Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Общество давно ждет сверхзадачи…

Что нужно сделать для позитивного перелома нынешней экономической ситуации? Как изменить модель экономического развития страны, имеющую сегодня инерционный характер?

11.10.2015 15:56

Общество давно ждет сверхзадачи…
 
Об этом и многом другом размышляет председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков
 
 - Анатолий Геннадьевич, какой вы нашли экономическую ситуацию по возвращении с парламентских каникул?
- По количественным параметрам она хуже, чем прогнозировалось. Негативная тенденция продолжается. Главная причина тому  — резкое падение инвестиций, и государственных (10 пунктов за январь-август), и частных. Но если дно и достигнуто, то стоим мы на очень илистой почве. Дело в том, что Правительство России медлит с реализацией некоторых мер. Центробанк уже давно заявил о готовности финансировать проекты проектного финансирования (речь о финансировании не компаний, а именно конкретных проектов) и выделил для этого 100 миллиардов рублей. Но до сих пор ни один из них не реализуется.
 
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы подготовить почву для позитивного перелома экономической ситуации?
- Правительство должно определиться по стратегии развития страны до 2030 года и конкретизировать ее поэтапно. Общество давно ждет сверхзадачи, стимулирующей производительные силы. Уже сегодня следует заняться структурной перестройкой экономики. Сейчас мы имеем спад промышленного производства, инвестиций, реальных доходов населения и даже розничного товарооборота, который впервые за многие годы опустился на восемь процентов. И главная задача на­шего комитета — выработать предложе­ния, прежде всего законодательные, для того чтобы уйти от негативного тренда.
Мы обратились с инициативой, и председатель палаты ее поддержал, провести в ноябре парламентские слушания о преодолении структурных диспропорций в экономике и активизации роста. Речь пойдет об изменении модели развития, поскольку нынешняя имеет инерционный характер и базируется на уже дискредитировавших себя постулатах, перестала работать еще при высоких ценах на нефть.
Государство не может позволять грабить страну. Ведь вывоз капитала в огромных масштабах можно трак­товать и так. В нем, помимо наших долгов по внешним обязательствам, оплаты импорта, поставок оборудо­вания, есть и криминальные средства. Американцы не мирятся с таким по­ложением вещей. Они приняли закон FATCA, пресекающий уклонение от уплаты налогов резидентами США не­зависимо от места осуществления ими деятельности. До его принятия их бюд­жет ежегодно недосчитывался одного триллиона долларов. Теперь все банки мира, обслуживающие американских граждан, обязаны представлять в на­логовое ведомство США информацию о счетах и о транзакциях по их счетам.
 
И мы?
- Конечно. Нам пришлось изме­нить свое законодательство, чтобы позволить отечественным банкам на­правлять в США такие сведения. Ина­че могла бы остановиться их работа в силу возможности 30-процентного секвестирования платежей не только американскими, но и банками других стран. Но с последними-то Вашингтон договорился о переводе предостав­ления этой информации на государ­ственный уровень, а с Россией в связи с санкционным режимом — нет. Хотя соглашение было подготовлено. Сей­час наши банки напрямую работают с налоговой службой США, давая ин­формацию о резидентах.
 
А это не нарушает националь­ную безопасность России?
-  Нарушает, конечно. Вопрос лучше решать на межгосударственном уров­не. Некоторые наши банки, чтобы не создавать себе проблем, не поощряют, скажем так, обслуживание у себя этой категории клиентов. Выход какой? Быстрее создавать свою мощную фи­нансовую систему, наращивать эконо­мику, для чего и нужно менять модель развития. В условиях спада есть бюд­жетные ограничения. Они связаны с приоритетным выполнением социаль­ных обязательств.
Где взять деньги на развитие? За рубежом сейчас не возьмешь. Одним из внутренних источников является прибыль предприятий. Она благодаря девальвации и довольно высокой ин­фляции выросла в первом полугодии почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Показатель неплохой, но важно, чтобы предприятия вклады­вали ее в развитие, а не проедали и не гнали на валютный рынок. Поэтому нам надо реанимировать инвестици­онную льготу. Инвестиции могут быть главным источником роста. Нужно строить автомобильные и железные дороги, порты, жилье, импортозаме­щающие производства. Я вижу сейчас два направления движения.
Первое — крупные инфраструктур­ные проекты, финансируемые ВЭБ. Он уже целую кучу отобрал. Денег нет! Вот Центробанк и должен ему дать льготный кредит либо купить обли­гации ВЭБ. Когда начнут реализовываться инфраструктурные и импор­тозамещающие проекты, экономика зашевелится, возникнет спрос на ма­териалы, трактора, трубоукладчики, экскаваторы. Главное только, чтобы вся эта продукция была действитель­но российской, а не японской, немец­кой или американской.
 
