Одними баллами сыт не будешь
Пенсионная реформа, о которой спорили почти два года, обрастает правовыми нормами.
Депутаты Государственной Думы провели первое чтение законопроектов «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и о внесении изменений в правовые акты в связи с принятием этих двух документов. Докладывал Андрей Пудов, заместитель министра труда и социальной защиты. На следующий день министр Максим Топилин на «правительственном часе» рассказал в Совете Федерации о том, как реализуется Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы

Как и ожидалось, Госдума в первом чтении поддержала правительственные законопроекты. Но прошло оно не просто. Об этом говорят итоги голосования. Так, законопроект «О страховой пенсии» поддержали 236 депутатов (52,4 процента всех), против были 145 (32,2 процента), не голосовали вообще — 68 человек. За накопительную пенсию проголосовали 327, против — 137, «промолчали» 68 депутатов. Предлагаемые изменения в правовые акты одобрили 237, отклонили — 147, не голосовали — 62 депутата. Документы фактически приняты депутатской фракцией «Единая Россия». Оппозиция — фракции КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» — выступили против. На заседание Государственной Думы были приглашены представители 46 непарламентских политических партий, 8 из которых получили возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении докладов. Это, безусловно, повлияло на атмосферу обсуждения, но не на его итоги.
Философия, цели реформы
Статс-секретарь — заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов сформулировал приоритеты сжато.
— Приемлемые уровни пенсионного обеспечения, страховой нагрузки, сбалансированность пенсионной системы, стимулирование получения легальной зарплаты и более позднего выхода на отдых. Если проще, чем больше трудовой стаж и легальный заработок, тем выше будет и пенсия. Традиционная философия солидарной страховой системы. Чисто российские новации появились при конструировании механизмов, уравновешивающих интересы работника — работодателя — государства. Нынешняя система перекошена в пользу работодателя — и властью преднамеренно, и экономикой с ее теневыми схемами, позволяющими не платить налоги и страховые взносы.
Правда, замминистра среди приоритетов реформы не упомянул о главном — сокращении трансфертов из федерального бюджета. О чем ему и напомнил депутат Николай Коломийцев (КПРФ).
— Законопроект нельзя принимать, потому что его цель — снизить перечисления из федерального бюджета Пенсионному фонду к 2030 году вдвое — с 2,27 процента ВВП до 1,17 процента. Что ожидает россиян? С 1 января 2015 года меняется порядок формирования пенсионных прав и расчета страховых пенсий. Первая новация — вместо одной пенсии по старости будет страховая и (для тех, кто добровольно захочет перечислять 6 процентов своих страховых взносов НПФ) накопительная.
Страховая. Замминистра назвал обязательные условия, дающие право на ее получение. Неизменным остается возраст выхода на пенсию: 55 лет — для женщин и 60 — для мужчин. При этом обязательный трудовой стаж увеличивается с 5 до 15 лет. Возрастать он будет постепенно в течение 10 лет (с 2015-го по 2025 год).
Еще одна принципиальная новация — устанавливается индивидуальный «пенсионный коэффициент» — как его уже привычно называют, баллы. До выхода на пенсию нужно набрать не менее 30 баллов. Если сейчас пенсионный капитал накапливается в рублях, то с 2015 года будет в баллах. При выходе на отдых ваши баллы умножат на стоимость одного, которую предстоит ежегодно подсчитывать правительству, и назначат ваше ветеранское «жалование». К нему будет ежемесячно добавляться фиксированная выплата — аналог сегодняшнему базовому уровню, равному 3610 рублям. Сегодня балл опять-таки условно оценивается в 64 рубля.
Заработает ли формула
Все, казалось бы, предельно просто. Как всегда, сложности в деталях, в арифметике ежегодного подсчета баллов будущего пенсионера. Цитируем Андрея Пудова: «Индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению сумм страховых взносов с зарплаты работника, уплаченных в этом году, к сумме взносов с максимальной заработной платы, с которой по закону отчисляются страховые взносы». Эту норму легче понять на конкретном примере. Предельно облагаемая страховыми тарифами зарплата 568 тысяч рублей в год, или 47 тысяч в месяц. Обладатель такой зарплаты получит 10 баллов в год. За 30 лет, если зарплата не изменится, у него будет 300 баллов. Умножаем на стоимость одного (на 64 рубля), определяем страховую пенсию. Прибавляем к ней фиксированную выплату (3610 рублей) и в сумме получаем 22 800 рублей.
