Роскошь под пятой налога
Оказывается, на вопрос, что такое роскошь, ответить очень трудно
Моему бывшему соседу Васе с третьего этажа, организм которого испорчен чрезмерным употреблением спиртного, бутылка трехзвездочного коньяка производства захудалой сельской винодельни была бы большой роскошью. А топ-менеджеру нефтегазовой компании и изысканный «Курвуазье ХО Империал» тридцатилетней выдержки вовсе не роскошь. Кому-то «Бентли» — так себе автомобильчик, а для некоторых и старенькая «Лада» — предел мечтаний…
Роскошь — это что?
Если без шуток, то установить рубеж сверхпотребления — затея вполне реальная, не зависящая от личных пристрастий. Даже те, кто привык довольствоваться малым, дадут точное определение роскоши и даже назовут предметы, подпадающие под эту категорию. И их оценки немногим будут отличаться от мнения тех, кто привык ни в чем себе не отказывать. Люди руководствуются здравым смыслом. «Майбах» — это роскошь. А вот о «Тойоте» так не скажут, хотя машина может быть очень дорогой. Многоэтажные загородные дворцы отдельных чиновников, бизнесменов, артистов, в которые они не стесняются впускать тележурналистов, — роскошь. Многоместные яхты, бриллианты, личные самолеты тоже входят в этот список. Обычная парусная яхта, к примеру, уже не потянет на звание «роскошной».
Доля готовых поддержать введение в России налога на роскошь в среднем, по данным опроса ВЦИОМ, составляет 70 процентов. Более трех четвертей опрошенных представляют собой людей малообеспеченных и представителей среднего класса. Но даже богатые респонденты (около 50 процентов) лояльно настроены по отношению к этой идее: каждый должен платить за то, что имеет. Следовательно, наши граждане все прекрасно понимают и четко определяют, что является предметом роскоши, а что нет. Они отнюдь не против, чтобы слегка приструнить чересчур расточительных богатеев, которые тратят деньги только на себя любимых.
Однако оценки «по понятиям», что называется, к делу не подошьешь.
Нужны более детальные, экономически выверенные параметры. Не исключаю, что посчитать налоговую ставку, определить ключевые положения в самом деле очень сложно. Действительно, а что считать верхним пределом роскоши? Например, скольких квадратных метров должен быть дом или сколько должен стоить автомобиль, чтобы их отнести к категории «роскошных»?.. И все же правильно ответить на вопрос «Что такое роскошь?» можно.
Существует масса методик (в конце концов, следовало бы внимательнее изучить зарубежный опыт), по которым можно вывести более-менее объективную формулу. В прошлом году депутаты «Справедливой России» внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о введении налога на роскошь. Недвижимое имущество
стоимостью от 30 миллионов рублей до 50 миллионов они предлагали облагать ставкой в размере 0,3 процента, а объекты стоимостью свыше 150 миллионов рублей — 5 процентов. Для транспортных средств стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей — 1, а свыше 60 миллионов — 7 процентов. Законодатели подсчитали, что суммарные поступления от налога на роскошь могли бы составить в год около 165 миллиардов рублей… Однако законопроект так и не был рассмотрен, причем это была далеко не первая попытка депутатов обложить оброком богатство.
Пять миллионов — и не рублем меньше
И вот, наконец, первый конкретный шаг сделан. Еще в конце прошлого года Минфин был обязан определить четкие критерии того, что называть роскошью, но смог это сделать лишь сейчас. Законопроект о повышающих коэффициентах к ставкам транспортного налога недавно внесен в Госдуму. Больше года ведомства потратили на то, чтобы согласовать механизмы обложения повышенным налогом дорогие автомобили и определить ту «печку», от которой следует плясать.
Так, в Налоговый кодекс вносятся изменения, по которым в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн рублей включительно, с годом выпуска длительностью не более 5 лет, транспортный налог будет взиматься с коэффициентом 2. А к автомашинам ценой от 10 до 15 млн (с года выпуска прошло не более 10 лет), а также легковушки, купленные за 15 млн рублей и выше (не более 20 лет), применяется коэффициент 3.
До того, как взять за основу среднюю стоимость автомашины, главное финансовое ведомство страны предлагало ввести повышенные ставки налога в зависимости от мощности двигателя, чем привело экспертное сообщество в замешательство. Так как наличие большого числа «лошадок» вовсе не означает, что автомобиль относится к категории «роскошных». Хотя в плане определения стоимости и существует масса проблем (на вторичном рынке автомобиль могут продать друг другу по намеренно заниженной цене), все же это, по мнению большинства экспертов автомобильного рынка, относительно точный показатель «роскошности».
