По доходам и расходы
За чей счет российская экономика станет экономной
Пару лет назад довелось писать о проблемах материнского капитала. Готовя материал, познакомился с семьей москвичей Егоровых. Хотелось в деталях разузнать, как в реальной жизни молодые мамы получают пособие от государства на второго ребенка и последующих детей, довольны ли они такой формой социальной поддержки, на что планируют потратить деньги и т.п. Все оказалось довольно прозаично. Никаких нареканий такая помощь, разумеется, со стороны родителей не вызвала, тем более семья жила более чем скромно. Ежемесячный доход составлял 35 тысяч рублей. Для молодой пары с двумя мальчишками на руках в условиях нашей «дорогой столицы», согласимся, эта сумма — копейки. Сертификат на 365 тысяч рублей, выданный в 2011 году (сейчас он превысил 400 тысяч), они использовали для участия в строительно-жилищном кооперативе.
Выигрыши и проигрыши
Недавно позвонил им вновь. Оказывается, в их планах — третий ребенок. И дело не в материальных стимулах, ибо право на получение сертификата, как известно, дается только один раз, а в том, что, как они говорят, «втянулись». Они даже подумывают о четвертом ребенке, особенно если третий новорожденный вновь будет мальчиком. Словом, как в пословице: «Один сын — Богу, второй — государству, а третий — родителям». Про четвертого, тем более дочку, увы, в народной мудрости ничего не говорится. Выходит, материнский капитал пошел на пользу, да еще какую! По недавнему признанию министра труда и соцзащиты Максима Топилина, после введения материнского капитала рождаемость в стране выросла на 30 процентов. Если заглянуть в исследования социологов, то абсолютное большинство людей поддерживает такую форму помощи многодетным матерям.
И вот на фоне общественного одобрения, как гром среди ясного неба, прозвучал доклад, подготовленный министерствами финансов и экономразвития совместно с экспертами Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства по поручению Президента Владимира Путина. В нем, в частности, предлагалось, во-первых, отменить материнский капитал на второго ребенка, во-вторых, в течение десяти лет увеличить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, в-третьих, не выплачивать базовую часть пенсии работающим пенсионерам, если их доход превышает 2,5 МРОТ (14 тысяч рублей). Как подсчитали авторы документа, только на пенсионной части можно сэкономить до 1,7 триллиона рублей.
Есть в этом документе и «в-четвертых», и «в-пятых» (всего в докладе 13 «советов Путину»). Однако уже первых трех предложений вполне достаточно, чтобы текст документа вызвал, мягко говоря, недоумение в обществе. Интернет кишит язвительными комментариями в адрес экспертов и властей, в том числе депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, хотя они к таким радикальным новациям никакого отношения не имеют.
Можно только теряться в догадках о причинах намерения отдельных представителей властей пустить под нож сокращения именно материнский капитал и пенсионную систему. Политические, да и экономические, издержки перевешивают все финансовые плюсы от возможной реализации концепции. Денежный выигрыш может обернуться серьезным социальным, да и экономическим поражением. Возможно, и скорее всего, авторы доклада специально решили взбудоражить общественность, чтобы посмотреть на ее реакцию. Если общество будет сопротивляться вяло, с глухим ворчанием проглотит эту горькую пилюлю, то можно смело идти на социальный секвестр. Если оно начнет громко протестовать, то другое дело: можно сказать, что нас неправильно поняли, и отступить.
Однако все гораздо серьезнее, чем «поговорили и разошлись». В рабочих группах заседали авторитетные эксперты, ученые, которые не станут заниматься политикой «пробных шаров». К тому же, некоторое время назад Президент Владимир Путин не исключил возможность сокращения социальных расходов, а премьерминистр Дмитрий Медведев и вовсе объявил, что планы Минфина по отмене материнского капитала — это отнюдь не гипотетические предложения. Правда, недавно на встрече в Совете Федерации глава правительства заверил сенаторов, что выдача маткапитала будет продолжена и после своего завершения в 2016 году. Однако, по его словам, в дальнейшем система будет модернизирована. Каким образом? Ответа на этот вопрос нет.
