Перспективы возможностей, или Завтрашний день дорожного сервиса

Все мы немало наслышаны о прекрасных дорогах дальнего зарубежья.

Правда, одно дело — чтение увлекательных очерков путешественников и совсем иное, когда ты сам находишься за баранкой автомобиля на этих трассах. Мне посчаст­ливилось накрутить не одну тысячу миль и километров на скоростных хайвеях Европы, США, Австралии. Честно скажу, на «их дорогах» чувствуешь себя поэтом. Так и хочется воскликнуть: «О, сколько нам открытий чудных…» Так вот, одним из «чудных открытий» лично для меня стали не столько сами ма­гистрали, сколько все то, что создано вокруг них. Работающие круглосуточно ре­сторанчики, кафе, заправки, мотели, банкоматы, телефоны неотложной помощи. 

Перспективы возможностей, или Завтрашний день дорожного сервиса  

Наша беседа с начальником Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Юрием Лахиным и началась с этих ностальгических воспоминаний.

Юрий ЛахинРФС: Юрий Юрьевич, есть ли надежда увидеть подобные блага автоцивили­зации в нашей стране?

Юрий Лахин: В начале апреля Росавтодор представил на рассмотрение в Министерство транспорта РФ итого­вую редакцию плана мероприятий по реализации Концепции развития до­рожного сервиса, ранее одобренную Минтрансом России. Концепция, раз­работанная Росавтодором совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» и ГК «Автодор», широко обсуждалась в течение четы­рех месяцев, в том числе и в Интернете (для этого документ был размещен на интернет-сайтах Федерального дорож­ного агентства, Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами «РАДОР», Общероссий­ской общественной организации мало­го и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации). В «живом» обсуждении Концепции на «круглых столах» Росав­тодора, а также на площадке Аналити­ческого центра при Правительстве Рос­сийской Федерации приняли участие представители МВД России, Ространснадзора, Торгово-промышленной пала­ты РФ, Российской ассоциации подряд­ных организаций в дорожном хозяй­стве, органов управления субъектов Российской Федерации, а также очень широкий круг представителей бизнеса.

Все полученные замечания и пред­ложения учтены, их можно разделить на несколько тематических блоков, привязав их к различным категориям пользователей дорог, — водители боль­шегрузного транспорта (перевозчики); водители и пассажиры автотранспорта, предназначенного для пассажирских перевозок; водители и пассажиры лег­кового транспорта; сотрудники служб организации дорожного движения, транспортного надзора и эксплуатации автомобильных дорог. Так, например, по результатам обсуждений принято предложение включить в будущую ге­неральную схему объектов дорожного сервиса размещение на их территории комплексов медицины катастроф и иных медицинских комплексов. Боль­шое внимание в ходе обсуждения бы­ло уделено необходимости создания единого информационного портала по дорожному сервису. Поэтому мы пла­нируем организовать создание такого ресурса, с помощью которого все поль­зователи автомобильных дорог смо­гут получать необходимую для себя информацию. Например, о том, какие объекты дорожного сервиса располо­жены вдоль определенных трасс. Кро­ме того, на этом сервере будет возможность проложить маршрут своего пути, оценить качество обслуживания на тех или иных объектах.

Хочу подчеркнуть, предлагаемая Концепция касается прежде всего фе­деральных дорог. Мы проанализиро­вали не только наш опыт, но и зару­бежный. К слову, картина с дорожной инфраструктурой у нас в стране дале­ко не самая плохая. С автозаправками проблем сейчас все меньше и меньше. Но кроме качественного топлива во­дителям требуются на дорогах нор­мальное питание, полноценный отдых, особенно это касается организации труда перевозчиков. И в этом сегмен­те сервиса мы пока еще не наблюдаем крупных игроков из сферы торговли, гостиничного бизнеса и других.

Недавно Федеральное дорожное агентство завершило ревизию всех су­ществующих объектов придорожного сервиса на федеральных трассах. Полу­ченные данные сейчас анализируем. К сожалению, на трассах выявлено нема­ло стихийно созданных лавочек, сомни­тельных пунктов питания. Среди наибо­лее острых выявленных проблем — не­соблюдение владельцами придорожно­го сервиса требований по содержанию и эксплуатации переходно-скоростных участков (полосы разгона и торможе­ния), а также требований по обязатель­ному заключению собственниками до­говоров на присоединение объектов к автомобильным дорогам.

РФС: Протяженность российских ав­томобильных дорог общего пользова­ния федерального значения 50,7 тыся­чи километров. На трассах работает около 13 тысяч объектов сервиса, из них около 11 000 — в границах при­дорожной полосы и около 1000 — в границах полос отвода. При этом нормативным и техническим требо­ваниям не соответствуют около 3200 объектов, а в границах полос отвода — порядка 300 объектов. Способен ли частный бизнес улучшить состояние придорожного сервиса или без вме­шательства государства не обойтись?

Юрий Лахин: Требуются совместные усилия как государства, так и бизнеса. Мы рассчитываем, что подписанная в Минтрансе России дорожная карта ре­ализации Концепции создаст условия для привлечения в эту сферу деятель­ности серьезных инвесторов. Сейчас наша главная задача — добиться сниже­ния административных барьеров. На­пример, остро стоит земельно-имуще­ственный вопрос. Придорожные полосы в большинстве своем находятся в веде­нии муниципальных органов власти. Значительная часть времени уходит на различного рода согласования. Поэто­му мы планируем создавать межведом­ственные рабочие группы в каждом от­дельном субъекте, с участием предста­вителей муниципальных образований, в том числе, чтобы синхронизировать текущую работу по развитию автомо­бильных дорог с плановым развитием территорий. В качестве примера тесно­го взаимодействия можно назвать Улья­новскую и Тюменскую области.

РФС: В Тюмени, насколько мне из­вестно, создана даже Ассоциация при­дорожного сервиса. Ее представители активно участвуют в деловых мероприятиях, скрупулезно перенимают зарубежный опыт. А как вы находите общий язык с министерствами и ве­домствами?

Юрий Лахин: На мой взгляд, общий язык мы находим. Так, например, в хо­де обсуждения планов реализации Кон­цепции Федеральное дорожное агент­ство выработало согласованную по­зицию с Минкомсвязью России и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по вопросу размещения инфраструктуры связи в границах полос отвода и при­дорожных полос автомобильных дорог федерального значения. В частности, в настоящее время министерством и Росавтодором ведется работа по подго­товке проекта технического задания на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка предложе­ний по внесению изменений в норма­тивно-правовые акты и нормативно-технические документы, регламенти­рующие порядок размещения линий и сооружений связи на автомобильных дорогах общего пользования».

Отдельное спасибо общественной организации «ОПОРА РОССИИ». С первых дней работы над Концепцией ее представители принимают активное участие и являются, если можно так выразиться, ведущим локомотивом в решении важной проблемы развития дорожного сервиса.

РФС: Есть ли примеры того, где уже в ближайшее время мы увидим, как реализуется Концепция развития объектов дорожного сервиса?

Юрий Лахин: В этом году Росавтодор планирует запустить несколько пилотных проектов. Как в скором времени будут выглядеть обочины современных российских дорог, можно будет судить по Кольцевой автодороге в Санкт-Петербурге. В рамках первого пилотного проекта мы интегрируем существующую площадку отдыха, которая находится в нашем ведении, в проект создания современной многофункциональной зоны. Уже выданы технические условия, и в ближайшие месяцы инвестор приступит к фазе проектирования и впоследствии к строительным работам.

Беседовал Николай Тарасенко
Фото Игорь Самохвалов
Просмотров 6191

31.05.2014 15:56