С другой стороны, доля условности в определении предела, за которым наступает эта самая роскошь, конечно, есть. В самом деле, не очень-то справедливо, что тот, кто купил автомобиль за 5,2 миллиона рублей, будет платить государству оброк, а тот, кто приобрел авто за 4,8 миллиона, избежит этой участи. Но это правило действует и в отношении множества других налогов — иных критериев никто еще не придумал.
При рассмотрении законопроекта в Госдуме можно было бы обсудить и некоторые другие идеи такого повышенного налога. Например, отталкиваться не от первоначальной цены автомобиля, а от так называемой табличной, когда определяется стоимость автомобиля на текущий год. В конце концов, «Мерседес» 2008 года выпуска, купленный в то время за более чем пять миллионов рублей, через несколько лет не будет стоить и четырех. Есть предложения снизить планку «роскоши» с пяти миллионов до трех, как предлагали «справедливороссы», что сбило бы цены и сделало всю систему более динамичной.
В любом случае, правительство и парламент вплотную приблизились к выполнению задачи, поставленной Президентом России в декабре прошлого года, — обложить налогами личное сверхпотребление, в том числе дорогие автомобили. «Нужно справедливо облагать дополнительными налогами так называемое престижное, демонстративное потребление», — отметил Владимир Путин в послании парламенту. А в первый раз он заявил о необходимости введения налога на роскошь в своей программной «экономической» статье еще будучи премьер-министром. Теперь политики, ранее наотрез отказывавшиеся рассматривать поступавшие на эту тему законопроекты и горячо убеждавшие общественность, что документы, да и сама идея, носят сугубо популистский характер, пребывают, мягко говоря, в неловком положении — когда-то говорили одно, теперь придется утверждать обратное.
Богатые тоже платят
Казалось бы, ответ на вопрос, кто должен платить этот сверхналог, очевиден: наши доморощенные миллионеры и миллиардеры. Достаточно заглянуть в налоговые и имущественные декларации государственных людей, на особняки и автомобили бизнесменов, чтобы понять, что можно отнести к предметам роскоши, а что нет, кого надо слегка «потрясти», а кого оставить в покое. В одной только Москве — 76 миллиардеров. Это первые кандидаты-плательщики. Такого количества «денежных мешков», кстати, нет даже в Нью-Йорке, где проживают 70 обладателей миллиардного состояния. Число соотечественников с доходом выше одного миллиарда рублей в год уже перевалило за отметку в четыреста человек, а 110 россиян вошли в список Forbes.
Между тем, минимальный размер оплаты труда, как говорят наши дети, «ниже плинтуса», а на среднестатистические десять тысяч рублей пенсии можно лишь существовать и безропотно ждать своего последнего часа. Так что свой вклад в социальное развитие страны должны вносить и люди, материально обеспеченные, особенно те, кто любит демонстративно показывать окружающим свое богатство.
Другое дело — сколько брать. Конечно, французский опыт нам не пример. Идея тамошнего президента Франсуа Олланда ввести в стране налог на роскошь в размере 75 процентов с тех французов, чей доход составляет более одного миллиона евро в год, провалилась. Теперь 75-процентный налог будет взиматься не с физических лиц, а в виде отчислений с французских компаний, в которых они работают. У нас даже заикнуться о таком проценте боязно — несколько безумной выглядит затея. Зато к нам пожаловал Жерар Депардье. Ему тут же дали российское гражданство (такую бы оперативность проявить и по отношению к нашим соотечественникам, желающим иметь двойное гражданство!) и подарили пару-тройку квартир в ряде российских городов.
Впрочем, перечень «адресов, квартир и явок» тех, кто должен платить этот налог, должен быть гораздо шире. Думается, его должны платить не только богатые граждане, у которых денег куры не клюют, но и некоторые другие. Например, получившие в наследство дорогие дома, автомобили, яхты, огромные участки земли. В течение определенного времени (своеобразные налоговые каникулы) они могут разобраться со своим недвижимым и движимым имуществом. Ездить ли ему на дорогущей иномарке, тратить бешеные деньги на бензин и обслуживание или продать подороже. Жить одному в двухсотметровой квартире на Кутузовском проспекте или подобрать жилье поскромнее. Не разобрался — будь добр, плати. Стоит только внести запрет на взимание налога с социально незащищенных людей — пенсионеров и матерей-одиночек, как на них тут же, за определенную мзду, наши ушлые богачи зарегистрируют свою дорогущую собственность. Однако во внесенном законопроекте все-таки появилось положение о не взимании налога с этой группы физических лиц — в силу их низких доходов. А унаследованные дома, квартиры и автомобили экстракласса, стало быть, не в счет?
