Предвестник мирной жизни
70 лет назад начался выпуск самого культового советского автомобиля «Победа».
Легендарный автомобиль рождался в самые трудные для страны годы и стал настоящим символом преодоления.
«Победа» — это тот автомобиль, которым мы по праву можем гордиться», — директор Музея истории ГАЗ Наталья Колесникова не скрывает своего особого расположения к любимцу. В экспозиции музея десятки машин, которые когда-либо выпускал Горьковский автозавод, но именно о «Победе» она готова говорить часами. Этот автомобиль не просто опережал свое время, он приближал будущее.
В феврале 1943 года, буквально на следующий день после выигранной Сталинградской битвы, в Москве открылось большое совещание наркомата автомобильной промышленности. На него были приглашены практически все руководители автозаводов и конструкторских служб страны. Разговор, как ни странно, пошел о послевоенной перспективе автомобилестроения.
- Я до сих пор этого понять не могу, — задумчиво говорит Наталья Колесникова. — Перелом в войне только-только забрезжил, еще, по сути, ничего неясно, а руководство страны уже обсуждает мирную жизнь.
Не все оказались готовы тогда к конструктивному разговору. Военно-политическая обстановка к тому моменту не созрела для того, чтобы всерьез обсуждать, что мы будем выпускать вместо танков и самоходок. Из всех присутствовавших только главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт высказал какую-то реальную и конкретную идею, фактически концепцию производства модельного ряда грузовых и легковых автомобилей.
Танки стране были по-прежнему нужны, но идея легкового автомобиля уже не просто витала в воздухе, а была осмыслена и обрела конкретные черты. Это, конечно, говорит о большом таланте и умении заглянуть в будущее, чем, несомненно, обладал выдающийся конструктор.
РАЗРАБОТКА
На самом деле идея нового автомобиля возникла еще до войны. Художник Вениамин Самойлов, профессии автомобильного дизайнера тогда еще не было, уже в 30-е годы вырисовывал на ватмане первые контуры будущего символа Победы советского народа.
Надо сказать, что опыта в создании кузовов у нас не было. Все заимствовали из-за рубежа: штампы, инструментальную оснастку. В этот раз все пришлось делать самим, и Липгарт решил воплотить свою давнюю задумку с несущим кузовом.
- Раньше все автомобили были рамного типа, — рассказывает Наталья Колесникова. — На массивную металлическую раму устанавливали двигатель, рулевое управление, подвеску и сам кузов. В «Победе» все крепилось сразу к кузову. Это сделало автомобиль более легким. На Западе в то время тоже стали появляться такие автомобили, но в серийной, конвейерной сборке машин с несущим кузовом мы стали пионерами.
Форму кузова создавали под впечатлением трофейного немецкого автомобиля Opel Kapitan 1938 года. Образец этого авто, отбитый Красной армией у вермахта, попал на Горьковский автозавод в 1941 году. Передняя подвеска у «Победы» позаимствована именно у «немца». Но все остальное переработали до неузнаваемости. Стараниями Вениамина Самойлова модель автомобиля получила обтекаемую форму без привычных выступающих крыльев, с утопленными фарами.
- В 1943 году мы приступили к работе, — продолжает исторический экскурс директор музея. — Завод к тому времени был очень сильно разрушен. Немцы, готовясь к битве на Курской дуге и зная о том, что в операции предстоит участвовать большому количеству танков и самоходок, пытались сровнять ГАЗ с землей.
52 цеха было полностью разрушено, 9 тысяч единиц оборудования выведено из строя, но завод продолжал, приближая Победу, выпускать легкие танки Т-70 и самоходки Су-76, а параллельно шла работа над автомобилем. И уже в 1944 году он был создан в металле. Прототип проехал по улицам города в ноябре и поучаствовал в параде в честь Октябрьской революции.
ПОКАЗ
А в 1945 году его уже показали Иосифу Сталину.
- Это было через месяц после капитуляции Германии, 19 июня, — уточняет Наталья Колесникова. — Привезли два автомобиля: один с четырех-, а другой с шестицилиндровым двигателями. Показ вышел довольно нервным.
О том событии мы можем сегодня судить только по скупым воспоминаниям главного конструктора Андрея Липгарта и дошедших до наших дней баек с различной степенью доверия к источнику. По словам директора музея, товарищу Сталину автомобиль не понравился. Он вообще был любителем больших и громоздких американских паккардов. А тут небольшая машина совершенно авангардной формы.
Конфуз произошел, когда Сталин, знакомясь с автомобилем, сел на заднее сиденье, — фуражка вождя уперлась в потолок. И это несмотря на то что он сам был небольшого роста. Каплевидная форма кузова, сужающаяся назад, позже не раз доставляла неудобства высшим военным чинам, которым было некомфортно в высоких папахах.