За кем же теперь дело встало?
-    Не за депутатами. Чтобы эту идею реализовать, мы в конце июля приняли ФЗ-249, обязавший крупней­шие российские компании, реализую­щие подобные проекты, представлять их в Правительство РФ с указанием перечня машиностроительной продук­ции, необходимой для их осуществле­ния. В Правительстве решают, какие отечественные предприятия могут ту или иную продукцию поставить. Про­блемы производственников извест­ны — недостаток оборотки, закредитованность. Вот кабинет министров и должен помочь в решении этих вопро­сов. Такие крупные проекты — локо­мотив для всей экономики. Это одно направление.
Второе — развитие малого и сред­него бизнеса. Непосредственно перед уходом на каникулы Госдума приняла закон о Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпри­нимательства — для концентрации в одном месте всех средств (это около 30 миллиардов рублей), направляе­мых через министерства и ведомства на поддержку различных видов МСП. Подход: все деньги работают на воз­вратной основе. Это побуждает к бо­лее эффективному их использованию. МСП-банк кредитует проекты, ото­бранные региональными уполномо­ченными банками. Они часть рисков берут на себя, поэтому халтуру про­пускать не будут. Задача — направить деньги на производственные, техноло­гичные, инновационные проекты.
 
Как малый бизнес себя чувству­ет сегодня?
- Конечно, ему тяжело. Он пережи­вает сокращения, банкротства. Многие были завязаны на крупный бизнес, а он перестал платить по заказам. В су­дах мелкому с большим судиться себе дороже. Вот поэтому Корпорации МСП вменено законом оказывать информа­ционную и юридическую поддержку малому бизнесу, в том числе в судеб­ных спорах. Я сам им в 90-е годы зани­мался и знаю его проблемы изнутри. Сейчас он нуждается в максимальном смягчении административного прес­синга, и мы кое-что сделали для это­го. Вводится мораторий на проверки ФАС для предприятий с оборотом до 400 миллионов рублей. Пока только для физических лиц, не юридических. Все неплановые проверки подлежат согласованию с прокуратурой. За­конопроект принят в первом чтении. Интенсифицируется переход на па­тентные формы работы — для само­занятых. Существенно ослабят анти­монопольный контроль изменения в ФЗ о защите конкуренции, что будет способствовать формированию ком­фортной предпринимательской среды. Разумеется, основная надежда — на средний бизнес, на предприятия с 500-1000 работающими сотрудниками.
Мы уже рассмотрели так называе­мый четвертый антимонопольный па­кет, пресекающий «синдром Пикалево» (помните, когда жители небольшого го­родка в Ленинградской области, чтобы добиться выплаты долгов по зарплате, перекрыли федеральную трассу), то есть доминирующего положения моно­полиста. Чтобы Президенту РФ не при­ходилось, как это было, разруливать локальные конфликты и ни одна из сторон не соблазнялась возможностью поднять свою рентабельность за счет другой. За тем, чтобы реализовывался принцип равной доходности, будет приглядывать ФАС, наделенная соот­ветствующими полномочиями.
 
