Перевалить Севера

Тема: Арктика: настоящее и будущее

Порты вдоль Севморпути модернизируют к 2024 году

Перевалить Севера
Порт Сабетта призван обеспечить навигацию в течение всего года по Северному морскому пути

Свое 15-летие Росморпорт отмечает открытием морского порта Сабетта, который выходит на полную мощность. И это уже третья по счету гавань, появившаяся на карте России благодаря предприятию. Еще две — это Усть-Луга в Ленинградской области и Оля в Астраханской.

Строить новые порты — задача масштабная, но не менее важно модернизировать существующие. За годы работы Росморпорт обновил или планирует обновить практически все крупные гавани в нашей стране. В эту работу входит реконструкция причалов и оградительных сооружений, углубление дна и другие работы. И так в 24 субъектах страны, в 65 морских портах.

Из них 16 — гавани Арктического бассейна, по которому пролегает Северный морской путь (СМП). В работе над этим амбициозным проектом перед всеми участниками ставятся сложные задачи. Зона ответственности Росморпорта — работа над обеспечением качественной портовой инфраструктуры, поскольку развитие Арктики напрямую связано с добычей и транспортировкой полезных ископаемых.

СМП должен быть готов к постоянно растущему объему перевалки. Уже в 2017 году грузооборот арктических портов составил 73,2 миллиона тонн, что на 47,3% больше показателя 2016 года (49,7 миллиона тонн). А за 9 месяцев 2018 года объем составил уже 62,5 миллиона тонн, что на 15% больше аналогичного периода 2017 года. Основной объем переваливаемых грузов составляют нефть, уголь, неф-

тепродукты, сжиженный природный газ (СПГ) и минеральные удобрения.

По указанию Президента Российской Федерации грузопоток СМП должен быть увеличен до 80 миллионов тонн. Необходимо сделать этот самый короткий морской путь из Европы в Азию привлекательным для перевозчиков. Тут также не обойтись без современных гаваней. Чтобы цель стала возможной, Правительство утвердило комплексный план до 2024 года, который предусматривает развитие портовой инфраструктуры. Крупнейшие проекты — на Кольском полуострове, полуостровах Ямал и Таймыр — будут реализовываться при участии Росморпорта.

В Мурманской области к 2024 году планируется создать ряд инфраструктурных объектов для перевалки СПГ, угля и минеральных удобрений на экспорт в страны Европейского союза. Для этого комплексно развивают Мурманский транспортный узел, что предусматривает создание на Кольском полуострове мощностей, которые обеспечат к 2021 году возможность переваливать до 18 миллионов тонн угля в год. Предусмотрена реконструкция объектов 1-го и 2-го грузовых районов морского порта Мурманск. Мощность угольного терминала увеличится на 4,5 миллиона тонн. А реконструкция объектов 3-го грузового района морского порта Мурманск позволит увеличить объем перевалки грузов на 2,3 миллиона тонн. Также в районе губы Ура планируется создание рейдового перегрузочного терминала СПГ мощностью 20,8 миллиона тонн.

Морской порт Сабетта с 2019 года сможет переваливать порядка 17,8 миллиона тонн СПГ и газового конденсата в страны Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, южнее порта Сабетта на восточном побережье Обской губы построят терминал «Утренний», мощность терминала составит 21,6 миллиона тонн в год.

На полуострове Таймыр, в устье Енисея, планируется строительство нефтяного терминала Таналау, что позволит обеспечить освоение Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. А в западной части полуострова, в порту Диксон, идет подготовка к строительству угольного терминала «Чайка» мощностью 10 миллионов тонн.

Большинство всех своих проектов Росморпорт реализует или планирует реализовать на принципах государственно-частного партнерства. За 15 лет предприятие привлекло более 4 миллиардов рублей частных инвестиций на реализацию 11 проектов, в том числе двух в Арктическом бассейне, что позволило увеличить прирост портовых мощностей на 38 миллионов тонн.

В Росморпорте отмечают, что реализуемые предприятием проекты направлены на обеспечение потребностей российской экономики и внешней торговли, перевалки грузов и пассажирских перевозок в морских портах, на рост мощности портов и повышение их конкурентоспособности, а также реализацию транспортного потенциала страны. 

Пресс-служба ФГУП «Росморпорт»

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2208