Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Почем воздух?

Сотрудники «Аэрофлота» обижаются, когда им тыкают в лицо билетами Владивосток — Сочи за 30 тысяч рублей и выше. Дескать, такими ценами они компенсируют убытки от продажи дешевых билетов.

Но большинство россиян цены на авиабилеты не радуют. 

10.08.2017 00:20

Автор: Фидель Агумава

Почем воздух?
Фото PhotoXPress

Под занавес весенней сессии был принят закон, отменяющий норму о бесплатном провозе багажа. По мнению Минтранса, это позволит понизить стоимость билетов примерно на 20 процентов. Что же будет на самом деле?

СТРАСТИ по БАГАЖУ

В конце июля Госдума приняла, а Совет Федерации утвердил закон, отменяющий норму о бесплатном провозе багажа для невозвратных тарифов на авиаперевозки. По мнению Правительства, выступившего с такой инициативой, отмена бесплатного багажа позволит понизить стоимость невозвратных билетов примерно на 20 процентов — именно столько составляют багажные расходы в стоимости авиабилетов. Однако в ходе обсуждения закона в Совете Федерации к нему возникли нарекания. В частности, сенаторы раскритиковали проект приказа Министерства транспорта, необходимый для применения закона после его вступления в силу.

Документ Минтранса, в котором определяются нормы ручной клади, разрешенной к бесплатному провозу, и перечень вещей, которые пассажир вправе принести с собой в самолет, появился лишь накануне пленарного обсуждения закона в палате регионов. Из него следует, что минимальный вес ручной клади, который авиакомпании устанавливают для пассажиров, не может быть менее 5 килограммов (между тем как сейчас норма бесплатного провоза вещей составляет 10 килограммов без разделения на ручную кладь и сдаваемый багаж). Кроме того, проект приказа сокращает перечень предметов, доступных для перевозки пассажирами без дополнительной платы, — пассажиры не вправе взять с собой на борт папки для бумаг, зонты, трости, букеты цветов, верхнюю одежду, печатные издания, сотовые телефоны, фотоаппараты, видеокамеры и портативные компьютеры.

Очевидно, что такие ограничения вынудят пассажиров сдавать необходимые вещи в багаж. А значит, приобретателям невозвратных тарифов все равно придется доплачивать за перевозку весящей в багажном отделении, и предполагаемая экономия обернется только выгодой для авиакомпаний. Некоторые сенаторы в связи с этим выразили опасение, что закон откроет возможности для злоупотреблений со стороны авиаперевозчиков, которые будут вынуждать пассажиров покупать билеты по более дорогим тарифам, чтобы не пришлось доплачивать за багаж. И потребовали от Минтранса доработать документ с тем, чтобы он не нарушал права граждан.

- Такое впечатление, что вы этот нормативный акт выпустили впопыхах, потому что сенаторы его потребовали. И он носит провокационный характер, чтобы сорвать принятие этого закона, — сказала Валентина Матвиенко, обращаясь к правительственным чиновникам. И попросила коллег разделять сам закон — важный и нужный с точки зрения удешевления авиабилетов — и подзаконный акт, спешно выпущенный министерством. По словам спикера палаты регионов, поправки в Воздушный кодекс, принятые в итоге большинством голосов, как минимум снизят стоимость билетов для тех, кто часто ездит в командировки, не пользуясь багажом. Что до остальных — им придется рассчитывать на милость авиакомпаний, снижающих или повышающих цены в зависимости от рыночной конъюнктуры.

ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ МОСКВА – СОЧИ

НЕПОДЪЕМНЫЙ ЛИЗИНГ

- Регулирование ценообразования в этой сфере крайне проблематично:       это рынок, — считает советник руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин. — Выход только один — развитие лоукост-сегментов, тарифов без багажа, без питания и так далее. По этой модели уже существуют многие перевозчики.

Лоукостер у нас в стране пока только один — авиакомпания «Победа», принадлежащая группе компаний «Аэрофлот». Ее цены не такие кусачие, как у других перевозчиков, но назвать их беззубыми тоже нельзя — базовые тарифы начинаются с 999 рублей, однако по факту купить поездку по такой цене можно, только приобретая билет за несколько месяцев.

