Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Прокредитуй США, а потом развивай экономику

Законопроект о бюджетном правиле непросто прошёл первое чтение в Госдуме

05.07.2017 20:09

Автор: Юрий Скиданов

Прокредитуй США, а потом развивай экономику
Замглавы Министерства финансов РФ Владимир Колычев. Фото РИА Новости

В правительственной ложе Госдумы смеялись, когда на пленарном заседании Владимир Колычев, заместитель министра финансов РФ, благодарил депутатов «за конструктивную критику» правительственного законопроекта по введению бюджетного правила.

Третье пришествие правила

Причина смеха членов правительственной команды была вполне очевидной: трудно назвать «конструктивным» тот аргументированный разгром, который в процессе обсуждения устроили в своих выступлениях на пленарном заседании Госдумы депутаты оппозиционных фракций правительственной инициативе, которую Владимир Колычев представил законодателям. Оговоримся сразу: речь шла не о собственно бюджетном правиле — норме, согласно которой после того, как цена барреля нефти достигнет определённой фиксированной величины, экспортные доходы направляются в резервные фонды — на сегодняшний день это Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд. Впервые такой механизм был предложен Алексеем Кудриным, министром финансов России по рекомендации МВФ под предлогом «сохранить деньги на чёрный день». Сырьевые сверхдоходы сохраняли преимущественно в американских долговых обязательствах да так, что, как ядовито заметил в ходе дискуссии Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, «говорили, что деньги тратить не будем, отложим на чёрный день, а когда настал чёрный день — всё равно денег [в экономику] не дали…»

Именно эта тема — насколько эффективно Правительство сможет распорядиться нефтяными сверхдоходами и в какой степени квалифицированно обоснован конкретный параметр — 40 долларов за баррель — уровня, при котором начинает действовать бюджетное правило, стала лейтмотивом в критических выступлениях депутатов.

А начиналось всё хорошо: от имени Правительства Владимир Колычев рассказал, какое благотворное воздействие на экономику окажет бюджетное правило: оно позволит отказаться от нефтяной зависимости, восстановит инвестиционную активность, создаст резервы на случай падения сырьевых котировок, позволит снизить дефицит госбюджета до 1 процента уже к 2019 году.

Но Николай Коломейцев от имени фракции КПРФ напомнил, что подобными формулировками аргументировали необходимость введения бюджетного правила уже дважды, это «третье пришествие». И никаких золотых гор не выросло, скорее, напротив — деньги вложили в зарубежные финансовые активы, прежде всего в американские, а не в развитие собственной экономики, создание рабочих мест и высокотехнологичных производств. Сергей Катасонов, представляя позицию ЛДПР, высказал сходные аргументы, добавив, что Правительство даёт только один вариант расходования сырьевой сверхвыручки — вложить в зарубежные активы, «адсорбируя» рублёвую массу и финансово обескровливая реальный сектор экономики.

У Правительства новых идей нет

Надо сказать, что Владимир Колычев, сам, видимо, не предполагавший, что ему придётся отвечать за все «загогулины» либеральной финансовой политики последних пятнадцати лет, не в полной мере смог убедительно противостоять депутатскому натиску. Да и то — вопросы ему задавали, что называется, не по погонам: вряд ли заместитель министра финансов, курирующий довольно узкую сферу, компетентен отвечать по комплексу экономических проблем. Потому и попадал в логическую ловушку, обосновывая, скажем, необходимость вкладывать средства в зарубежные финансовые инструменты, а не в собственную экономику. Такой порядок, по его словам, необходим «для того, чтобы создать основу для новой экономики, независимой от нефтяных цен». Иными словами, вместо того чтобы сейчас развивать новые мощности, направленные на повышение благосостояния, надо сначала прокредитовать экономику США, вложив экспортную выручку в американские казначейские обязательства, как это произошло в марте этого года, — тогда купили АДР на 13, 3 миллиарда долларов, доведя их объём до 104 миллиардов долларов — эквивалент 6 триллионов рублей, или без малого 40 процентов годового дохода федерального бюджета! Но не проще ли сразу определить приоритеты и без разного рода непонятных промежуточных этапов, пролегающих через Минфин не самой дружественной державы, начать финансировать реальный сектор экономики? Тем более что примеров, когда производство начинает расти при благосклонном внимании государства в последние годы, хоть отбавляй! Другой аргумент, который Колычев привёл, отвечая на требование депутата Андрея Андрейченко, заместителя председателя Комитета по продовольственной политике и природопользованию, обосновать целесообразность «замораживания» ресурсов в «банках стран — членов НАТО», — «надо создать резерв, чтобы в случае, если цены на нефть упадут, мы выполнили все обязательства бюджета». Но как это сочетается с тем, что именно бюджетное правило, как чуть раньше убеждал от имени Правительства тот же Колычев, гарантирует свободу экономики от нефтяных цен! Вывод из такого противоречия простой — не верит исполнительная власть в то, что новый порядок использования нефтяных доходов в рамках либеральной монетаристской модели переведёт экономику в новое качество.

А ведь даже относительно небольшая часть ресурсов — около 7 миллиардов долларов из совокупных примерно триллиона нефтяных долларов за последние10 лет, — направленная из ФНБ на стратегические инфраструктурные проекты, дала ощутимую отдачу и в новых транспортных артериях, и в современно обустроенных месторождениях Сибири и Крайнего Севера, и в 130 тысячах дополнительных рабочих мест, о чём не преминул упомянуть Андрей Макаров, осаживая наиболее эмоциональных критиков.

Рискну сделать вывод, что дискуссия в парламенте по техническому, казалось бы, вопросу стала продолжением растущего недовольства и в обществе, и среди, как принято говорить, экспертов и немалой части представителей властных эшелонов, не довольных результатами и главное — неизменностью либеральных принципов в экономике. По этому поводу Сергей Катасонов, завершая своё выступление, привёл афоризм Альберта Эйнштейна: «Если вы повторяете один и тот же эксперимент десять раз, наивно было бы ожидать, что вы получите результат, отличный от первоначального».

Как бы там ни было, законопроект о том, чтобы ввести бюджетное правило, в среду был принят в первом чтении. Однако Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, заверил депутатов, что ко второму чтению законопроект существенно доработают, в частности, исключив возможность ликвидации Фонда национального благосостояния.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 8550