Покушение на госказну
Борьба с поддельной выпивкой должна пополнить доходы федерального бюджета
![Покушение на госказну Покушение на госказну](https://www.pnp.ru/upload/entities/2017/05/31/article/detailPicture/ba/2f/e3/b2/e17825aca2d1e6e48f66e0f22db53075.jpg)
Контрафакт — это обозначение сомнительной или поддельной продукции в последние годы превратилось из юридического термина в определение экономического явления. Его масштабы оценить трудно, обобщающая статистика и методологии сбора пока отсутствуют, но неоспоримо одно: контрафакт ощутимо влияет на российскую экономику. Особенно это касается фальшивой винно-водочной продукции, которая дает традиционно высокий доход в госбюджет.
Шик за три копейки
Сначала попробуем определить: что же подразумевают под контрафактом? Общее юридическое понятие таково: контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав; сфальсифицированные потребительские товары; использование чужого логотипа или схожего с ним до степени смешения. В быту под контрафактом обычно понимают некачественные товары, подделку под продукцию или изделия известных фирм с хорошей репутацией. Очень часто контрафакт путают с контрабандой, суть которой — незаконный ввоз товаров независимо от их юридического статуса и оригинальности происхождения.
При этом контрафактные товары совсем не обязательно должны быть низкокачественными; в истории известны случаи, когда подделка оказывалась лучше оригинала. К примеру, эксперты, проводившие исследования спортивной амуниции одной весьма известной фирмы, признали, что подделка выше качеством, чем оригинал! А подпольные производители часов известных марок добились такого совершенства, что японские часовые фирмы стали заказывать у них некоторые модели своих часов, таким образом, решив сразу две задачи — понизить себестоимость своих изделий и легализовать производство под своим управлением.
Не исключение и предмет нашего сегодняшнего исследования — алкоголь. Известен случай, когда таможенники исследовали партию перехваченного контрабандного вермута известной итальянской марки, произведенного предположительно в Польше. Так вот, приглашенные эксперты-пищевики большинством голосов признали подделку оригиналом!
Однако в большинстве случаев, конечно, контрафакт не дотягивает до уровня легальных высокотехнологичных производств, работающих по жестким стандартам и под контролем многочисленных служб качества.
Оставим в стороне многочисленные подделки предметов роскоши — дорогих аксессуаров известных фирм, сумок, ручек, часов, одежды и прочего — это, в общем-то, безобидное явление, порожденное потребительской снобистской психологией: и мы можем позволить выглядеть на миллион, потратив три копейки. С этим явлением правообладатели люксовых брендов борются долго и безуспешно, но на глобальное состояние экономики оно не влияет. Да и для самих легальных фирм часто является формой пиара: коль твои изделия подделывают, значит, ты моден, успешен и в спросе. В любом случае этот вид фальсификаций — проблема правоохранительных органов.
А вот контрафакт алкоголя не только наносит ощутимый ущерб госказне, которая недополучает миллиардные суммы акцизных сборов, но и способен создать серьезные проблемы в здравоохранении: даже по учтенным данным, смертность от употребления этиловых фальшивок измеряется сотнями в год.
Алкоголь — бесспорный лидер потребительского контрафакта, который составляет до 40 процентов от реализуемой продукции! Как правило, фальсификат идет под известными торговыми марками, что должно усыпить подозрительность покупателя. Но опасность подделок в том, что они, как правило, не проходят контроль качества и потенциально могут причинить вред здоровью. Изготовленные в кустарных цехах, по упрощенной технологии и рецептуре из сомнительного сырья фирмами-однодневками, не платящими налоги и сборы, фальсифицированные продукты дешевы и потому быстро реализуемы. Малый и средний бизнес, задавленный налоговыми и прочими контролирующими органами, уходит в контрафактную тень, чтобы быстро обернуть таким образом средства, получив максимальную прибыль. Противозаконно? Да, но, видимо, размеры дохода таковы в этом варианте, что позволяют нейтрализовать претензии правоохранителей.