Какие законопроекты осенней сессии комитет считает приоритет­ными?
- Их несколько. Например, законо­проект о туризме. Это ведь тоже ка­тализатор социально-экономического развития. Он первоначально касался наших граждан, выезжающих за преде­лы страны, но затем перерос в более общий документ и теперь регулирует также вопросы стимулирования вну­треннего туризма. Его развитие надо начинать с наведения порядка в отрас­ли. У нас до сих пор нет хорошо раз­работанной карты достопримечатель­ностей. Предстоит создать федераль­ный портал на сайте Минкультуры или Ростуризма, в полной мере презентую­щий все туруслуги с учетом гостиничного хозяйства. Он должен быть досто­верным и максимально информатив­ным. Далее очередь за классификацией всех средств размещения граждан — не только отелей, но и домов отдыха, пан­сионатов, домов приемов. А то называ­ется «пять звезд», хотя на самом деле…
 
…там и «одна звезда» не ноче­вала…
- Да. Велосипед здесь изобретать не стоит, есть международные стандарты. Сверяйтесь с ними. Далее возникает во­прос о соответствующей квалификации гидов, переводчиков, экскурсоводов. Я сам сталкивался с разными варианта­ми. В Эрмитаже мне индивидуальный экскурсовод предложил прекрасный обзор экспозиции, а в Херсонесе — на­против. Такую лапшу стал на уши ве­шать, а я ведь сам крымчанин, что хоть святых выноси. Причем деньги-то свои он все равно получил. Особого внима­ния заслуживает подготовка прово­дников, связанных с опасными видами туризма — горными, лесными, водны­ми. Все это будет прописано в законе. Проведение его облегчается тем, что проблематика обсуждалась на прези­диуме Госсовета в Ялте, который вел Президент РФ. По его мнению, низкие объемы внутреннего туризма связаны с невысоким качеством сервиса. Значит, его следует повышать.
Следующая тема — туристические агентства. В прошлом году от приоста­новки работы 16 компаний пострадали более 75 тысяч граждан. Деятельность более или менее крупных туропера­торов уже взята под контроль и регу­лируется Ростуризмом и ассоциацией туроператоров «Турпомощь», помога­ющих в сфере выездного туризма. С более мелкими агентствами есть про­блемы. Никто не знает, сколько их — то ли 20, то ли 30 тысяч. Так же как бан­ки, они оперируют деньгами граждан. Немало случаев, когда они берут их и бесследно исчезают. И все потому, что сейчас любая организация может заре­гистрироваться в качестве турагента.
 
Туризм
 
И как их упорядочит закон?
- Первый шаг — создание реестра туроператоров, который будет вести уполномоченный орган при Прави­тельстве РФ — Ростуризм. Таким об­разом, под запретом окажется любая профильная деятельность вне его. Заключаемые с клиентами договоры фиксируются в базе данных Ростуризма и прозрачны для всех. Второй шаг — переход от первоначальной до­бровольности создания саморегули­руемых организаций к обязательным. Закон предусмотрит стимулы для вступления турагентов в саморегули­руемые организации, которые в итоге возьмут на себя ответственность за своих членов и запустят процесс са­моочищения.
 
Тарифы на услуги авиакомпаний не снизятся?
- Такие предложения есть. Слишком дороги перелеты внутри страны, осо­бенно из европейской части на Дальний Восток. Оттого тормозится и развитие туризма. Можно начать с миниму­ма — стимулировать чартерные рейсы внутри страны льготными тарифами за счет снижения налогового бремени. Бюджет не пострадает, поскольку этой услуги раньше не было. Тогда билеты подешевеют. Желательно также вер­нуть льготы для студентов, учащихся, детей. Я в молодости благодаря 50-про­центной скидке много поездил.
 
Хорошо бы. Это касается всех. Так же как и инициированный депу­татами закон о торговле (ФЗ «О вне­сении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Феде­рации по вопросам антимонополь­ного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»), который сейчас рассматривается. Кстати, он ведь не сразу попал в по­вестку дня?
 Поначалу Правительство возра­жало, и было больше на стороне ретейла. Он ведь в каком-то смысле по­сягает на его прибыль. Тут и политика замешана. Ущемляются не только рос­сийские сети, а и иностранные — «Ме­тро», «Ашан». У нас непростые отно­шения с западными партнерами, а тут их еще напрягают новыми законами… Однако регулирование отношений в торговле между сетями и поставщика­ми не только назрело, но и перезрело. Много жалоб от поставщиков на то, что крупные компании, они же сете­вые монополисты, заставляют их пла­тить за всякие сопутствующие услуги, в том числе и воображаемые. Напри­мер, за фальшмаркетинг. Вы постави­ли товар, значит, заплатите нам за его продвижение. Законопроект усиливает роль ФАС по контролю за сетевиками, сокращает примерно в полтора раза сроки оплаты поставленного в сеть товара, ныне доходящие до 180 дней. С 10 до 3 процентов уменьшится раз­мер ретробонусов за так называемые особые условия продажи товаров. Это упрозрачнит деятельность ретейла. А то сегодня он устанавливает наценку 1,5 пункта, а про 10, а то и 20, получа­емых с сопутствующих услуг, молчит.
 

