Разработаны требования к договорам «вези или плати» при экспорте угля

21.12.2021 11:26

Автор: Варвара Комарова

Законопроект: № 43217-8

Разработаны требования к договорам «вези или плати» при экспорте угля
  © Тимур Ханов/ПГ

Правительство подготовило проект поправок к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, которые призваны стать базой для развития института перевозок по принципу «вези или плати» в сфере экспорта угля. Документ опубликован в базе Госдумы.

Сейчас закон даёт право отправляющим грузы компаниям добровольно заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. При этом норма не содержит положений о взаимной и соразмерной ответственности грузоотправителей и перевозчиков.

Схема «вези или плати» должна отрегулировать сферу. В договорах, заключённых по этому принципу, могут быть прописаны дополнительные условия.

Согласно проекту, в обязанности грузоотправителя — клиента перевозчика будет входить оплата за перевозку вне зависимости от того, были ли предъявлены сами грузы. В случае если груз не был предъявлен из-за непреодолимых обстоятельств, споры с перевозчиком по поводу оплаты будут регулироваться в досудебном порядке. 

Если перевозчик не принимает груз, нарушая договор, на него будет наложен штраф в размере суммы провозных платежей за непринятый объём. Аналогично, если груз не был принят по не зависящей от перевозчика причине, споры подлежат разрешению до суда. 

При отклонении от заявленного объёма груза в 5% санкции как для грузоотправителя, так и для перевозчика не предусмотрены.

Предлагается применять принцип для экспортных перевозок угля с железнодорожных станций, расположенных на территории Кемеровской области — Кузбасса, к терминалам пропуска через границу на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах. Объёмы перевозок по договорам «вези или плати» проект устанавливает на три ближайших года.

В марте на совещании, посвящённом развитию угольной отрасли, Президент России Владимир Путин поручил задействовать экспортные доходы угольной отрасли для укрепления и диверсификации угледобывающих регионов. Также российский лидер подчеркнул, что РЖД и угольные компании должны заключить долгосрочные соглашения, фиксирующие взаимные обязательства в рамках поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион до 2024 года. По словам президента, в основе этих соглашений можно было бы заложить принцип «вези или плати», сообщал «Интерфакс».

В августе первый заместитель председателя Правительства Андрей Белоусов на встрече с представителями угледобывающих компаний Кузбасса заявил, что в 2024 году объём экспорта угля из региона должен составить 68 миллионов тонн. Согласно разработанному проекту, 10 миллионов тонн из этого объёма планируется перевозить в рамках договоров «вези или плати».

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в январе.