Не богато — около 49 процентов от прежнего заработка, но жить можно. Сравните, средняя пенсия по России в этом году будет менее 11 тысяч рублей. Разница очевидная. К сожалению, этот пример, как говорится, некорректен. Такая высокая зарплата только у 11-12 процентов россиян. Около 60 процентов работников получает менее 20 тысяч рублей в месяц. И это отнюдь не лодыри — люди, занятые в агрокомплексе, в перерабатывающей промышленности, в сфере культуры, образования, здравоохранения. Положительная сторона балльной арифметики — «стоимость» пенсионного коэффициента по закону может только повышаться. Сохраняется и индексация пенсий — по инфляции и по доходам ПФ.
Еще одно принципиальное новшество — решающим фактором, определяющим размер пенсии, становится время выхода на нее. Если отложить ее оформление на 5 лет (мужчинам — до 65, женщинам — до 60 лет), то страховая пенсия будет на 45 процентов, а фиксированная выплата на 32 процента больше, чем у тех, кто выйдет «по закону». Какой вариант выгоднее, каждый должен выбрать для себя сам. Но совершенно ясно, что это норма — добровольно-принудительное повышение возрастного порога. Чтобы сузить коридор выбора, правительство настаивает на ограничении сегодняшних прав работающих ветеранов. Предложения были разные: уменьшить страховую пенсию, лишить фиксированной выплаты, отменить ежегодный перерасчет пенсии. Законопроект предусматривает последнее — отмену пересчета. Иными словами, страховые взносы будут взиматься по-прежнему, но самим ветеранам от них не достанется ни рубля. Отнимая у них ежегодную прибавку, за счет которой 15 лет подрастала пенсия, государство, понятно, немало сэкономит. Для него важен и принцип — побуждать, а при сегодняшних ее размерах принуждать работать как можно дольше.
— По предлагаемой правительством балльной системе около 2,5 миллиона низкооплачиваемых россиян сумеют заработать обязательные 30 баллов только за 42 года. Фактически мы лишаем людей пенсионного обеспечения, так давайте прямо скажем об этом, — обратился к Андрею Пудову председатель Комитета по промышленности Анатолий Локоть (КПРФ).
Заместитель министра отвечал долго, запутанно и, в общем-то, не по существу. Но вывод сформулировал точно: «Мы считаем, что эти лица способны заработать трудовой стаж, и они не будут лишены пенсии». Но большинство задававших вопросы, выступавших постоянно возвращались к балльной системе — видимо, ответы не убедили.
— Людей с низкими зарплатами больше, чем насчитало правительство. И проблемы их намного острее. Даже по вашим оценкам, в 2015 году в среднем каждому из них будет начислено по 0,67 балла — и в 2016-м, и в 2017-м. Большая группа населения у нас остается не защищенной. Первое, что нужно сделать — принять закон, приравнивающий минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. Понимая, что правительство не намерено разрабатывать такой законопроект, мы подготовили его. Давайте поработаем над ним, — предложил Сергей Катасонов (ЛДПР) содокладчику, председателю Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрею Исаеву.
— Это очень важный вопрос. При низкой зарплате будет низкой и пенсия, какие бы пенсионные законы ни принимались. Законопроект, внесенный вами, достаточно интересен, и его нужно использовать при подготовке согласованного решения. Профсоюзы, правительство и работодатели все лето вели переговоры о поэтапном повышении МРОТ — пока договориться не удалось.
Не ударит ли реформа по ветеранам?
![]() |
— В законопроекте ничего не говорится о коэффициенте замещения (Коэффициент замещения — соотношение пенсии к зарплате. — Прим. ред.). Каким он будет? — спросил Сергей Глотов («Патриоты России»). — Реформа рассчитана на молодых, а что ожидать от нее тем, кому под пятьдесят, нынешним пенсионерам?
— Коэффициент замещения как показатель официально у нас не утвержден. По рекомендации МОТ, он должен быть не менее 40 процентов. Уверен, при нормативном стаже 35 лет (именно при нормативном стаже, потому что в законе это понятие не закреплено) и средней зарплате по стране рекомендованная пенсия будет обеспечена. Нынешние пенсионеры, те, кто скоро выйдет на заслуженный отдых, могут не опасаться. Все их ранее заработанные права сохраняются. Пенсии, назначенные до 1 января 2015 года, будут пересчитаны по новой формуле, но их размеры не уменьшатся, — уточнил Андрей Пудов.
Его ответ тоже требует уточнения. Заместитель министра несколько своеобразно трактует рекомендацию МОТ. Ее точный смысл — минимальная пенсия человека с 30-летним трудовым стажем должна быть не менее 40 процентов его заработка. Андрей Пудов добавляет еще два условия: стаж — 35 лет, зарплата — не меньше средней по стране. И в результате получите 40 процентов не своего заработка, а усредненного. И еще, поднимаем минимум на пьедестал достижения. Недоступного, поскольку заработок большинства россиян значительно ниже среднероссийского. Так что у Владимира Федоткина (КПРФ) были основания посетовать.
