяют, что является пред­метом роскоши, а что нет. Они отнюдь не против, чтобы слегка приструнить чересчур расточительных богатеев, которые тратят деньги только на себя любимых.

Однако оценки «по понятиям», что называется, к делу не подошьешь.

Нужны более детальные, экономиче­ски выверенные параметры. Не ис­ключаю, что посчитать налоговую ставку, определить ключевые положе­ния в самом деле очень сложно. Дей­ствительно, а что считать верхним пределом роскоши? Например, сколь­ких квадратных метров должен быть дом или сколько должен стоить авто­мобиль, чтобы их отнести к категории «роскошных»?.. И все же правильно ответить на вопрос «Что такое ро­скошь?» можно.

Существует масса методик (в кон­це концов, следовало бы вниматель­нее изучить зарубежный опыт), по которым можно вывести более-менее объективную формулу. В прошлом году депутаты «Справедливой Рос­сии» внесли на рассмотрение Госду­мы законопроект о введении налога на роскошь. Недвижимое имущество

стоимостью от 30 миллионов рублей до 50 миллионов они предлагали об­лагать ставкой в размере 0,3 процен­та, а объекты стоимостью свыше 150 миллионов рублей — 5 процентов. Для транспортных средств стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей — 1, а свыше 60 миллионов — 7 процентов. Законо­датели подсчитали, что суммарные по­ступления от налога на роскошь могли бы составить в год около 165 миллиар­дов рублей… Однако законопроект так и не был рассмотрен, причем это была далеко не первая попытка депутатов обложить оброком богатство.

Пять миллионов — и не рублем меньше

И вот, наконец, первый конкретный шаг сделан. Еще в конце прошлого го­да Минфин был обязан определить четкие критерии того, что называть роскошью, но смог это сделать лишь сейчас. Законопроект о повышающих коэффициентах к ставкам транспорт­ного налога недавно внесен в Госдуму. Больше года ведомства потратили на то, чтобы согласовать механизмы об­ложения повышенным налогом доро­гие автомобили и определить ту «печ­ку», от которой следует плясать.

Так, в Налоговый кодекс вносятся изменения, по которым в отношении легковых автомобилей средней стои­мостью от 5 до 10 млн рублей вклю­чительно, с годом выпуска длительно­стью не более 5 лет, транспортный на­лог будет взиматься с коэффициентом 2. А к автомашинам ценой от 10 до 15 млн (с года выпуска прошло не более 10 лет), а также легковушки, куплен­ные за 15 млн рублей и выше (не более 20 лет), применяется коэффициент 3.

До того, как взять за основу сред­нюю стоимость автомашины, главное финансовое ведомство страны предла­гало ввести повышенные ставки налога в зависимости от мощности двигателя, чем привело экспертное сообщество в замешательство. Так как наличие боль­шого числа «лошадок» вовсе не означа­ет, что автомобиль относится к катего­рии «роскошных». Хотя в плане опре­деления стоимости и существует масса проблем (на вторичном рынке автомо­биль могут продать друг другу по наме­ренно заниженной цене), все же это, по мнению большинства экспертов авто­мобильного рынка, относительно точ­ный показатель «роскошности».

С другой стороны, доля условности в определении предела, за которым на­ступает эта самая роскошь, конечно, есть. В самом деле, не очень-то спра­ведливо, что тот, кто купил автомо­биль за 5,2 миллиона рублей, будет платить государству оброк, а тот, кто приобрел авто за 4,8 миллиона, избе­жит этой участи. Но это правило дей­ствует и в отношении множества дру­гих налогов — иных критериев никто еще не придумал.

При рассмотрении законопроекта в Госдуме можно было бы обсудить и некоторые другие идеи такого по­вышенного налога. Например, оттал­киваться не от первоначальной цены автомобиля, а от так называемой та­бличной, когда определяется стои­мость автомобиля на текущий год. В конце концов, «Мерседес» 2008 года выпуска, купленный в то время за бо­лее чем пять миллионов рублей, через несколько лет не будет стоить и четы­рех. Есть предложения снизить планку «роскоши» с пяти миллионов до трех, как предлагали «справедливороссы», что сбило бы цены и сделало всю си­стему более динамичной.

