Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Одними баллами сыт не будешь

Пенсионная реформа, о которой спорили почти два года, обрастает правовыми нормами.

Депутаты Государственной Думы провели первое чтение законопроектов «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и о внесении изменений в правовые акты в связи с принятием этих двух документов. Докладывал Андрей Пудов, заместитель министра труда и социальной защиты. На следующий день министр Максим Топилин на «правительственном часе» рассказал в Совете Федерации о том, как реализуется Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы

18.12.2013 15:56

Одними баллами сыт не будешь
 

Как и ожидалось, Госдума в пер­вом чтении поддержала прави­тельственные законопроекты. Но прошло оно не просто. Об этом говорят итоги голосования. Так, зако­нопроект «О страховой пенсии» под­держали 236 депутатов (52,4 процента всех), против были 145 (32,2 процента), не голосовали вообще — 68 человек. За накопительную пенсию проголосовали 327, против — 137, «промолчали» 68 де­путатов. Предлагаемые изменения в правовые акты одобрили 237, отклони­ли — 147, не голосовали — 62 депутата. Документы фактически приняты де­путатской фракцией «Единая Россия». Оппозиция — фракции КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» — выступили против. На заседание Государственной Думы были приглашены представите­ли 46 непарламентских политических партий, 8 из которых получили воз­можность задавать вопросы и уча­ствовать в обсуждении докладов. Это, безусловно, повлияло на атмосферу обсуждения, но не на его итоги.

Философия, цели реформы

Статс-секретарь — заместитель мини­стра труда и социальной защиты Ан­дрей Пудов сформулировал приорите­ты сжато.

— Приемлемые уровни пенсионного обеспечения, страховой нагрузки, сба­лансированность пенсионной системы, стимулирование получения легальной зарплаты и более позднего выхода на отдых. Если проще, чем больше трудо­вой стаж и легальный заработок, тем выше будет и пенсия. Традиционная философия солидарной страховой си­стемы. Чисто российские новации по­явились при конструировании меха­низмов, уравновешивающих интересы работника — работодателя — государ­ства. Нынешняя система перекошена в пользу работодателя — и властью преднамеренно, и экономикой с ее теневыми схемами, позволяющими не платить налоги и страховые взносы.

Правда, замминистра среди приори­тетов реформы не упомянул о главном — сокращении трансфертов из феде­рального бюджета. О чем ему и на­помнил депутат Николай Коломийцев (КПРФ).

— Законопроект нельзя принимать, потому что его цель — снизить пере­числения из федерального бюджета Пенсионному фонду к 2030 году вдвое — с 2,27 процента ВВП до 1,17 процента. Что ожидает россиян? С 1 января 2015 года меняется порядок формиро­вания пенсионных прав и расчета стра­ховых пенсий. Первая новация — вместо одной пенсии по старости будет страхо­вая и (для тех, кто добровольно захочет перечислять 6 процентов своих страхо­вых взносов НПФ) накопительная.

Страховая. Замминистра назвал обязательные условия, дающие право на ее получение. Неизменным остает­ся возраст выхода на пенсию: 55 лет — для женщин и 60 — для мужчин. При этом обязательный трудовой стаж увеличивается с 5 до 15 лет. Возрас­тать он будет постепенно в течение 10 лет (с 2015-го по 2025 год).

Еще одна принципиальная новация — устанавливается индивидуальный «пен­сионный коэффициент» — как его уже привычно называют, баллы. До выхода на пенсию нужно набрать не менее 30 баллов. Если сейчас пенсионный капи­тал накапливается в рублях, то с 2015 года будет в баллах. При выходе на от­дых ваши баллы умножат на стоимость одного, которую предстоит ежегодно подсчитывать правительству, и назна­чат ваше ветеранское «жалование». К нему будет ежемесячно добавляться фиксированная выплата — аналог се­годняшнему базовому уровню, равному 3610 рублям. Сегодня балл опять-таки условно оценивается в 64 рубля.