Кроме того, экономия на вытянутых ногах, бутербродах и ручной клади — не панацея, ведь самую большую нагрузку на стоимость билета образуют не аэропортовые расходы и даже не топливо, а лизинговые платежи. Дело в том, что отечественный модельный ряд самолетов устарел, и большинство авиакомпаний «пересели» на самолеты зарубежного производства. Закупаются они обычно на взятые у банков кредиты, поэтому большинство авиакомпаний сегодня оказалось в положении валютных ипотечных заемщиков, выплачивающих кредитным организациям значительную часть своей прибыли.

- На Дальнем Востоке есть авиакомпания «Аврора», у которой тариф на 1000 км всего 600 рублей, — рассказывает гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта Сергей Демиденко. — А причина такой хорошей цены заключается в том, что самолет этой компании подарил губернатор — то есть им просто не приходится платить за лизинг.

По словам эксперта, для снижения стоимости авиаперевозок крайне важно развивать отечественное самолетостроение.

- Скоро у нас полетит МС-21, Суперджет сейчас проходит доработки. Это позволит существенно удешевить билеты, — считает Демиденко.

ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ ВЛАДИВОСТОК – СОЧИ

АВИАКОМПАНИИ МЕЧТАЮТ О НАЛОГОВЫХ КАНИКУЛАХ

Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Илья Белавинцев напоминает, что в 2013 году президент поручил Правительству разработать «дорожную карту» мер по снижению стоимости авиаперевозок. Большая часть мероприятий к настоящему времени успешно реализована. Сейчас Правительством прорабатывается вопрос о налоговой нагрузке, которая играет важную роль в формировании воздушных тарифов.

- Благодаря мерам, которые принимались Правительством, с 2014 года была снижена ставка НДС на внутренние авиаперевозки до 10 процентов. Это позволило обеспечить стабильный уверенный рост по внутренним перевозкам, несмотря на общую достаточно сложную ситуацию в авиакомпаниях, — считает Белавинцев.

С 1 января 2018 года ставка НДС должна вернуться к 18 процентам, что опять приведет к росту тарифов на авиаперевозки. Помочь авиакомпаниям удержать цены могла бы пролонгация налоговых каникул. По словам Белавинцева, на правительственном совещании, состоявшемся в июне в Ульяновске, было принято решение поручить Минфину совместно с Минтрансом представить проект федерального закона о продлении 10-процентной ставки на внутренние перевозки до конца 2020 года. Но есть и более радикальный способ обуздать рост цен — обнулить ставку НДС для всех внутренних авиарейсов, не включающих перелет через Москву.

- Это существенно позволит разгрузить Московский авиационный узел и обеспечить серьезным стимулом развитие прямых перевозок между регионами, — полагает чиновник Минтранса. — Сейчас мы с Минфином ведем диалог, пытаемся обосновать экономический эффект. А эффект будет серьезный — достаточно посмотреть на аналогичную меру, которая была применена на перевозках в Крым.

В результате обнуления ставки НДС на авиарейсы в Республику Крым пассажиропоток туда вырос в 8,5 раза — с 600 тысяч пассажиров в 2013 году до 5,2 миллиона пассажиров в 2016 году. Если понизить по той же схеме налоговую ставку для всех региональных перевозок, то это не только приведет к снижению цен и увеличению пассажиропотока, но и подстегнет развитие региональных авиаперевозчиков, считают эксперты. На сегодняшний день большую часть внутрироссийских рейсов обслуживают три-четыре компании- монополиста, названия которых известны всякому пассажиру. Малые же компании выживают как могут, хотя во всем мире рынок авиаперевозок держится на местных авиалиниях, обслуживаемых локальными перевозчиками.

- Важно не сокращать программу развития транспорта и развивать транспортный комплекс, — считает член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин. — Нужно максимально поддерживать регионы, которые развивают внутренние авиалинии. Потому что вначале они налаживают пути между региональными городами, но потом выходят и на более масштабный рынок — летают в те же Сочи или на другие курорты. А если конкуренции не будет и на рынке внутренних перевозок будут представлены всего два-три гиганта, то, конечно, они будут диктовать свою ценовую политику.