В любом случае, правительство и парламент вплотную приблизились к выполнению задачи, поставленной Президентом России в декабре про­шлого года, — обложить налогами личное сверхпотребление, в том числе дорогие автомобили. «Нужно справед­ливо облагать дополнительными на­логами так называемое престижное, демонстративное потребление», — от­метил Владимир Путин в послании парламенту. А в первый раз он заявил о необходимости введения налога на роскошь в своей программной «эко­номической» статье еще будучи пре­мьер-министром. Теперь политики, ранее наотрез отказывавшиеся рас­сматривать поступавшие на эту тему законопроекты и горячо убеждавшие общественность, что документы, да и сама идея, носят сугубо популистский характер, пребывают, мягко говоря, в неловком положении — когда-то го­ворили одно, теперь придется утверж­дать обратное.

Богатые тоже платят

Казалось бы, ответ на вопрос, кто должен платить этот сверхналог, оче­виден: наши доморощенные миллио­неры и миллиардеры. Достаточно за­глянуть в налоговые и имущественные декларации государственных людей, на особняки и автомобили бизнесме­нов, чтобы понять, что можно отнести к предметам роскоши, а что нет, кого надо слегка «потрясти», а кого оста­вить в покое. В одной только Москве — 76 миллиардеров. Это первые кан­дидаты-плательщики. Такого количе­ства «денежных мешков», кстати, нет даже в Нью-Йорке, где проживают 70 обладателей миллиардного состояния. Число соотечественников с доходом выше одного миллиарда рублей в год уже перевалило за отметку в четыреста человек, а 110 россиян вошли в список Forbes.

Между тем, минимальный раз­мер оплаты труда, как говорят наши дети, «ниже плинтуса», а на средне­статистические десять тысяч рублей пенсии можно лишь существовать и безропотно ждать своего последнего часа. Так что свой вклад в социальное развитие страны должны вносить и люди, материально обеспечен­ные, особенно те, кто любит демон­стративно показывать окружающим свое богатство.

Другое дело — сколько брать. Ко­нечно, французский опыт нам не пример. Идея тамошнего президента Франсуа Олланда ввести в стране на­лог на роскошь в размере 75 процентов с тех французов, чей доход составля­ет более одного миллиона евро в год, провалилась. Теперь 75-процентный налог будет взиматься не с физических лиц, а в виде отчислений с француз­ских компаний, в которых они работа­ют. У нас даже заикнуться о таком про­центе боязно — несколько безумной выглядит затея. Зато к нам пожаловал Жерар Депардье. Ему тут же дали рос­сийское гражданство (такую бы опера­тивность проявить и по отношению к нашим соотечественникам, желающим иметь двойное гражданство!) и пода­рили пару-тройку квартир в ряде рос­сийских городов.

Впрочем, перечень «адресов, квар­тир и явок» тех, кто должен платить этот налог, должен быть гораздо шире. Думается, его должны платить не толь­ко богатые граждане, у которых денег куры не клюют, но и некоторые дру­гие. Например, получившие в наслед­ство дорогие дома, автомобили, яхты, огромные участки земли. В течение определенного времени (своеобраз­ные налоговые каникулы) они могут разобраться со своим недвижимым и движимым имуществом. Ездить ли ему на дорогущей иномарке, тратить беше­ные деньги на бензин и обслуживание или продать подороже. Жить одному в двухсотметровой квартире на Куту­зовском проспекте или подобрать жи­лье поскромнее. Не разобрался — будь добр, плати. Стоит только внести за­прет на взимание налога с социально незащищенных людей — пенсионеров и матерей-одиночек, как на них тут же, за определенную мзду, наши ушлые бо­гачи зарегистрируют свою дорогущую собственность. Однако во внесенном законопроекте все-таки появилось по­ложение о не взимании налога с этой группы физических лиц — в силу их низких доходов. А унаследованные дома, квартиры и автомобили экстра­класса, стало быть, не в счет?

Деньги на бизнес или на яхты?

Несмотря на то, что сделан первый шаг по реализации инициативы Пре­зидента, дискуссии не утихают. Сто­ронники идеи «роскошного» налога приводят немало веских аргументов в пользу такого способа налогообложе­ния. Во-первых, не так уж велики рас­ходы на администрирование, как о том твердят оппоненты, — налог этот рас­пространяется на небольшой процент населения. Нанимать в большом ко­личестве дополнительный персонал, докупать оборудование, тратить кучу денег на зарплату не потребуется.

