Перспективы возможностей, или Завтрашний день дорожного сервиса
Все мы немало наслышаны о прекрасных дорогах дальнего зарубежья.
Правда, одно дело — чтение увлекательных очерков путешественников и совсем иное, когда ты сам находишься за баранкой автомобиля на этих трассах. Мне посчастливилось накрутить не одну тысячу миль и километров на скоростных хайвеях Европы, США, Австралии. Честно скажу, на «их дорогах» чувствуешь себя поэтом. Так и хочется воскликнуть: «О, сколько нам открытий чудных…» Так вот, одним из «чудных открытий» лично для меня стали не столько сами магистрали, сколько все то, что создано вокруг них. Работающие круглосуточно ресторанчики, кафе, заправки, мотели, банкоматы, телефоны неотложной помощи.
Наша беседа с начальником Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Юрием Лахиным и началась с этих ностальгических воспоминаний.
РФС: Юрий Юрьевич, есть ли надежда увидеть подобные блага автоцивилизации в нашей стране?
Юрий Лахин: В начале апреля Росавтодор представил на рассмотрение в Министерство транспорта РФ итоговую редакцию плана мероприятий по реализации Концепции развития дорожного сервиса, ранее одобренную Минтрансом России. Концепция, разработанная Росавтодором совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» и ГК «Автодор», широко обсуждалась в течение четырех месяцев, в том числе и в Интернете (для этого документ был размещен на интернет-сайтах Федерального дорожного агентства, Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами «РАДОР», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации). В «живом» обсуждении Концепции на «круглых столах» Росавтодора, а также на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации приняли участие представители МВД России, Ространснадзора, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве, органов управления субъектов Российской Федерации, а также очень широкий круг представителей бизнеса.
Все полученные замечания и предложения учтены, их можно разделить на несколько тематических блоков, привязав их к различным категориям пользователей дорог, — водители большегрузного транспорта (перевозчики); водители и пассажиры автотранспорта, предназначенного для пассажирских перевозок; водители и пассажиры легкового транспорта; сотрудники служб организации дорожного движения, транспортного надзора и эксплуатации автомобильных дорог. Так, например, по результатам обсуждений принято предложение включить в будущую генеральную схему объектов дорожного сервиса размещение на их территории комплексов медицины катастроф и иных медицинских комплексов. Большое внимание в ходе обсуждения было уделено необходимости создания единого информационного портала по дорожному сервису. Поэтому мы планируем организовать создание такого ресурса, с помощью которого все пользователи автомобильных дорог смогут получать необходимую для себя информацию. Например, о том, какие объекты дорожного сервиса расположены вдоль определенных трасс. Кроме того, на этом сервере будет возможность проложить маршрут своего пути, оценить качество обслуживания на тех или иных объектах.
Хочу подчеркнуть, предлагаемая Концепция касается прежде всего федеральных дорог. Мы проанализировали не только наш опыт, но и зарубежный. К слову, картина с дорожной инфраструктурой у нас в стране далеко не самая плохая. С автозаправками проблем сейчас все меньше и меньше. Но кроме качественного топлива водителям требуются на дорогах нормальное питание, полноценный отдых, особенно это касается организации труда перевозчиков. И в этом сегменте сервиса мы пока еще не наблюдаем крупных игроков из сферы торговли, гостиничного бизнеса и других.
Недавно Федеральное дорожное агентство завершило ревизию всех существующих объектов придорожного сервиса на федеральных трассах. Полученные данные сейчас анализируем. К сожалению, на трассах выявлено немало стихийно созданных лавочек, сомнительных пунктов питания. Среди наиболее острых выявленных проблем — несоблюдение владельцами придорожного сервиса требований по содержанию и эксплуатации переходно-скоростных участков (полосы разгона и торможения), а также требований по обязательному заключению собственниками договоров на присоединение объектов к автомобильным дорогам.
РФС: Протяженность российских автомобильных дорог общего пользования федерального значения 50,7 тысячи километров. На трассах работает около 13 тысяч объектов сервиса, из них около 11 000 — в границах придорожной полосы и около 1000 — в границах полос отвода. При этом нормативным и техническим требованиям не соответствуют около 3200 объектов, а в границах полос отвода — порядка 300 объектов. Способен ли частный бизнес улучшить состояние придорожного сервиса или без вмешательства государства не обойтись?
Юрий Лахин: Требуются совместные усилия как государства, так и бизнеса. Мы рассчитываем, что подписанная в Минтрансе России дорожная карта реализации Концепции создаст условия для привлечения в эту сферу деятельности серьезных инвесторов. Сейчас наша главная задача — добиться снижения административных барьеров. Например, остро стоит земельно-имущественный вопрос. Придорожные полосы в большинстве своем находятся в ведении муниципальных органов власти. Значительная часть времени уходит на различного рода согласования. Поэтому мы планируем создавать межведомственные рабочие группы в каждом отдельном субъекте, с участием представителей муниципальных образований, в том числе, чтобы синхронизировать текущую работу по развитию автомобильных дорог с плановым развитием территорий. В качестве примера тесного взаимодействия можно назвать Ульяновскую и Тюменскую области.
РФС: В Тюмени, насколько мне известно, создана даже Ассоциация придорожного сервиса. Ее представители активно участвуют в деловых мероприятиях, скрупулезно перенимают зарубежный опыт. А как вы находите общий язык с министерствами и ведомствами?
Юрий Лахин: На мой взгляд, общий язык мы находим. Так, например, в ходе обсуждения планов реализации Концепции Федеральное дорожное агентство выработало согласованную позицию с Минкомсвязью России и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по вопросу размещения инфраструктуры связи в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального значения. В частности, в настоящее время министерством и Росавтодором ведется работа по подготовке проекта технического задания на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок размещения линий и сооружений связи на автомобильных дорогах общего пользования».
Отдельное спасибо общественной организации «ОПОРА РОССИИ». С первых дней работы над Концепцией ее представители принимают активное участие и являются, если можно так выразиться, ведущим локомотивом в решении важной проблемы развития дорожного сервиса.
РФС: Есть ли примеры того, где уже в ближайшее время мы увидим, как реализуется Концепция развития объектов дорожного сервиса?
Юрий Лахин: В этом году Росавтодор планирует запустить несколько пилотных проектов. Как в скором времени будут выглядеть обочины современных российских дорог, можно будет судить по Кольцевой автодороге в Санкт-Петербурге. В рамках первого пилотного проекта мы интегрируем существующую площадку отдыха, которая находится в нашем ведении, в проект создания современной многофункциональной зоны. Уже выданы технические условия, и в ближайшие месяцы инвестор приступит к фазе проектирования и впоследствии к строительным работам.