Еще одно принципиальное новшество — решающим фактором, определяющим размер пенсии, становится время выхода на нее. Если отложить ее оформление на 5 лет (мужчинам — до 65, женщинам — до 60 лет), то страховая пенсия будет на 45 процентов, а фиксированная выплата на 32 процента больше, чем у тех, кто выйдет «по закону»
—Грустный закон предоставило правительство. Пенсия наших ветеранов в 6-8 раз меньше западной. Даже в 2030 году наши пенсионеры будут в разы жить хуже, чем их западные сверстники, и до последних своих дней работать, так и не успев просто пожить.Практически все выступавшие крайне критично оценили новации законопроекта. Система баллов ориентирована на самую обеспеченную часть жителей крупных городов. Интересы всего остального населения не учитываются. Стимулирование более позднего выхода на пенсию трудно назвать действительно стимулированием. Государство обещает постепенно отдавать ветерану им же заработанные деньги. Сергей Митрохин («Яблоко») подсчитал, что 5 лет отсрочки окупятся через 10 лет.
Только после 75 лет ветеран начнет получать подлинную прибавку. Но средняя продолжительность жизни россиян 70 лет, а мужчин — 64. Так что Максим Сурайкин («Коммунисты России») не без основания сравнил это стимулирование с «аморальной лотереей».
Игорь Зотов (депутат Госдумы, «Российская партия пенсионеров за справедливость») выразился более дипломатично: «Мы надеемся услышать от правительства отчетливую и ясную программу повышения продолжительности жизни пенсионеров, компенсирующую фактическое увеличение пенсионного возраста».
Еще одна общая для многих выступающих особенность — обращение к Конституции. Сравнения получались не в пользу законопроектов. Евгений Бляхович («Правое дело») одновременно проявил и крайний радикализм — «надо или Конституцию менять, или закон», и крайний либерализм — «должна быть общая для всех пенсия, равная прожиточному минимуму». Николай Коломийцев (КПРФ) заявил:
— Законопроект нарушает 55-ю статью Конституции. Если он будет принят в таком виде, то обратимся в Конституционный суд, — закон ущемляет интересы 30 процентов будущих пенсионеров.
Елена Афанасьева (ЛДПР), начав выступление, сразу же предупредила: фракция будет голосовать против законопроекта «О страховых пенсиях».
— Предложенная пенсионная формула наказывает россиян, которые работали долго, но дешево. Миллионы людей могут стать банкротами после выхода на пенсию. По нашему мнению, реформа обречена, если не решать проблемы, о которых мы говорим постоянно. Это борьба с теневой экономикой и «серыми» зарплатами, повышение заработной платы, создание высокопроизводительных и хорошо оплачиваемых рабочих мест, повышение качества и доступности медицинской помощи.
Убедительно выступила Оксана Дмитриева («Справедливая Россия»).
— Формула страховой части пенсии запутана, непонятна и несправедлива. Пенсионные права у нас уже конвертировали 5 раз из-за непрекращающихся реформ. Вначале коэффициенты переводились в деньги через среднюю заработную плату. При реформе в 2002 году пенсия переводилась в страховой капитал. Потом страховой капитал снова переводился через коэффициент дожития в пенсию. Теперь пенсии через стоимость пенсионного коэффициента снова переводятся в баллы. И уже эти баллы станут пенсиями. Такое запутывание алгоритма расчетов делает систему абсолютно непрозрачной, снижает зависимость пенсии от стажа и заработка. В новой формуле очевидны и концептуальные просчеты. Приведу примеры. Чем выше стоимость балла будет в 2015 году, тем сильнее обесценятся все прежние пенсионные права. Чем больше отчислят взносов обеспеченные россияне, тем меньше баллов получат ветераны со средней и низкой пенсией.
Почему фракция «Единая Россия» поддерживает проект, объяснил Андрей Исаев:
— У нас нет возможности избежать реформы. Сокращается бюджет Пенсионного фонда, уменьшается доля работающих, накопительная пенсия крайне неэффективна. Если не принять мер, страховые взносы будут расти, а будущие пенсии падать. Мы предлагаем щадящий вариант — мобилизация ресурсов пенсионной системы. Два года продолжается обсуждение реформы. За это время фракция «Единая Россия» сумела добиться в диалоге с правительством серьезного улучшения законопроекта. Добились сохранения досрочных пенсий, в том числе и для учителей и медицинских работников. Добились сохранения пенсий для работающих ветеранов. Увеличения страховых периодов для женщин в отпуске по уходу за ребенком и повышающих коэффициентов для них. Сделали накопительные пенсии добровольными.