Во-вторых, разговоры о том, что богатые россияне станут пачками ску­пать дворцы, корабли, яхты и брил­лианты за границей, то есть выво­дить средства из страны, больше сма­хивают на обычные страшилки, мол, тронете нас — и «все пропало, шеф!». Куда опаснее для государства вывод капиталов из страны, особенно когда он приобретает массовый характер. К тому же, часть такого зарубежно­го имущества подвергается, как при­нято, декларированию, что позволяет точно узнать, кто из чиновников, что и за сколько купил. Последние скан­далы с зарубежными счетами и дома­ми, не упомянутыми в декларациях, тому подтверждение. Да и наши мил­лиардеры не такие уж равнодушные космополиты: каждому хочется хоро­шо пожить на Родине, среди березок, а не где-то на чужбине. Даже Роману Абрамовичу на его шикарной ях­те «Eclipse» наверняка снятся родные снега Чукотки…

В-третьих, налог на роскошь, хоть отчасти, но позволил бы сократить нынешний разрыв между бедными и богатыми. Если в западных странах эти доходы различаются в три-пять раз, то в России наиболее обеспечен­ная группа населения имеет доходы в 16 раз больше. Очевидно, что тепе­решняя налоговая система не может сбалансировать доходы, перераспре­делить средства в пользу неимущих.

В-четвертых, налог на роскошь даст реальный шанс покончить с привыч­кой людей богатых тратить деньги не на развитие своего бизнеса, а на сверх­дорогие товары личного пользования. Мотовство российских богачей в Ев­ропе и Америке уже стало притчей во языцех: дворцы, замки, яхты, самоле­ты, челядь, чаевые в тысячу евро. Сей­час, правда, спеси поубавилось, но все равно никто не отказывается от при­вычки показать свою крутизну за гра­ницей. Если никак не пробьет себе до­рогу прогрессивный налог, то налого­вые выплаты по статье «роскошь» хоть как-то компенсируют как финансовые, так и социальные потери — меньше станет стимулов демонстрировать свое сверхизбыточное потребление.

Противники идеи налога на ро­скошь утверждают, что никто из оли­гархов не станет его платить, так как они быстро найдут схемы по уклоне­нию от выплат. Например, большую часть своего движимого и недвижимо­го имущества зарегистрируют за гра­ницей. Но определенная его часть все равно останется в родном Отечестве, и с нее можно будет брать налог. Лучше хоть что-то, чем вообще ничего.

И выгода,и справедливость

Наверное, не стоит ждать от введе­ния этого налога больших финансо­вых вливаний, пополнения бюджета и т. д. Куда важнее реальное воплоще­ние идеи социальной справедливости. В экономике так случается, что порой не в деньгах счастье и даже не в их ко­личестве, а во взаимопонимании го­сударства и общества, в сбережении народа, как говорил Александр Сол­женицын. Налог на роскошь, следова­тельно, — не только тот бочонок, в ко­тором копятся средства на социальные нужды и на экономическое развитие, но в первую очередь наиболее яркое проявление идеи социального госу­дарства, той самой моральной состав­ляющей, без которой любой стране просто не выжить. Та же повышенная налоговая ставка на дорогие автомо­били — это не столько разновидность обычного транспортного сбора, спо­соб получения дохода, сколько налог на право пользоваться сверхдорогой и навороченной машиной. Как сказал один эксперт в ходе общественной дискуссии по поводу этого налога, он является «элементом регуляции соци­альной напряженности».

Почему же так туго продвигается эта вполне разумная идея, реализо­вать которую для нашего государства не составит большого труда? Вроде бы общественное мнение двумя рука­ми «за». Большинство законодателей, даже из числа тех, у кого «в кармане звенит», тоже не раз высказывалось в его поддержку. По мнению перво­го заместителя председателя Комите­та ГД по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, налог на роскошь и вы­текающая из него проблема «вырав­нивания доходов и дестимулирования паразитического потребления» явля­ются одним из самых серьезных вы­зовов сегодняшнего дня. Однако за­конопроекты никак не могут пробить себе дорогу. Нынешний документ, вне­сенный в Госдуму, скорее исключение, чем правило.