Контрафакт алкоголя не только наносит ощутимый ущерб госказне, которая недополучает миллиардные суммы акцизных сборов, но и способен создать серьезные проблемы в здравоохранении«
Польша — родина виски
В России со времен Ивана Грозного, открывшего первое казенное питейное заведение на нынешней Софийской набережной напротив Кремля, алкоголь всегда имел особое значение для экономики. Государственная монополия на производство и торговлю спиртным давала немалый доход в казну, а одной из форм поощрения дворянства было право не только на винокурение для собственного употребления, но и на продажу спиртного. И всегда существовала дилемма между государственными доходами и «спаиванием народа».
При этом когда побеждали сторонники трезвости, в государстве Российском странным образом случались масштабные катаклизмы: и в ходе Первой мировой войны, когда был введен запрет на торговлю спиртным, — Российская империя прекратила существование, и семьдесят лет спустя, в 1984 году, когда в Советском Союзе началась антиалкогольная кампания, — страна распалась.
Может быть, поэтому в постсоветской России отказались от госмонополии на производство и продажу алкоголя, несмотря на то что бюджет в начале 90-х формировался, по разным оценкам, на 20-40 процентов за счет продажи алкоголя. Теперь производить и продавать алкоголь мог любой, оформив соответствующие лицензии. В этот же период в Россию хлынул поток мутной продукции под известными брендами. Производили виски и джин преимущественно предприимчивые поляки, имеющие немалый опыт в копировании всего и вся — от джинсов до односолодового шотландского виски.
Неискушенная российская публика весь этот фальсификат переваривала с соответствующим ущербом для собственного здоровья. По оценкам экспертов, от алкоголизма и отравления этиловыми суррогатами в России умирало ежегодно около полумиллиона человек, 40 процентов мужского населения страдают алкогольной зависимостью или являются хроническими алкоголиками.
В постсоветской России отказались от госмонополии на производство и продажу алкоголя, несмотря на то что бюджет в начале 90-х формировался, по разным оценкам, на 20-40 процентов за счет продажи алкоголя»
Цена вопроса
К тому же поддельный контрабандный алкоголь лишал казну доходов: понятно, что акцизы с фальсификата никто не платил, поддерживая низкую цену, гарантирующую сбыт. Между тем алкогольные акцизы составляют весьма существенную часть доходов федерального бюджета. В 2015 году они принесли в госказну около 300 миллиардов рублей, что составляет примерно 15 процентов от общего объема доходов и вполне сопоставимо с поступлениями от промышленности или банковского сектора. А приблизительно 40 процентов контрафакта (возможно, и больше) соответственно уменьшают на 120 миллиардов алкогольные платежи в бюджет.
Ситуация усугубляется и тем, что в связи с падением курса доллара резко уменьшился импорт алкогольной продукции, акциз на которую в два раза выше, чем на отечественную. Понятно, что было сделано это для того, чтобы простимулировать отечественного производителя. Но в России есть устойчивая и достаточно многочисленная группа потребителей, предпочитающих зарубежные вина и крепкие напитки. В 2015 году импорт виски уменьшился на 26, рома — на 33, вина — на 34 процента, соответственно уменьшились и акцизные поступления на 42 процента по сравнению с 2014 годом. Сократились поступления в бюджет и от российских производителей на 11,1 процента, несмотря на то что в первом полугодии 2015 года возросло производство водки на 5 процентов (до 27,5 миллиона декалитров) и коньяка -на 10 процентов (до 3,1 миллиона декалитров). Сократились и сборы от производства крепкого, свыше 9 процентов содержания спирта, алкоголя на 11,3 процента и пива — на 9,3 процента.
Это падение не смогли компенсировать отечественные виноделы, заплатившие в бюджет за первые шесть месяцев 2015 года 3,7 миллиарда рублей, на 7,6 процента больше, чем в 2014 году. Свято место пусто не бывает: сразу же возросли поступления дешевой контрафактной водки из Белоруссии и Казахстана. По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Звагельского, доля казахской водки в структуре продаж в некоторых приграничных областях достигла 67 процентов.