Деньги на бизнес или на яхты?
Несмотря на то, что сделан первый шаг по реализации инициативы Президента, дискуссии не утихают. Сторонники идеи «роскошного» налога приводят немало веских аргументов в пользу такого способа налогообложения. Во-первых, не так уж велики расходы на администрирование, как о том твердят оппоненты, — налог этот распространяется на небольшой процент населения. Нанимать в большом количестве дополнительный персонал, докупать оборудование, тратить кучу денег на зарплату не потребуется.
Во-вторых, разговоры о том, что богатые россияне станут пачками скупать дворцы, корабли, яхты и бриллианты за границей, то есть выводить средства из страны, больше смахивают на обычные страшилки, мол, тронете нас — и «все пропало, шеф!». Куда опаснее для государства вывод капиталов из страны, особенно когда он приобретает массовый характер. К тому же, часть такого зарубежного имущества подвергается, как принято, декларированию, что позволяет точно узнать, кто из чиновников, что и за сколько купил. Последние скандалы с зарубежными счетами и домами, не упомянутыми в декларациях, тому подтверждение. Да и наши миллиардеры не такие уж равнодушные космополиты: каждому хочется хорошо пожить на Родине, среди березок, а не где-то на чужбине. Даже Роману Абрамовичу на его шикарной яхте «Eclipse» наверняка снятся родные снега Чукотки…
В-третьих, налог на роскошь, хоть отчасти, но позволил бы сократить нынешний разрыв между бедными и богатыми. Если в западных странах эти доходы различаются в три-пять раз, то в России наиболее обеспеченная группа населения имеет доходы в 16 раз больше. Очевидно, что теперешняя налоговая система не может сбалансировать доходы, перераспределить средства в пользу неимущих.
В-четвертых, налог на роскошь даст реальный шанс покончить с привычкой людей богатых тратить деньги не на развитие своего бизнеса, а на сверхдорогие товары личного пользования. Мотовство российских богачей в Европе и Америке уже стало притчей во языцех: дворцы, замки, яхты, самолеты, челядь, чаевые в тысячу евро. Сейчас, правда, спеси поубавилось, но все равно никто не отказывается от привычки показать свою крутизну за границей. Если никак не пробьет себе дорогу прогрессивный налог, то налоговые выплаты по статье «роскошь» хоть как-то компенсируют как финансовые, так и социальные потери — меньше станет стимулов демонстрировать свое сверхизбыточное потребление.
Противники идеи налога на роскошь утверждают, что никто из олигархов не станет его платить, так как они быстро найдут схемы по уклонению от выплат. Например, большую часть своего движимого и недвижимого имущества зарегистрируют за границей. Но определенная его часть все равно останется в родном Отечестве, и с нее можно будет брать налог. Лучше хоть что-то, чем вообще ничего.
И выгода,и справедливость
Наверное, не стоит ждать от введения этого налога больших финансовых вливаний, пополнения бюджета и т. д. Куда важнее реальное воплощение идеи социальной справедливости. В экономике так случается, что порой не в деньгах счастье и даже не в их количестве, а во взаимопонимании государства и общества, в сбережении народа, как говорил Александр Солженицын. Налог на роскошь, следовательно, — не только тот бочонок, в котором копятся средства на социальные нужды и на экономическое развитие, но в первую очередь наиболее яркое проявление идеи социального государства, той самой моральной составляющей, без которой любой стране просто не выжить. Та же повышенная налоговая ставка на дорогие автомобили — это не столько разновидность обычного транспортного сбора, способ получения дохода, сколько налог на право пользоваться сверхдорогой и навороченной машиной. Как сказал один эксперт в ходе общественной дискуссии по поводу этого налога, он является «элементом регуляции социальной напряженности».