Заработает ли формула

Все, казалось бы, предельно просто. Как всегда, сложности в деталях, в арифметике ежегодного подсчета бал­лов будущего пенсионера. Цитируем Андрея Пудова: «Индивидуальный пенсионный коэффициент равен отно­шению сумм страховых взносов с зар­платы работника, уплаченных в этом году, к сумме взносов с максимальной заработной платы, с которой по за­кону отчисляются страховые взносы». Эту норму легче понять на конкрет­ном примере. Предельно облагаемая страховыми тарифами зарплата 568 тысяч рублей в год, или 47 тысяч в ме­сяц. Обладатель такой зарплаты по­лучит 10 баллов в год. За 30 лет, если зарплата не изменится, у него будет 300 баллов. Умножаем на стоимость одного (на 64 рубля), определяем стра­ховую пенсию. Прибавляем к ней фик­сированную выплату (3610 рублей) и в сумме получаем 22 800 рублей.

Не богато — около 49 процентов от прежнего заработка, но жить можно. Сравните, средняя пенсия по России в этом году будет менее 11 тысяч ру­блей. Разница очевидная. К сожалению, этот пример, как говорится, некоррек­тен. Такая высокая зарплата только у 11-12 процентов россиян. Около 60 процентов работников получает менее 20 тысяч рублей в месяц. И это отнюдь не лодыри — люди, занятые в агрокомплексе, в перерабатывающей промыш­ленности, в сфере культуры, образова­ния, здравоохранения. Положительная сторона балльной арифметики — «сто­имость» пенсионного коэффициента по закону может только повышаться. Сохраняется и индексация пенсий — по инфляции и по доходам ПФ.

Еще одно принципиальное новше­ство — решающим фактором, опреде­ляющим размер пенсии, становится время выхода на нее. Если отложить ее оформление на 5 лет (мужчинам — до 65, женщинам — до 60 лет), то стра­ховая пенсия будет на 45 процентов, а фиксированная выплата на 32 про­цента больше, чем у тех, кто выйдет «по закону». Какой вариант выгоднее, каждый должен выбрать для себя сам. Но совершенно ясно, что это норма — добровольно-принудительное повыше­ние возрастного порога. Чтобы сузить коридор выбора, правительство на­стаивает на ограничении сегодняшних прав работающих ветеранов. Предло­жения были разные: уменьшить стра­ховую пенсию, лишить фиксирован­ной выплаты, отменить ежегодный перерасчет пенсии. Законопроект предусматривает последнее — отмену пересчета. Иными словами, страховые взносы будут взиматься по-прежнему, но самим ветеранам от них не доста­нется ни рубля. Отнимая у них еже­годную прибавку, за счет которой 15 лет подрастала пенсия, государство, понятно, немало сэкономит. Для него важен и принцип — побуждать, а при сегодняшних ее размерах принуждать работать как можно дольше.

По предлагаемой правительством балльной системе около 2,5 миллиона низкооплачиваемых россиян сумеют заработать обязательные 30 баллов только за 42 года. Фактически мы ли­шаем людей пенсионного обеспечения, так давайте прямо скажем об этом, — обратился к Андрею Пудову предсе­датель Комитета по промышленности Анатолий Локоть (КПРФ).

Заместитель министра отвечал дол­го, запутанно и, в общем-то, не по су­ществу. Но вывод сформулировал точ­но: «Мы считаем, что эти лица способ­ны заработать трудовой стаж, и они не будут лишены пенсии». Но большинство задававших вопросы, выступавших по­стоянно возвращались к балльной си­стеме — видимо, ответы не убедили.

Людей с низкими зарплатами больше, чем насчитало правительство. И проблемы их намного острее. Даже по вашим оценкам, в 2015 году в сред­нем каждому из них будет начислено по 0,67 балла — и в 2016-м, и в 2017-м. Большая группа населения у нас оста­ется не защищенной. Первое, что нуж­но сделать — принять закон, приравни­вающий минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. По­нимая, что правительство не намерено разрабатывать такой законопроект, мы подготовили его. Давайте поработаем над ним, — предложил Сергей Катасонов (ЛДПР) содокладчику, председа­телю Комитета Госдумы по труду, со­циальной политике и делам ветеранов Андрею Исаеву.