Одновременно был зафиксирован и рост контрабанды, а также реализация фальсифицированных импортных напитков. Об этом свидетельствует трагедия в Красноярске, где семь человек умерли, отведав поддельного виски.
К тому же многие недобросовестные предприниматели научились обходить обязательную для импортеров и производителей систему ЕГАИС, поставляя напрямую в торговые сети алкоголь либо без акцизных марок, либо с их копиями, несмотря на предусмотренные за это уголовные статьи с достаточно суровыми, до пяти лет лишения свободы, санкциями. Словом, повысить собираемость акцизов и одновременно пресечь или уменьшить производство и реализацию контрафакта после введения санкций и повышения до 500 рублей сборов с литра крепкого алкоголя не удавалось. Правоохранительные органы, изобличая отдельных недобросовестных производителей, не в силах были пресечь общую тенденцию, вызванную экономическими причинами.
В 2015 году импорт виски уменьшился на 26, рома — на 33, вина — на 34 процента, соответственно уменьшились и акцизные поступления на 42 процента по сравнению с 2014 годом"
ЕГАИС обмануть трудно
Проблема состояла в том, что производство алкоголя мобильно и не требует больших площадей и громоздкого оборудования, уголовными мерами пресечь контрабанду и подпольное винокурение не удавалось. В 2006 году была предпринята первая попытка поставить производство алкоголя под жесткий контроль, исключив контрафакт. Развитие информационных технологий позволило ввести так называемую систему ЕГАИС, на каждой легальной бутылке появилась акцизная марка, свидетельствующая, что финансовые обязательства перед государством выполнены. Результат не замедлил сказаться — по косвенным признакам подпольщики начали сворачивать деятельность, смертность от этиловых фальшивок упала на 10-12 процентов.
Однако тогда в ЕГАИС были включены только производители и импортеры алкоголя. Торговые сети и отдельные магазины работали по-прежнему, не отслеживая движение продукции, что оставляло лазейку для производителей контрафакта. С 1 января 2016 года и эта брешь в системе контроля за алкогольной продукцией перекрыта: вступили в действие нормы закона, согласно которым все оптовые и розничные продавцы обязаны фиксировать перемещение алкоголя в системе ЕГАИС. Таким образом налоговые органы получили возможность отслеживать легальность происхождения всех видов подакцизного алкоголя во всех звеньях товаропроводящей цепи — от производства сырья до конечного потребителя.
Начальник Управления автоматизированных информационных систем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Антон Гущанский подчеркивает, что нововведение — одна из самых глобальных регулятивных мер, когда-либо применявшихся в сфере контроля за производством алкоголя. Именно на нее Правительство рассчитывает, ставя задачу сократить алкогольный контрафакт и увеличить акцизные доходы, что принципиально изменит ситуацию вокруг поддельной выпивки.
Помня об опыте 2006 года, когда после первичного введения ЕГАИС алкогольный рынок полгода лихорадило вплоть до перебоев в реализации легальной продукции (которую мгновенно компенсировал контрафакт). Правительство предусмотрело переходный период во внедрении информационной системы до 20 апреля 2016 года. Об итогах, понятно, говорить рано. Однако, снижая акцизы на крепкий алкоголь, оптимизируя платежи за выработку и продажу отечественного вина, пива и других видов алкогольной продукции, одновременно реализуя программы по подъему сельского хозяйства, включая виноградарство, государство вполне может рассчитывать на увеличение доходов на 20-30 миллиардов рублей в год, очень не лишних сегодня, когда падение курса рубля и цен на нефть поставили под удар всю расходную часть федерального бюджета. Да и другая цель — сократить алкогольную смертность и обеспечить население высококачественными и потому менее вредными алкогольными напитками — не менее важна.