Оплата не прошла: рассчитаться в булочной по карте станет труднее

Банкиры обратили внимание ЦБ на социально важные организации в черном списке регулятора, это может привести к неприятным последствиям

07.07.2024 12:00

Автор: Валерий Филоненко

Оплата не прошла: рассчитаться в булочной по карте станет труднее
  © freepik.com

В связи со вступлением 25 июля в силу закона, обязывающего банки в целях борьбы с мошенничеством приостанавливать денежные переводы по подозрительным реквизитам из базы ЦБ, проведение операций в адрес таких получателей приведет к нарушению требований законодательства. В письме директору департамента информационной безопасности Центробанка Вадиму Уварову Ассоциация банков России уведомляет, что в ходе анализа базы данных регулятора в ней обнаружились реквизиты нескольких торговых предприятий и операторов общественного транспорта, с которыми у кредитных организаций заключены договоры эквайринга. Отказ в проведении оплаты товаров сулит для них убытки, а в целом — негативные социальные последствия.

Регулятор в настоящее время готовит мотивированный ответ на письмо, сообщил «Парламентской газете» председатель Совета Ассоциации банков России, глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Наше издание выясняло, насколько реально попавшим в специальную базу данных ЦБ предприятиям снять «черную метку».

Проигнорировал сигнал — верни деньги

Вступающий в силу 25 июля закон предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод.

Кроме того, банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД России. В настоящее время сведения о так называемых дропперах банки получают из базы данных регулятора.

«Антифрод-системы банков сегодня предотвращают большой объем хищений денег у клиентов, тем не менее количество пострадавших остается значительным. Новый комплексный подход повысит финансовую ответственность банков и усилит защиту людей от кибермошенников», — приводятся слова директора департамента информационной безопасности Банка России Вадима Уварова на сайте регулятора.

Возместить клиенту деньги придется в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Сделать это он должен в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего, напоминает пресс-служба ЦБ.

Серьезные последствия

Закон был принят в июле прошлого года, предполагалось, что годичная отсрочка с его вступлением в силу поможет всем сторонам информационного обмена усовершенствовать свои автоматизированные системы и бизнес-процессы. Теперь выясняется, что некоторые вопросы необходимо срочно доработать. Об этом Ассоциация банков России уведомила в письме Вадима Уварова: в ходе анализа базы данных ЦБ в ней обнаружились реквизиты нескольких федеральных и региональных розничных сетей и операторов общественного транспорта, с которыми банки заключили договоры эквайринга, сообщает РБК.

После вступления 25 июля в силу закона, обязывающего банки в целях борьбы с мошенниками приостанавливать денежные переводы по подозрительным реквизитам из базы ЦБ, операции в адрес таких получателей приведут к нарушению требований законодательства. Вместе с тем отказ в проведении оплаты товаров и услуг в их адрес сулит для них убытки, а в целом негативные социальные последствия, предупреждают в Ассоциации.

Депутат Аксаков назвал ошибкой заморозку пенсионных накоплений

Как пояснил Анатолий Аксаков, «все инициативы Банка России предварительно обсуждаются с отраслью и учитывают мнение Ассоциаций банков». «На письмо, поступившее от АБР, регулятор готовит мотивированный ответ», — уточнил глава комитета.

«Парламентская газета» направила запрос в Банк России с просьбой разъяснить ситуацию, но ответ пока не получен.

Репутацию можно восстановить

Объясняя принцип действия базы данных Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента», Анатолий Аксаков напомнил, что формируется она на основе сведений, полученных от банков и других операторов платежных систем. ​Она содержит большое количество параметров — уникальных идентификаторов, в том числе сведения о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств.​

«Сведения о получателе платежа, в том числе о юридическом лице, попадают в эту базу данных на основании информации, поступающей и от банка — отправителя платежа, ​и от банка — получателя платежа. В соответствии с действующим законодательством банк — получатель платежа, прежде чем направить сведения о получателе (юридическом или физическом лице) в Центробанк, должен проанализировать всю информацию, в том числе о деятельности клиента, которая имеется в распоряжении кредитной организации», — уточнил Аксаков.

Предоставленную банками информацию регулятор проверяет в соответствии с внутренним порядком и включает в базу данных на основе определенных правил и алгоритмов, добавил он.

При этом регулятор постоянно мониторит включение сведений о получателях средств, в том числе о юридических лицах, в базу данных и оптимизирует правила попадания в нее. «Если реквизиты организации были включены в базу данных, можно обратиться в свой банк или подать заявление в ЦБ на сайте регулятора. Банк России рассмотрит обращение в течение предусмотренного законом времени и сообщит о решении клиенту банка или самой кредитной организации», — отметил Анатолий Аксаков. По словам депутата, рассматривая каждый случай, «регулятор взаимодействует с кредитными организациями, предоставившими соответствующие сведения, чтобы исключить риски принятия необъективного и необоснованного решения».

Читайте также:

• Банковские счета детей защитят от дроппинга