Экономика «присаживается»
Понятно, что авторы идеи пошли на такие непопулярные меры не от хорошей жизни. Экономические неурядицы отступают не так быстро, как хотелось бы. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, выступая на «правительственном часе» в Госдуме, назвал ситуацию в России худшей со времен кризиса 2008 года. По его словам, за минувшее полугодие ВВП вырос только на 1,4 процента. Российская промышленность показывает нулевую динамику, инвестиции находятся в отрицательной фазе. Инфляция по-прежнему держит за горло. Как-никак, 4,6 процента за 8,5 месяцев этого года, а в годовом выражении 6,2 процента — далеко не лучший показатель для экономики. Если в предкризисные годы достаток государства в реальном выражении подрастал чуть ли не на 10 процентов в год, привел пример на «круглом столе» «Эффективность бюджетных расходов: меры экономии» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, то теперь перспективный рост отмечается на уровне 3-3,5 процента. Очевидно, что наряду с поиском источников доходов надо ужимать и государственные расходы. Правительство уже анонсировало их сокращение не менее, чем на 5 процентов.
Экономические невзгоды заставляют срочно искать деньги. Вопрос в том, где отыскать эти средства? Трудно поспорить с тезисом главы государства, высказанным им на встрече со студентами Дальневосточного федерального университета, о том, что в условиях, когда экономическая ситуация ухудшилась, когда, как выразился глава государства, «мировая экономика припала, и наша за ней присаживается», наращивать социальные обязательства государства «было бы нечестно». Наверное, действительно, нашим гражданам надо «туже затянуть пояса». Но насколько туже? Настолько, что нужно отменять материнский капитал и бить по интересам работающих пенсионеров? Было бы столь же нечестно не сокращать расходы государства на реализацию крупных инфраструктурных проектов, на содержание монополий с участием государственного капитала, многочисленных госпредприятий, на содержание чиновничьего аппарата и т.п.
Участник рабочей группы экспертов, директор Института «Центр развития» Высшей школы экономики Наталья Акиндинова на «круглом столе» о мерах бюджетной экономии рассказала, что поначалу перед аналитиками были два пути. Первый — перераспределить бюджетные средства в зависимости от приоритетов, среди которых главными считались бы расходы на образование и здравоохранение, а второстепенными — оборона и правоохранительная деятельность, субсидии предприятиям и т.д. Второй путь — найти в каждой отрасли источники экономии при минимальном или нежелательном перераспределении между ними. В концепции возобладало второе направление. При этом были детально проработаны «сократительные» меры по образованию, здравоохранению, расходы на социальное обеспечение, а по обороне, правоохране и другим силовым ведомствам доминировал более осторожный подход.
Что убудет и что прибудет
Итак, будем резать, как говорила суровый врач из кинофильма «Покровские ворота». Почему надо резать именно по самому больному месту в государственном организме, а именно пенсионной системе, образованию, здравоохранению, социальной сфере в целом, разработчики концепции сообщают неохотно. Только в последнее время в правительстве заговорили об увеличении дивидендов от прибыли госпредприятий, которые пойдут в госказну — до 35 процентов вместо бывших 25. Недавно было принято решение заморозить тарифы естественных монополий, но граждан эта «заморозка», вероятно, не коснется. Для них тарифы будут индексироваться по формуле «инфляция минус».
Существует огромная масса других источников пополнения государственной казны, которые известны любому мало-мальски грамотному экономисту. Скажем, распродажа пустующих ведомственных земель. Или приватизация госимущества. Из материалов Минфина к заседанию правительственной комиссии по бюджетным проектировкам становится ясно, что в проекте бюджета на будущий год предусматриваются доходы от приватизации в 196,8 миллиарда рублей, а на 2016 год — всего 99,9 миллиарда рублей. Казалось бы, надо ежегодно наращивать приток денег от приватизации, но в действительности происходит ровно наоборот.
