Отвечая на вызовы времени
Дорожники страны подвели итоги, наметили антикризисные меры

Уже который год подряд участники Всероссийской научно-практической конференции Росавтодора и специализированной международной выставки «Дороги России XXI века» не меняют места встречи. В этот раз кардинально изменился лишь общий настрой участников делового собрания. Практически в каждом выступлении звучала мысль о том, что достойным ответом экономическому кризису может и должна стать работа по повышению эффективности и качества. Открывая форум, министр транспорта России Максим Соколов особо подчеркнул: дороги являются не только кровеносной системой государства, но и мощнейшим мультипликатором развития регионов и целых отраслей. От дорожной отрасли во многом зависит реализация важнейших социально-экономических проектов страны.
Задел на будущее
О проделанной работе красноречивее всего свидетельствуют цифры и факты. В 2014 году деятельность Росавтодора велась в рамках 6 государственных и 6 федеральных целевых программ. При этом объем ассигнований из федерального «кошелька» на дорожное хозяйство, находящееся в сфере ведения Росавтодора, в соответствие с законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-го и 2016 годов» был предусмотрен в размере 430,2 млрд рублей. Из них на строительство и реконструкцию федеральных дорог направлялись 148,7 млрд, на ремонт и содержание дорог — 208,9 млрд, на предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации — 60,5 млрд рублей.
Озвучивая эти цифры, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт особо подчеркнул, что в прошлом году основные транспортные артерии страны увеличились на 581,7 километра, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2012 года. Более чем в 2 раза возрос объем построенных и реконструированных искусственных сооружений.
Успешным результатом минувшего дорожного сезона стали введенные в строй участки федеральных трасс на территории Московского транспортного узла, на дорогах «Урал», «Балтия», «Кавказ», «Лена», «Колыма», «Уссури», «Амур», «Вилюй». Санкт-Петербургский транспортный узел пополнили сданные в эксплуатацию стратегически важные объекты — подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга и транспортная развязка на подъезде к строящемуся порту Бронка.
В Северо-Кавказском федеральном округе «заработали» противолавинная галерея «Транскама» длиной 305 погонных метров, участки автотрасс на территории Республики Дагестан и Ставропольского края, мост-эстакада через реку Кубань на дороге Черкесск — Домбай.
Центральный аппарат Росавтодора в немалой степени способствовал наведению должного порядка на региональных и местных дорогах. За счет субсидий из федерального бюджета введены в эксплуатацию объекты общей протяженностью более 670 километров. Среди них — Бугринский мост через реку Обь в Новосибирске, обход города Советска в Калининградской области. Особое внимание труженики отрасли уделили строительству и реконструкции городских дорог в рамках подготовки к проведению празднований 1150-летия Смоленска, 450-летия Орла, 350-летия Пензы, 300-летия Омска.
Особой строкой в историю отрасли вписаны олимпийские объекты Сочи. Уникальная инфраструктура, более 400 километров построенных, реконструированных и отремонтированных дорог встретили гостей всемирного праздника спорта. Благодаря зимней Олимпиаде в стране появился опыт проектирования и сооружения сложнейших тоннельных комплексов.
Продолжалась работа по приведению федеральных трасс в нормативное состояние. В прошлом году, как отметил Роман Старовойт, впервые в новой истории России ведомству удалось перейти на 100-процентное финансирование капитального ремонта, просто ремонта и содержания федеральных автодорог по утвержденным Правительством РФ нормативам затрат.
Особой заботой в 2014 году стала деятельность Федерального дорожного агентства по оптимизации бюджетных расходов и привлечению к финансированию внебюджетных средств, разработке и внедрению инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций. Добиться повышения эффективности бюджетных расходов в значительной степени удалось благодаря применению конкурентных форм закупок для государственных нужд.
По данным статистики, Росавтодором и подведомственными учреждениями было проведено почти 16 тысяч процедур размещения государственного заказа, в том числе 2,9 тысячи — путем проведения открытых аукционов в электронной форме. По итогам более 98 процентов общего количества закупок заключены государственные контракты. Общая экономия по результатам размещения государственного заказа составила более 3 процентов.
Формула взаимодействия
Еще одной весьма значимой приметой нынешнего собрания дорожников стало четкое понимание того, что только сообща можно преодолеть нынешние экономические трудности и невзгоды. Об этом было немало сказано в докладе руководителя Росавтодора Романа Старовойта, выступлениях депутатов Госдумы Алексея Русских, Сергея Тена.