«АЭРОФЛОТ» ПРОТИВ УСРЕДНЕНИЯ ЦЕН

Группа компаний «Аэрофлот — российские авиалинии» активно возвращает лидерские позиции на рынке авиаперевозок, частично утраченные ею после развала Советского Союза. Отчасти ее лидерский статус можно отнести и к дороговизне билетов на внутренних направлениях. Правда, сотрудники компании очень обижаются, когда им тыкают в лицо билетами из Владивостока в Сочи за 30 тысяч рублей, и предпочитают концентрировать внимание на благополучных в ценовом отношении направлениях — из Санкт-Петербурга в Сочи и из Москвы в Анапу.

- Мы провели анализ двух направлений: Сочи и Анапа, — сообщил заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Шамиль Курмашов, выступая на расширенном заседании комитетов Совета Федерации по экономической и по социальной политике, где обсуждалась ситуация с ценообразованием авиабилетов на внутренних рейсах. — И выяснили, что у нас билеты варьируются от 1500 рублей до 30 тысяч рублей в одну сторону. Но если мы посмотрим на самые «беспредельные» тарифы, в которых нас обвиняют, — 25-30 тысяч рублей, то выясним, что по ним мы продаем всего 3-4 билета.

По подсчетам менеджера, 65 процентов билетов на популярные туристические направления авиакомпания продает ниже себестоимости, компенсируя убытки за счет «нерадивых» пассажиров, приобретающих билеты в последний момент, пассажиров бизнес-класса и рейсов на международные направления. А звучащие на разных площадках предложения «усреднить» цены, избавившись от вызывающих недовольство граждан дорогих тарифов экономкласса, вызывают у представителей «Аэрофлота» протест - они считают, что если отсечь самые дорогие тарифы, то средняя цена билета поднимется настолько, что летать «Аэрофлотом» смогут только небедные люди. Впрочем, и сейчас семья из трех-четырех человек может себе позволить поездку на юг из отдаленных от центра регионов страны, только если они в состоянии потратить на воздушную перевозку круглую сумму, немыслимую для большинства наших граждан.

65 процентов билетов на популярные туристические направления «Аэрофлот» продает ниже их себестоимости
Фото REUTERS 

ЧЕМ ПОМОЧЬ ПАССАЖИРАМ?

- По оценке ВЦИОМ, около 30 миллионов россиян в настоящее время не уезжают на летний отдых, но готовы отдыхать в России при наличии финансовых возможностей, — напоминает председатель экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. — Как мы знаем, одним из главных пунктов туристических расходов стоят транспортные издержки. В этой связи субсидирование авиаперевозок могло бы значительно увеличить внутренний турпоток, дать российским курортам конкурентное преимущество и продлить туристический сезон, что также положительно повлияло бы на цены.

По мнению сенатора, сезонное повышение цен — это «неизбежное зло», а прямое вмешательство государства в работу бизнеса, такое, как попытка регулировать цены, не является эффективным. Фомин считает, что нужно улучшать условия для бизнеса и поддерживать здоровую конкуренцию, постепенно расширяя системы льгот и субсидий, в частности, по чартерным авиаперевозкам.

- Субсидирование чартерных перевозок — это вариант эффективного государственного регулирования, — уверен законодатель. — Он стимулирует спрос граждан, увеличит конкуренцию на рынке, а значит, приведет к снижению и регулярных цен на авиаперевозки.

Перечисляя рекомендации в адрес Правительства и бизнеса, сенатор упомянул рассмотрение возможности освобождения региональных аэропортов от налогов на землю и имущество, а также вопросы субсидирования содержания этих аэропортов. Уменьшить расходы авиаперевозчиков, а вместе с ними и стоимость авиабилетов, можно также за счет сокращения полетного времени, потребления авиационного топлива и технических ресурсов воздушных судов путем оптимизации полетных маршрутов. Наконец, представляется разумным продолжить работу по совершенствованию программ субсидирования воздушных перевозок на внутренних направлениях и дотировать затраты авиакомпаний на уплату лизинговых платежей при покупке ими воздушных судов.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3389