Проблемные авиакомпании могут лишить лицензий

Комитет Госдумы по транспорту 10 октября представит пакет предложений по повышению контроля за авиарынком

Проблемные авиакомпании могут лишить лицензий

Фото: vim-avia.com

После истории с «ВИМ-Авиа» Госдума и Минтранс предложили создать страховой фонд пассажиров на случай банкротства авиакомпаний, повысить штрафы за несвоевременную выдачу билетов, усилить контроль за финансово-экономическим состоянием перевозчиков.

Законодатели защитят пассажиров

В прошлую среду, 27 сентября, глава Росавиации Александр Нерадько выступил на пленарном заседании с отчётом о вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа». Председатель Госдумы Вячеслав Володин, комментируя его отчёт, поручил думскому Комитету по транспорту создать рабочую группу, которая в течение двух недель должна подготовить предложения по совершенствованию законодательства в сфере авиаперевозок. «Нам должно быть стыдно, что эти ситуации повторяются регулярно», — сказал спикер нижней палаты.

Как сообщил 4 октября на расширенном заседании Комитета Госдумы по транспорту глава комитета Евгений Москвичёв, в течение недели рабочая группа работала над законодательными предложениями вместе с Минтрансом и перевозчиками. К понедельнику, 9 октября, министерство должно подготовить свои предложения по повышению контроля за авиарынком, а 10 октября эти предложения будут озвучены на заседании комитета. «Разговор будем вести в открытом режиме вплоть до формирования поправок, — сказал министр транспорта Максим Соколов. — Нужно принять меры, которые в дальнейшем позволят не допустить повторения таких ситуаций, чтобы пассажиры и туристы не терпели таких неудобств».

Пассажиров «ВИМ-Авиа» вывозят с курортов

По вине «ВИМ-Авиа» 38 тысяч пассажиров не могли вылететь из-за границы. Общая кредиторская задолженность компании составила 10 миллиардов рублей. Были отменены рейсы с курортов, отменялись и задерживались внутрироссийские рейсы. Перевозкой пассажиров занимались другие авиакомпании. Собственник «ВИМ-Авиа» скрылся на следующий же день после заявления о банкротстве, и в компании было введено антикризисное управление.

На прошлой неделе был создан оперативный штаб по перевозке пассажиров. По словам Максима Соколова, уже в понедельник, 2 октября, острая ситуация с «ВИМ-Авиа» была ликвидирована, а с 3 октября рейсы этой авиакомпании из-за границы осуществляются в плановом порядке. Туристов из Турции направляют напрямую в различные регионы России, а не через Москву. Есть туристы, которые ожидают вылета из Римини, Тенерифе, из Китая.

Максим Соколов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

По его словам, «сетка расписания выдерживается», и никакого напряжения не фиксируется. Некоторые туристы, которые приобрели билеты «ВИМ-Авиа», переждали кризис, находясь в путешествии, и сейчас ожидают вылета домой. Максим Соколов заверил, что вся необходимая информация предоставляется им оперативно.

От действий «ВИМ-Авиа» пострадали и туроператоры, которые вынуждены были платить за проживание туристов, закупать дополнительные билеты, чтобы вывезти граждан с курортов, дополнительно оплачивать трансфер. звестный туроператор с апреля по октябрь купил у авиакомпании билетов на 850 миллионов рублей, а его потери от действий «ВИМ-Авиа» составили 150 миллионов. Другой туроператор потерпел убытки на 700 миллионов.

Ряд авиакомпаний под угрозой банкротства

Выступая на пленарном заседании Госдумы, глава Росавиации Александр Нерадько предложил повысить ответственность авиакомпаний, введя страхование ответственности за пассажирские авиаперевозки. Он отметил, что сами перевозчики выступают против ужесточения ответственности. Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тосун на заседании комитета заявил, что законодательных мер и так достаточно. «Случай с «ВИМ-Авиа» подтверждает, что на каком-то этапе происходит сбой. Надо определить, где в этой цепочке слабое звено», — сказал он.

Но в Госдуме и Министерстве транспорта уверены, что «слабое звено» — это недобросовестные авиакомпании и отсутствие должного контроля за их финансовым состоянием. «ВИМ-Авиа» начала отменять рейсы ещё в начале лета, но глава Росавиации заявил, что летом она находилась в первой группе авиакомпаний, которые являются финансово благополучными.

Законодательство могут усовершенствовать через месяц-два, а компании могут обанкротиться уже завтра.

Член Комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов считает, что Росавиации предоставили недостоверные данные. У депутата есть свидетельства, что «ВИМ-Авиа» в июне этого года уже относилась к третьей категории авиакомпаний, и у неё уже был риск банкротства.

Интересно, что сейчас 13 компаний находится в четвёртой категории, то есть в ещё более шатком положении, чем «ВИМ-Авиа». По его словам, среди них: «Краснодар», «Псков-Авиа», «Газпром-Авиа», «Лукойл-Авиа», Utair, Red Wings. «Нам что, ждать коллапса и по этим компаниям? Законодательство могут усовершенствовать через месяц-два, а компании могут обанкротиться уже завтра», — сказал Александр Старовойтов.

Несмотря на такие данные, глава Комитета по транспорту Евгений Москвичёв заверил, что финансовое состояние российских авиакомпаний не вызывает опасений. Но не исключил, что в марте может быть проведена аттестация всех авиакомпаний.

Перевозчикам придётся отчитываться и платить компенсации за задержку рейса

Какие меры предлагает принять Минтранс? Во-первых, создать страховой фонд, за счёт средств которого будут осуществляться перелёты в случае банкротства авиакомпании, чтобы не допустить сбои при реализации полётного плана. «Такой опыт есть у туристического сообщества («Турпомощь». — Прим. ред), — сказал Соколов. — Думаю, предложим эффективные меры, чтобы серьёзным образом, не обременяя авиакомпании, иметь определённый резерв для решения вопросов в критических ситуациях».

Также предлагается повысить размер компенсаций, получаемых пассажирами при задержке рейса. «Понятно, что это будет дополнительная нагрузка для авиакомпаний, но только для недобросовестных», — подчеркнул министр.

Кроме того, могут ввести санкции за нарушение правил продажи авиабилетов. Евгений Москвичёв считает, что авиакомпания должна предоставлять авиабилет минимум за 48 часов до вылета самолёта. В Минтрансе уверены, что, улетая отдыхать, пассажир должен иметь на руках билет туда и обратно. Сейчас многие авиакомпании предоставляют билеты в страну отдыха за сутки до вылета и выдают обратный билет за сутки до вылета в Россию.

Для повышения контроля за финансово-экономическим состоянием авиакомпаний предлагается обязать их чаще предоставлять финансовую отчётность. Сейчас они отчитываются перед Росавиацией раз в полгода. В депутатском сообществе есть предложения предоставлять такую информацию раз в неделю в режиме онлайн.

«Не думаю, что передача этой информации регулятору, уполномоченному Правительством органу будет раскрытием коммерческой тайны. Если речь идёт об интересах пассажиров, их безопасности во время зарубежных поездок, то, конечно, ни о какой коммерческой тайне речь идти не может», — сказал Максим Соколов.

Если же финансовое состояние компании нестабильно и она близка к банкротству, её деятельность будет приостановлена и ей временно запретят продавать билеты. Наиболее проблемные авиакомпании могут лишить лицензии.

Просмотров 3185

04.10.2017 17:44

Загрузка...

Популярно в соцсетях