Сделали немало, предстоит сделать намного больше. Наш Комитет подготовил серьезные замечания к законопроекту. По нашей инициативе создана межфракционная рабочая группа. Я уверен, общими усилиями ко второму чтению разработаем пакет качественных законов, которые помогут улучшить жизнь десятков миллионов сограждан, — закончил Андрей Исаев.
— Мы должны подготовить предложения, которые позволят сформировать прозрачную, понятную, стабильную пенсионную систему на долгие годы.
Кто-то теряет, а кто находит?
Принятие Госдумой в первом чтении пенсионных законопроектов помогло министру по труду и социальной защите Максиму Топилину уверенно выступить на «правительственном часе» в Совете Федерации. Тема выступления— реализация Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Министр традиционно начал с достижений.
— В начале 2000-х средняя пенсия равнялась прожиточному минимуму, сейчас она — без малого два. Ветераны перестали быть самой бедной группой населения, хотя говорить о их достаточной обеспеченности пока не приходится.
— Задача начавшейся пенсионной реформы — обеспечение финансовой устойчивости ПФ, социально приемлемых уровней пенсий и страховой нагрузки на бизнес. Нужен не просто рост тарифов, а их оптимизация и легализация рынка труда. От теневых и серых зарплатных схем мы теряем около 20 процентов фонда оплаты труда — значит, и всех страховых взносов, — уточнил министр.
Он обратил внимание на принципиальные моменты реформы: не повышается возраст выхода на пенсию, сохраняются все права нынешних ветеранов, увеличивается заинтересованность россиян в увеличении «белых» зарплат и трудового стажа. Максиму Топилину удалась «презентация» стратегии перемен. Тем не менее, министр не избежал острых вопросов. Они в основном касались работающих пенсионеров и судьбы накоплений.
Почему авторы реформы, министерство в том числе, против перерасчета страховой пенсии работающих пенсионеров? Об этом спросили Владимир Литюшкин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, и Валерий Васильев, член Комитета Совета Федерации по экономической политике.
— Наша позиция обусловлена не экономией бюджета ПФ. Мы предлагаем более эффективные способы увеличения пенсий, если человек намерен продолжать работу, — ответил министр.
— Максим Анатольевич, не вызовет ли отмена этой законодательной нормы (пересчета пенсий) массовых обращений в суды? — поинтересовалась Татьяна Заболотная, член Комитета Совета Федерации по социальной политике.
— Будем и в судах отстаивать свою позицию. Мы же «предоставляем гражданам альтернативу — дольше работать, больше зарабатывать и, соответственно, увеличивать свою пенсию. Но этот вопрос действительно многих беспокоит, и не исключено, что при втором чтении законопроекта в Государственной Думе в него будут внесены какие-то поправки, регулирующие перерасчет пенсий.
Судя по ответу, министр говорит о поколении россиян, только вступающих в трудовую жизнь. Но вся альтернатива работающих пенсионеров, а их 14 миллионов, — потерять право на крохотную добавку за каждый дополнительный трудовой год и дополнительно выплаченные страховые взносы.
Алексей Чернышев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, и Вячеслав Новиков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, попросили объяснить, почему так часто меняются правила формирования накопительной пенсии.
— У нас, как и в большинстве развитых стран, солидарная пенсионная система. Ее стержень — молодое поколение отвечает за старшее. Попытки в обязательном порядке внедрить в нее накопительные элементы нигде не оправдались. Теперь каждый работающий должен сам решить, куда направлять 6 процентов страховых взносов — в распределительную или накопительную системы. Как вы знаете, внесены законопроекты об акционировании НПФ и гарантировании накоплений. Усиление контроля за деятельностью НПФ вызвано многими нарушениями. Мы сообщаем об этих нарушениях, но не занимаемся антиагитацией против негосударственных пенсионных фондов…
«Нарушения» — это очень толерантная бюрократическая формулировка. По информации того же Минтрудсоцзащиты, каждый четвертый НПФ не смог документально подтвердить наличие перечисленных в него накоплений. Судьба почти 70 процентов их, а это миллиарды рублей, пока так и не прояснена. При каждой реформе кто-то теряет, кто-то находит. В постановлении, принятом сенаторами по выступлению министра, подчеркивается, что в очередной, пятой по счету, пенсионной реформе не должны пострадать интересы застрахованных россиян.