Совершенно очевидно, что идет массированное лоббирование бога­тыми бизнесменами, отдельными вли­ятельными членами правительства, особенно из финансового блока, и не­которыми законодателями своих част­ных интересов. Несмотря на то, что и глава государства, и руководитель пра­вительства ясно и во всеуслышание за­явили, что налогу на роскошь быть, ведомства продолжают наводить тень на плетень, споря на тему «Что такое роскошь»?

Не исключено, что нынешние и потенциальные обладатели роскошных автомобилей и жилья понимают, что после внесения законопроекта в пар­ламент будут приняты и другие реше­ния. Например, обязательно будет вве­ден налог на элитную недвижимость, о чем упоминал Президент. А там, гля­дишь, руки законодателей дотянутся до запрета ездить на дорогущих слу­жебных авто, держать огромную ар­мию скучающих водителей, жить на шикарных госдачах, летать первым классом, лечиться в суперсовремен­ных медицинских центрах, куда обыч­ным гражданам путь заказан. А вдруг глава государства в одном из своих программных выступлений вновь за­тронет тему социального равенства и назовет новые болевые точки? Что тогда? Придется исполнять президент­ское поручение.

На очереди — квадратные метры

Что касается будущего налога на элитное жилье, то, как известно, в следующем году налог на имущество будет рассчитываться, исходя из ка­дастровой оценки недвижимости. Это означает, что налоговые выплаты су­щественно возрастут, особенно для владельцев дорогих квартир в цен­трах городов или престижных райо­нах, так как налоги, выплачиваемые по нынешней инвентаризационной стоимости, значительно ниже реаль­ной рыночной цены. Относительно ущемления имущественных прав бед­ных семей, живущих в элитных домах и квартирах, мы говорили выше. Жить надо «по карману». Да и многие заслу­женные и незаслуженные пенсионеры сдают свои «роскошные» квадратные метры жильцам, хорошо на этом зара­батывая.

В любом случае, сказав «а», то бишь введя налог на роскошные автомоби­ли, придется говорить и «б» — вво­дить налог на рублевские терема. Есть предложения установить ставку на­лога на элитную недвижимость в раз­мере двух процентов от его стоимо­сти для владельцев жилья площадью свыше 1000 квадратных метров, а то и меньше. При этом богачей лишат воз­можности уклоняться от уплаты нало­гов из-за того, что возводимые дома и коттеджи якобы не достроены, напри­мер, регистрировать недвижимость, выждав два-три года недостроя, или оформлять сразу же на строительстве «нулевого цикла», постепенно повы­шая налоговую сумму выплат. Одно­временно, считают многие эксперты, следовало бы повысить необлагаемый минимум для владельцев любой не­движимости, который ныне составля­ет 20 квадратных метров.

А вот идея дополнительного нало­гообложения банковских депозитов, похоже, приказала долго жить. Ми­нистр финансов Антон Силуанов, выступая на съезде Ассоциации рос­сийских банков, отказался от ранее планировавшегося налога с вкладов для крупных доходов (более 1 милли­она рублей в год). Одна из основных причин — угроза резкого оттока де­нежных средств из России.

И еще один существенный момент, на который указывают многие депу­таты. Нельзя допустить, чтобы дохо­ды от налога на роскошь растеклись по бюджетным статьям. Они должны целенаправленно идти на помощь со­циально уязвимым группам населе­ния. По мнению члена Комитета ГД по Регламенту и организации работы Госдумы Светланы Горячевой, эти деньги можно было бы направить на поддержку проблемных семей и детей-сирот. «Мы считаем, что эти ресурсы нужно аккумулировать для поддерж­ки проблемной семьи и сиротства», — подчеркнула депутат. Идею направ­лять налог на роскошь на помощь де­тям-сиротам высказывали в конце прошлого года и представители фрак­ции «Единая Россия». В законе, следо­вательно, надо специально прописать те направления социальной помощи, куда станут стекаться средства от на­логовых сборов с богатых…

Итак, начало парламентскому об­суждению налога на роскошь, кото­рый, как теперь ясно, будет разбит на ряд законодательных актов, положе­но. Может, он станет «пробой пера» и для прогрессивного налога?

Николай ЛАШКЕВИЧ

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6136