Нам надо реанимировать инвестиционную льготу. Инвестиции могут быть главным источником роста. Нужно строить автомобильные и железные дороги. Порты, жилье. Импортозамещающие производства. Я вижу сейчас два направления движения. Первое — крупные инфраструктурные проекты, финансируемые ВЭБом.
Второе — развитие малого и среднего бизнеса»

Квинтэссенция законопроекта — са­морегулирование, причем специфиче­ское, не такое, как в других отраслях, где в одну организацию объединяют­ся представители одноименного рода занятий — страховщики, строители и так далее. Здесь мы предлагаем объ­единить поставщиков, торговые сети и даже потребителей в едином Совете соответствующего рынка.
 
Все равно как коня и трепетную лань… Интересы-то у них противопо­ложные. Смогут ли они договориться между собой?
- Конечно, мы понимаем, что это сложно. Все должно быть тысячу раз взвешено, ибо есть и риски получения обратного эффекта. Нельзя уронить торговлю. Те же укороченные сроки оплаты чреваты ударом для всех. Во-первых, россияне стали меньше поку­пать, следовательно, и денег в торгов­ле уменьшилось. Во-вторых, Россия и без того отстает от ведущих стран по доступности торговых точек на душу населения, поэтому непозволительно допустить их сокращение. Очень важ­но включить в трехсторонний диалог все заинтересованные стороны, чтобы найти решения по условиям поставки и реализации, тем же бонусам и дру­гим вопросам. Потребителям есть что предъявить не только торговле, но и производителям. Есть немало претен­зий по улучшению информации о то­варах. Обычное дело, когда на этикетке сыра в составе значится цельное моло­ко, а используется пальмовое масло.
 
Ну а если они по закону так и не найдут компромисса?
- Тогда дело за арбитром в лице государства, допустим Роспотребнадзором, который и примет решение. Одобрение закона в первом чтении побудило его оппонентов к переговор­ному процессу. И поставщики, и тор­говля уже поддерживают идею созда­ния Совета рынка, это будет историче­ское решение.
 
Вы назвали третьим приоритетом — закон о Торгово-промышленной палате. Почему понадобилось его принимать?
- Главная мысль — привести в соот­ветствие с законодательством реалии ее деятельности. Действующий закон о торгово-промышленных палатах при­нят в 1993 году. По нему региональные палаты получили очень большую са­мостоятельность, которой иногда зло­употребляли, вплоть до регистрации своих палат в зарубежной юрисдикции. Мы хотим добавить вертикальности в систему управления этой структу­ры. Необходимость вытекает из того, что государство делегировало ей ряд своих полномочий. Например, по вы­даче производителям сертификатов соответствия той или иной продукции. Де-факто это уже делается, теперь ут­верждается и де-юре. Опасаться пре­вращения вертикали в сквозную не стоит: закон предоставляет субъектам РФ право принимать законы о деятель­ности палат на местах. Они сохранят самостоятельность и по-прежнему бу­дут отражать специфику регионов, но впишутся в рамки федерального зако­нодательства. Это облегчит российской ТПП выстраивание единой политики, что отвечает интересам государства…
Это важные для комитета законопроекты в нынешней сессии, ключевыми же будут рассмотрение бюджета на следующий год и формирование позиции парламента по Стратегии развития России до 2030 года, которая в определенной степени будет изложена на парламентских слушаниях 2 ноября. То есть вспоминая великого полководца Александра Суворова, хочу закончить тем, чем начал: что законодательная тактика должна вытекать из стратегии. Это касается экономики, где мы пришли к необходимости принятия важных решений по изменению модели развития.
 
Беседовала Людмила Глазкова
 
Аксаков
Читайте нас в Telegram
Просмотров 3211