На показе присутствовал нарком автомобильной промышленности Степан Акопов, директор завода Иван Лоскутов и главный конструктор Андрей Липгарт. Источники расходятся во мнении, кто именно предложил Сталину назвать автомобиль в честь Победы советского народа над фашистской Германией.
- Сталин обронил что-то вроде того, что «невелика, мол, Победа» и «не такой Победы достоин советский народ», но с названием согласился, — делится версиями исторического разговора Наталья Колесникова.
Байку о том, что первоначально автомобиль хотели назвать «Родина», но передумали после строгого вопроса товарища Сталина: «Почем Родину будете продавать?» — придумали журналисты. В 2002 году Тимур Бекмам- бетов снял рекламный фильм к 70-й годовщине завода и там воспроизвел эту легенду.
- Такого просто не могло быть, — убеждена историк завода. — Это был конец самой кровопролитной в истории страны войны, в которой мы одержали такую тяжелую Победу. Автомобиль был ее символом.
СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ГОСТАМ
В июне 1946 года на заводе приступили к производству автомобиля. Однако дело шло с большим трудом. Задерживались чертежи деталей, не было необходимого оборудования. Объективные трудности и препятствия пытались преодолевать нахрапом и за счет штурмовщины. Конвейера еще не было, использовались обходные технологии. Всего до конца года удалось выпустить лишь 23 машины.
В итоге получили очень много недоделок и «детских болезней», которых можно было избежать при тщательной и кропотливой отладке конструкции. Первые «Победы», к примеру, не могли похвастать герметичностью кузова: при езде в метель в салон попадал снег. Автомобиль с трудом выдерживал затяжные подъемы. Задний мост шумел. Неровности дороги сотрясали штурвал. Дверные ручки ломались. Ветровые стекла лопались, а стекла дверей дребезжали. Отсутствовали обогреватель лобового стекла и отопитель. Зимой, по некоторым свидетельствам, на этой машине ездить было просто невыносимо.
Тем не менее Липгарт верил в свое детище и всем доказывал, что автомобиль хороший, только надо устранить недостатки. «По моему твердому убеждению, автомобиль М-20 с «четверкой» полностью соответствует своему основному назначению — заменить в народном хозяйстве автомобиль М-1. Более того, я беру на себя смелость заявить, что по экономичности, качеству рессорной подвески, устойчивости на дороге и показаниям собственно двигателя эта машина является выдающейся», — писал он.
В октябре 1948 года постановлением правительства производство легковых автомобилей на ГАЗе было приостановлено до устранения всех недостатков.
Год занимались работой над ошибками. В конструкцию автомобиля было внесено множество изменений. Специалисты провели оценку динамических качеств и усталостной прочности кузова. Большое внимание уделяли проходимости машины.
Наконец, в ноябре 1949 года новый конвейер заработал. Но прежде «Победу» во второй раз показали Иосифу Сталину.
Вместе с седаном вождю показали и модель с кузовом кабриолет. Помня о конфузе при первом знакомстве с «Победой», Сталин снова сел на заднее сиденье и отметил, что салон стал просторнее, места над головой было достаточно. Министр автомобильной промышленности Акопов тогда же обратил внимание лидера страны, что теперь все советские автомобили оборудуются обогревателями.
Группу автозаводцев, которые проектировали автомобиль и доводили его до конвейера, наградили Сталинской премией. Кстати, Андрей Липгарт получал эту награду целых пять раз.
В ЛИЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
С началом массового выпуска «Победы» в лексиконе советского человека впервые появилось слово «автолюбитель». Машину теперь можно было купить. Это был первый автомобиль — товар. А первый советский автомагазин располагался на Тепляковской набережной в Москве. Там можно было выбирать между «Москвичом-401» за 9 тысяч рублей, «Победой» — за 16 тысяч и умопомрачительно дорогим ЗИМом — за 40 тысяч. Для сравнения: средняя зарплата в то время была 800 рублей. На личное авто надо было собирать деньги, но желающих было предостаточно.
Проблема ремонта автомобиля решалась в те времена очень просто: владелец отвозил его на авторемонтный завод и, заплатив небольшую сумму, получал возможность выбрать понравившуюся ему машину из уже отремонтированных.
Всего было выпущено более 240 тысяч автомобилей. «Победу» пытались сделать полноприводной для удобства председателей колхозов. Были спортивные модификации «Победа-спорт». «Победа» работала в качестве такси, а также была первым советским автомобилем, который продавался на экспорт. Ее покупали в Венгрии, Финляндии, а в середине 50-х годов лицензию на ее производство приобрела Польша. Автомобиль получил название «Варшава» и выпускался до начала 70-х годов.
- В нашей экспозиции стоит уникальная «Победа», — завершая обзорную экскурсию, рассказала директор музея. — В 1958 году с конвейера сошел последний автомобиль этой серии, уступив место 21-й «Волге». Рабочие, которые его собирали, решили сохранить экземпляр для музея, которого еще тогда не было. Так появился этот экспонат.