— Это очень важный вопрос. При низкой зарплате будет низкой и пенсия, какие бы пенсионные законы ни принимались. Законопроект, внесенный вами, достаточно интересен, и его нужно использовать при подготовке согласованного решения. Профсоюзы, правительство и работодатели все лето вели переговоры о поэтапном повышении МРОТ — пока договориться не удалось.

Не ударит ли реформа по ветеранам?

 

В законопроекте ничего не говорит­ся о коэффициенте замещения (Коэф­фициент замещения — соотношение пенсии к зарплате. — Прим. ред.). Ка­ким он будет? — спросил Сергей Гло­тов («Патриоты России»). — Реформа рассчитана на молодых, а что ожи­дать от нее тем, кому под пятьдесят, нынешним пенсионерам?

Коэффициент замещения как по­казатель официально у нас не утверж­ден. По рекомендации МОТ, он должен быть не менее 40 процентов. Уверен, при нормативном стаже 35 лет (имен­но при нормативном стаже, потому что в законе это понятие не закрепле­но) и средней зарплате по стране ре­комендованная пенсия будет обеспе­чена. Нынешние пенсионеры, те, кто скоро выйдет на заслуженный отдых, могут не опасаться. Все их ранее зара­ботанные права сохраняются. Пенсии, назначенные до 1 января 2015 года, будут пересчитаны по новой формуле, но их размеры не уменьшатся, — уточ­нил Андрей Пудов.

Его ответ тоже требует уточне­ния. Заместитель министра несколько своеобразно трактует рекомендацию МОТ. Ее точный смысл — минимальная пенсия человека с 30-летним трудо­вым стажем должна быть не менее 40 процентов его заработка. Андрей Пу­дов добавляет еще два условия: стаж — 35 лет, зарплата — не меньше сред­ней по стране. И в результате получи­те 40 процентов не своего заработка, а усредненного. И еще, поднимаем минимум на пьедестал достижения. Недоступного, поскольку заработок большинства россиян значительно ниже среднероссийского. Так что у Владимира Федоткина (КПРФ) были основания посетовать.

Еще одно принципиальное новшество — решающим фактором, определяющим размер пенсии, становится время выхода на нее. Если отложить ее оформление на 5 лет (мужчинам — до 65, женщинам — до 60 лет), то страховая пенсия будет на 45 процентов, а фиксированная выплата на 32 процента больше, чем у тех, кто выйдет «по закону»

Грустный закон предоставило правительство. Пенсия наших ветера­нов в 6-8 раз меньше западной. Даже в 2030 году наши пенсионеры будут в разы жить хуже, чем их западные свер­стники, и до последних своих дней ра­ботать, так и не успев просто пожить.

Практически все выступавшие край­не критично оценили новации законопроекта. Система баллов ориентирова­на на самую обеспеченную часть жите­лей крупных городов. Интересы всего остального населения не учитываются. Стимулирование более позднего выхо­да на пенсию трудно назвать действи­тельно стимулированием. Государство обещает постепенно отдавать ветера­ну им же заработанные деньги. Сергей Митрохин («Яблоко») подсчитал, что 5 лет отсрочки окупятся через 10 лет.

Только после 75 лет ветеран начнет по­лучать подлинную прибавку. Но сред­няя продолжительность жизни россиян 70 лет, а мужчин — 64. Так что Максим Сурайкин («Коммунисты России») не без основания сравнил это стимулиро­вание с «аморальной лотереей».

Игорь Зотов (депутат Госдумы, «Российская партия пенсионеров за справедливость») выразился более ди­пломатично: «Мы надеемся услышать от правительства отчетливую и ясную программу повышения продолжитель­ности жизни пенсионеров, компенси­рующую фактическое увеличение пен­сионного возраста».