Если уж затягивать пояса, то всем ведомствам без исключения. Всем нужно быть прижимистее в своих тратах, в том числе и силовым структурам, которым сегодня в государственных планах финансирования отраслей отводится первостепенное внимание. Однако, как недавно заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, сокращение расходов ведомств, планируемое в ближайшие три года на 5 процентов, не коснется Минобороны. В утвержденном правительственном проекте бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов треть всех расходов (32,5 процента) приходится на силовые ведомства — по статьям «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Чуть меньше — 27,1 процента — на социальные обязательства, а на образование и здравоохранение потратят всего 4,3 и 3,4 процента соответственно, что демонстрирует реальный приоритет государства.
Председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский считает, что сокращение доходов и рост расходов можно было бы покрыть и из резервного фонда или за счет увеличения госдолга. Но, похоже, никто не хочет увеличивать бюджетный дефицит и залезать в кубышку. Кроме того, по его мнению, есть еще один путь экономии — ввести контрактную систему госзакупок, что даст возможность привлечь свыше 1 триллиона рублей.
Следовало бы обратить самое пристальное внимание и на сокращение огромного чиновничьего аппарата, когда число госслужащих в нашей стране за последние десять лет выросло, по одним источникам, почти вдвое, по другим — в 1,3 раза. Депутаты Госдумы даже внесли поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят правительству устанавливать нормативы по численности чиновников в регионах. Наверное, можно было бы пойти и дальше — перенести действие закона на федеральный уровень. Правительство обещает сократить численность, но делает это пока вяло и непрозрачно. Кроме того, оно обещает не индексировать зарплаты госслужащих, военнослужащих, судей и прокуроров в следующем году. По словам Татьяны Нестеренко, это сэкономит правительству 283 миллиарда рублей за три года. Однако, как выясняется, это не коснется запланированного в бюджете повышения премиального фонда федеральных ведомств. Надо ли объяснять, какие схемы придумают охочие до бюджетных денег чиновники, чтобы не обидеть себя любимых?
Как вы считаете, следует ли продолжать выдачу материнского Источник: Исследовательский |
Пожилым работать не велено
Идея изымать базовую пенсию для работающих пенсионеров, с какого бока ни подойди, тоже не выдерживает проверки на здравый смысл. Относительно возраста выхода на пенсию, то, вне сомнений, рано или поздно придется отправлять женщин на «заслуженный отдых» в 60 лет, как и мужчин в 62-65 лет. Нынешняя молодежь должна знать, что на пенсию они выйдут позже ныне установленных сроков. Главное, эти решения, будь они приняты, не должны затрагивать теперешних пенсионеров и тех, кто на подходе к этому рубежу. Тем более, Минтруда предложил людям вполне приемлемую пенсионную формулу, в рамках которой россияне могут отложить выход на пенсию и соответственно само назначение выплат. Так, если женщина выйдет на пенсию не в 55 лет, а в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза, а если на 8 лет позже — на 90 процентов, то есть фактически почти в два раза. Та же самая формула действует и для мужчин.
Что касается урезания пенсий работающих пенсионеров, что якобы позволит сэкономить до 1,7 триллиона рублей, то нет никаких законных оснований поступать таким образом. Почему у пожилого человека, способного трудиться в полную силу, надо отнимать часть его пенсии, которую он в течение 30-40 лет честно заработал? Наверное, если пенсия была бы в два-три раза больше, никто и не рвался бы на работу. И хотя в последний момент правительство отказалось от идеи сокращения базовой пенсии работающим пенсионерам (замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов заверил, что они будут получать пенсию полностью), сама постановка вопроса настораживает. К чему ухудшать материальное положение людей старшего возраста, которые и без того живут скромно? Зачем подрывать доверие граждан, причем самых активных избирателей, к государственным институтам? Такие заявления, считают многие аналитики, делать безответственно даже для провоцирования ситуации в целях выбора правильного решения.