Почему же так туго продвигается эта вполне разумная идея, реализовать которую для нашего государства не составит большого труда? Вроде бы общественное мнение двумя руками «за». Большинство законодателей, даже из числа тех, у кого «в кармане звенит», тоже не раз высказывалось в его поддержку. По мнению первого заместителя председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, налог на роскошь и вытекающая из него проблема «выравнивания доходов и дестимулирования паразитического потребления» являются одним из самых серьезных вызовов сегодняшнего дня. Однако законопроекты никак не могут пробить себе дорогу. Нынешний документ, внесенный в Госдуму, скорее исключение, чем правило.
Совершенно очевидно, что идет массированное лоббирование богатыми бизнесменами, отдельными влиятельными членами правительства, особенно из финансового блока, и некоторыми законодателями своих частных интересов. Несмотря на то, что и глава государства, и руководитель правительства ясно и во всеуслышание заявили, что налогу на роскошь быть, ведомства продолжают наводить тень на плетень, споря на тему «Что такое роскошь»?
Не исключено, что нынешние и потенциальные обладатели роскошных автомобилей и жилья понимают, что после внесения законопроекта в парламент будут приняты и другие решения. Например, обязательно будет введен налог на элитную недвижимость, о чем упоминал Президент. А там, глядишь, руки законодателей дотянутся до запрета ездить на дорогущих служебных авто, держать огромную армию скучающих водителей, жить на шикарных госдачах, летать первым классом, лечиться в суперсовременных медицинских центрах, куда обычным гражданам путь заказан. А вдруг глава государства в одном из своих программных выступлений вновь затронет тему социального равенства и назовет новые болевые точки? Что тогда? Придется исполнять президентское поручение.
На очереди — квадратные метры
Что касается будущего налога на элитное жилье, то, как известно, в следующем году налог на имущество будет рассчитываться, исходя из кадастровой оценки недвижимости. Это означает, что налоговые выплаты существенно возрастут, особенно для владельцев дорогих квартир в центрах городов или престижных районах, так как налоги, выплачиваемые по нынешней инвентаризационной стоимости, значительно ниже реальной рыночной цены. Относительно ущемления имущественных прав бедных семей, живущих в элитных домах и квартирах, мы говорили выше. Жить надо «по карману». Да и многие заслуженные и незаслуженные пенсионеры сдают свои «роскошные» квадратные метры жильцам, хорошо на этом зарабатывая.
В любом случае, сказав «а», то бишь введя налог на роскошные автомобили, придется говорить и «б» — вводить налог на рублевские терема. Есть предложения установить ставку налога на элитную недвижимость в размере двух процентов от его стоимости для владельцев жилья площадью свыше 1000 квадратных метров, а то и меньше. При этом богачей лишат возможности уклоняться от уплаты налогов из-за того, что возводимые дома и коттеджи якобы не достроены, например, регистрировать недвижимость, выждав два-три года недостроя, или оформлять сразу же на строительстве «нулевого цикла», постепенно повышая налоговую сумму выплат. Одновременно, считают многие эксперты, следовало бы повысить необлагаемый минимум для владельцев любой недвижимости, который ныне составляет 20 квадратных метров.
А вот идея дополнительного налогообложения банковских депозитов, похоже, приказала долго жить. Министр финансов Антон Силуанов, выступая на съезде Ассоциации российских банков, отказался от ранее планировавшегося налога с вкладов для крупных доходов (более 1 миллиона рублей в год). Одна из основных причин — угроза резкого оттока денежных средств из России.
И еще один существенный момент, на который указывают многие депутаты. Нельзя допустить, чтобы доходы от налога на роскошь растеклись по бюджетным статьям. Они должны целенаправленно идти на помощь социально уязвимым группам населения. По мнению члена Комитета ГД по Регламенту и организации работы Госдумы Светланы Горячевой, эти деньги можно было бы направить на поддержку проблемных семей и детей-сирот. «Мы считаем, что эти ресурсы нужно аккумулировать для поддержки проблемной семьи и сиротства», — подчеркнула депутат. Идею направлять налог на роскошь на помощь детям-сиротам высказывали в конце прошлого года и представители фракции «Единая Россия». В законе, следовательно, надо специально прописать те направления социальной помощи, куда станут стекаться средства от налоговых сборов с богатых…
Итак, начало парламентскому обсуждению налога на роскошь, который, как теперь ясно, будет разбит на ряд законодательных актов, положено. Может, он станет «пробой пера» и для прогрессивного налога?
Николай ЛАШКЕВИЧ