Еще одна общая для многих высту­пающих особенность — обращение к Конституции. Сравнения получались не в пользу законопроектов. Евгений Бляхович («Правое дело») одновремен­но проявил и крайний радикализм — «надо или Конституцию менять, или закон», и крайний либерализм — «должна быть общая для всех пенсия, равная прожиточному минимуму». Ни­колай Коломийцев (КПРФ) заявил:

Законопроект нарушает 55-ю статью Конституции. Если он будет принят в таком виде, то обратимся в Конституционный суд, — закон ущем­ляет интересы 30 процентов будущих пенсионеров.

Елена Афанасьева (ЛДПР), начав выступление, сразу же предупредила: фракция будет голосовать против за­конопроекта «О страховых пенсиях».

Предложенная пенсионная фор­мула наказывает россиян, которые работали долго, но дешево. Миллионы людей могут стать банкротами после выхода на пенсию. По нашему мнению, реформа обречена, если не решать про­блемы, о которых мы говорим постоян­но. Это борьба с теневой экономикой и «серыми» зарплатами, повышение зара­ботной платы, создание высокопроиз­водительных и хорошо оплачиваемых рабочих мест, повышение качества и доступности медицинской помощи.

Убедительно выступила Оксана Дмитриева («Справедливая Россия»).

Формула страховой части пенсии запутана, непонятна и несправедлива. Пенсионные права у нас уже конвер­тировали 5 раз из-за непрекращаю­щихся реформ. Вначале коэффициен­ты переводились в деньги через сред­нюю заработную плату. При реформе в 2002 году пенсия переводилась в страховой капитал. Потом страховой капитал снова переводился через ко­эффициент дожития в пенсию. Теперь пенсии через стоимость пенсионного коэффициента снова переводятся в баллы. И уже эти баллы станут пен­сиями. Такое запутывание алгоритма расчетов делает систему абсолютно непрозрачной, снижает зависимость пенсии от стажа и заработка. В новой формуле очевидны и концептуальные просчеты. Приведу примеры. Чем вы­ше стоимость балла будет в 2015 году, тем сильнее обесценятся все прежние пенсионные права. Чем больше отчис­лят взносов обеспеченные россияне, тем меньше баллов получат ветераны со средней и низкой пенсией.

Почему фракция «Единая Россия» поддерживает проект, объяснил Ан­дрей Исаев:

— У нас нет возможности избежать реформы. Сокращается бюджет Пенси­онного фонда, уменьшается доля рабо­тающих, накопительная пенсия крайне неэффективна. Если не принять мер, страховые взносы будут расти, а бу­дущие пенсии падать. Мы предлагаем щадящий вариант — мобилизация ре­сурсов пенсионной системы. Два года продолжается обсуждение реформы. За это время фракция «Единая Россия» сумела добиться в диалоге с прави­тельством серьезного улучшения за­конопроекта. Добились сохранения досрочных пенсий, в том числе и для учителей и медицинских работников. Добились сохранения пенсий для рабо­тающих ветеранов. Увеличения стра­ховых периодов для женщин в отпуске по уходу за ребенком и повышающих коэффициентов для них. Сделали на­копительные пенсии добровольными.

Сделали немало, предстоит сделать намного больше. Наш Комитет подго­товил серьезные замечания к законо­проекту. По нашей инициативе созда­на межфракционная рабочая группа. Я уверен, общими усилиями ко вто­рому чтению разработаем пакет ка­чественных законов, которые помогут улучшить жизнь десятков миллионов сограждан, — закончил Андрей Исаев.

Мы должны подготовить предложе­ния, которые позволят сформировать прозрачную, понятную, стабильную пенсионную систему на долгие годы.

Кто-то теряет, а кто находит?

Принятие Госдумой в первом чтении пенсионных законопроектов помогло министру по труду и социальной за­щите Максиму Топилину уверенно вы­ступить на «правительственном часе» в Совете Федерации. Тема выступления— реализация Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Министр традиционно начал с достижений.