Особую роль в координации усилий министерств, ведомств, регионов сыграло прошлогоднее заседание в Новосибирске президиума Госсовета РФ по вопросам совершенствования сети автодорог. По итогам той встречи Президент страны утвердил перечень поручений, который охватывает практически все стороны жизни дорожного хозяйства. Предусмотрены разработка и реализация мер в области повышения эффективности расходов, обеспечения сохранности дорог, совершенствования системы финансирования, развития скоростных автотрасс, организации мониторинга стоимости дорожных работ, расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе на региональных и местных дорогах. В свою очередь Минтранс России конкретизировал план исполнения этого документа. В настоящее время разрабатываются нормативные правовые акты, вносятся необходимые изменения в законодательство.
Нельзя не отметить постоянную поддержку дорожной отрасли профильными комитетами и комиссиями Совета Федерации. Заместитель председателя Комитета по экономической политике Олег Еремеев заявил, что совместно принятые с Минтрансом и Росавтодором документы создают условия для увеличения объема финансирования дорожного хозяйства, в том числе за счет привлечения внебюджетных инвестиций. Также сформированы правовые основы более широкого применения концессионных соглашений при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов, в первую очередь автомобильных дорог Для этого было скорректировано концессионное законодательство.
Одним из главных приоритетов Росавтодора было и остается выполнение мероприятий, направленных на повышение безопасности движения. Для решения этих задач налажен тесный контакт с МВД России и его структурным подразделением Госавтоинспекцией. На федеральных автомобильных дорогах в минувшем году линии электроосвещения увеличились на 383 километра, появились 329 новых автономных осветительных систем на автобусных остановках и пешеходных переходах. Завершено сооружение 16 надземных пешеходных переходов в разных уровнях, более 205 километров барьерных ограждений. Как результат общее количество ДТП на федеральных трассах, в которых дорожные условия отмечены как сопутствующий фактор, уменьшилось по сравнению с 2013 годом на 14,6 процента, число погибших в таких ДТП — почти на 16 процентов, раненых — на 18,3 процента.
Поручение Президента в силе
В конце 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин в послании Федеральному Собранию поставил задачу по удвоению в предстоящем десятилетии объема строительства и реконструкции автомобильных дорог. Спрашивается, выполнима ли столь серьезная задача в условиях текущего кризиса? В кулуарных беседах с участниками дорожного форума более всего порадовал их здравый оптимизм. Так, например, участник выставки — генеральный директор крупной машиностроительной компании Александр Халецкий уверенно заявил, что кризис — это еще и время новых возможностей, время профессионального роста. Обстоятельный ответ на сакраментальный вопрос прозвучал в выступлении Романа Старовойта.
На конференции были озвучены планы по инвестированию в развитие дорожной отрасли более 1,5 трлн рублей. Данные средства планируется выделить до 2018 года в рамках решения масштабных задач, в том числе по приведению к 2019 году всей сети федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние. За три года планируется завершить строительство крупнейшего в истории России транспортного перехода через Керченский пролив и обеспечить подготовку инфраструктуры к проведению Чемпионата мира по футболу.
По предварительным оценкам, в 2015 году бюджет Росавтодора должен превысить 500 млрд рублей (даже с учетом оптимизации расходов инвестиционного характера). Окончательная сумма будет уточнена Государственной Думой РФ в рамках корректировки проекта бюджета на 2015-2017 годы. Для сравнения, напомним, в 2014 году финансирование агентства составляло чуть более 430 млрд рублей.
Примечательно, что почти половина годового бюджета Федерального дорожного агентства (219 млрд рублей) будет направлена на ремонт и содержание транспортных артерий страны. Благодаря этому к концу дорожного сезона общая протяженность федеральных трасс в нормативном состоянии увеличится до 62 процентов (31 000 км). К 2017 году в соответствие нормативам будет приведено уже 80 процентов федеральных дорог в России (40 000 км).
Кроме того, в ближайшие годы Росавтодор планирует создание новых технических заделов для дорожного строительства (начнутся активное проектирование, подготовка документации). В связи с этим объемы строительства и реконструкции дорог в данный период (по сравнению с 2013-м и 2014 годами) будут плавно нарастать. В 2016 году решено ввести в эксплуатацию 360 километров, в 2017-м — 384 километра. В последующие годы данные показатели увеличатся до 750-1000 километров за сезон. Простая арифметика свидетельствует: при таких темпах и объемах выполнить поручение Президента России об удвоении дорожного строительства к 2022 году вполне по силам.