Зачем пугали матерей
Планы по отказу от выплат многодетным матерям после 2016 года, продекларированные рабочей группой по разработке концепции экономии бюджетных средств, на взгляд независимых экспертов, вообще не лезут ни в какие ворота. Как это можно соотнести с разработками Минтруда, намеренного внести в правительство новую стратегию демографического развития России до 2050 года, в которой учитывается необходимость сохранения материнского капитала после 2016 года, совершенно не ясно. Как сообщил журналистам на одном из брифингов министр финансов России Антон Силуанов, окончательное решение об отмене материнского капитала и его замене на пособия на детей из малообеспеченных семей, правительством пока не принято.
Скорее всего, отменять материнский капитал через два с половиной года не будут, но изменят его формат, как о том говорил минувшим летом российский Президент, а также премьер-министр на встрече в Совете Федерации. По словам Владимира Путина, эта программа, доказав свою эффективность, в дальнейшем должна быть переформатирована и стать более адресной. Как пояснил глава финансового ведомства, не исключен «переход на новые рельсы, которые могут заключаться в том, чтобы выплачивать более высокие детские пособия в определенный период нуждающимся семьям».
К сожалению, пока в вопросе о перспективе отмены материнского капитала главным фактором становится не решение общегосударственных задач, в частности, демографической проблемы, а чисто бухгалтерский подход — сколько денег получит казна от такой отмены или замены на другую форму выплат. По расчетам Минфина, это позволит с 2017 года высвободить 300-330 миллиардов рублей. Как известно, форма господдержки в виде материнского капитала была запланирована государством на срок с 1 января 2007 года до 31 декабря 2016 года. Далее предлагалось оценить эффективность программы, подвести ее итоги и сделать вывод о том, следует ли ее продолжать. И вот, похоже, эксперты склоняются если не к ее полной отмене, то точно к глубокому переформатированию.
Российские законодатели в подавляющем большинстве против таких идей. По мнению депутата Госдумы Игоря Руденского, отмена материнского капитала приведет к снижению рождаемости. «Этого нельзя допустить, ведь мы и так с трудом переломили тенденцию снижения рождаемости населения», — говорит он. Да и в структурах исполнительной власти не все готовы проголосовать за такие жесткие меры экономии в отношении матерей. Так, вице-премьер Ольга Голодец обвинила Минфин в том, что ведомство превышает свои полномочия. Про настроение гражданского общества относительно программы долго говорить вообще не имеет смысла, настолько оно очевидно. Даже простая декларация о намерениях по поводу лишения матерей пособий на второго ребенка в обществе вызвала мощнейшую волну критики. Да и идея о выплате пособий (замена маткапитала) пр линии адресной поддержки не вызывает доверия. Кто и как будут решать, кому оказывать помощь, а кому нет?
Впрочем, сомнительно, что идеи социального секвестра будут реализованы на практике — хотя бы в силу своей явной провокационности. Первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко, как мог, убеждал собравшихся на «круглом столе» журналистов и экспертов в том, что документ не является окончательно принятым, что это просто одна из высказанных позиций. Можно было бы поверить в эти слова, если бы такие идеи высказал какой-нибудь неудавшийся эксперт или чиновник средней руки. Но что может быть весомее позиции одного из главных ведомств, определяющих финансово-экономическую политику страны? Зачем надо было пугать матерей отменой маткапитала? Чтобы затем успокаивать их заверениями, что этого не произойдет?
На одном из последних заседаний правительства при обсуждении проекта бюджета было заявлено, что все социальные обязательства будут выполнены, и ножницы сокращения не пройдутся по социальным статьям. Насколько эти заверения оправданны, в ближайшее время станет окончательно ясно. Впереди — обсуждение проекта бюджета в Федеральном Собрании.