В начале 2000-х средняя пенсия равнялась прожиточному минимуму, сейчас она — без малого два. Вете­раны перестали быть самой бедной группой населения, хотя говорить о их достаточной обеспеченности пока не приходится.

Задача начавшейся пенсионной реформы — обеспечение финансовой устойчивости ПФ, социально прием­лемых уровней пенсий и страховой нагрузки на бизнес. Нужен не просто рост тарифов, а их оптимизация и ле­гализация рынка труда. От теневых и серых зарплатных схем мы теряем около 20 процентов фонда оплаты тру­да — значит, и всех страховых взносов, — уточнил министр.

Он обратил внимание на принци­пиальные моменты реформы: не по­вышается возраст выхода на пенсию, сохраняются все права нынешних ветеранов, увеличивается заинтере­сованность россиян в увеличении «белых» зарплат и трудового стажа. Максиму Топилину удалась «презента­ция» стратегии перемен. Тем не менее, министр не избежал острых вопросов. Они в основном касались работающих пенсионеров и судьбы накоплений.

Почему авторы реформы, министер­ство в том числе, против перерасчета страховой пенсии работающих пенси­онеров? Об этом спросили Владимир Литюшкин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по феде­ральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, и Валерий Васильев, член Комитета Совета Федерации по экономической политике.

Наша позиция обусловлена не экономией бюджета ПФ. Мы предла­гаем более эффективные способы уве­личения пенсий, если человек намерен продолжать работу, — ответил министр.

Максим Анатольевич, не вызовет ли отмена этой законодательной нормы (пересчета пенсий) массовых обраще­ний в суды? — поинтересовалась Татья­на Заболотная, член Комитета Совета Федерации по социальной политике.

Будем и в судах отстаивать свою позицию. Мы же «предоставляем граж­данам альтернативу — дольше рабо­тать, больше зарабатывать и, соответ­ственно, увеличивать свою пенсию. Но этот вопрос действительно многих беспокоит, и не исключено, что при втором чтении законопроекта в Госу­дарственной Думе в него будут внесе­ны какие-то поправки, регулирующие перерасчет пенсий.

Судя по ответу, министр говорит о поколении россиян, только вступа­ющих в трудовую жизнь. Но вся аль­тернатива работающих пенсионеров, а их 14 миллионов, — потерять право на крохотную добавку за каждый до­полнительный трудовой год и дополни­тельно выплаченные страховые взносы.

Алексей Чернышев, заместитель председателя Комитета Совета Феде­рации по аграрно-продовольственной политике, и Вячеслав Новиков, заме­ститель председателя Комитета Со­вета Федерации по бюджету и финан­совым рынкам, попросили объяснить, почему так часто меняются правила формирования накопительной пенсии.

— У нас, как и в большинстве раз­витых стран, солидарная пенсионная система. Ее стержень — молодое по­коление отвечает за старшее. Попыт­ки в обязательном порядке внедрить в нее накопительные элементы нигде не оправдались. Теперь каждый работаю­щий должен сам решить, куда направ­лять 6 процентов страховых взносов — в распределительную или накопительную системы. Как вы знаете, внесены зако­нопроекты об акционировании НПФ и гарантировании накоплений. Усиле­ние контроля за деятельностью НПФ вызвано многими нарушениями. Мы сообщаем об этих нарушениях, но не занимаемся антиагитацией против не­государственных пенсионных фондов…

«Нарушения» — это очень толерантная бюрократическая формулировка. По информации того же Минтрудсоцзащиты, каждый четвертый НПФ не смог документально подтвердить наличие перечисленных в него накоплений. Судьба почти 70 процентов их, а это миллиарды рублей, пока так и не прояснена. При каждой реформе кто-то теряет, кто-то находит. В постановлении, принятом сенаторами по выступлению министра, подчеркивается, что в очередной, пятой по счету, пенсионной реформе не должны пострадать интересы застрахованных россиян.

Леонид Левицкий
Фото Юрий Инякин
Читайте нас в Дзен
Просмотров 7127