Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

О чем следует помнить при заключении кредитного договора

Человеку, обратившемуся в банк за деньгами, обязаны будут детализировать информацию о страховке

Тема: Пленарное заседание Госдумы 18 апреля 2023 года

18.04.2023 16:49

Автор: Валерий Филоненко

О чем следует помнить при заключении кредитного договора
  © Алексей Сухоруков/РИА Новости

Полная стоимость страховых услуг и страховой премии должна фиксироваться в договоре кредитования. Такой законопроект Госдума приняла во втором чтении 18 апреля. «Парламентская газета» выясняла, о чем еще банки должны информировать заемщиков в кредитных договорах.

Вся правда о страховке кредита

В настоящее время вознаграждение страховых посредников составляет значительную долю в расходах страховщиков, однако граждане об этом мало осведомлены. Между тем доля вознаграждения, выплаченного посредникам, доходит до 30 процентов. Такие данные приводятся в пояснительной записке к законопроекту.

Отмечая социальную значимость договоров добровольного страхования, в Госдуме предлагают предоставлять полные сведения, в том числе когда заемщик берет в банке потребкредит.

«Законопроект направлен прежде всего на защиту россиян, которые имеют право получать полную информацию о стоимости страховой услуги и страховой премии, которая должна раскрываться и включаться непосредственно в договор кредитования», — сообщил член Комитета Госдумы по финрынку Николай Цед, представляя законопроект.

Авторы инициативы считают, что такой подход «позволит принимать обоснованное решение при выборе страховщика для заключения договора страхования».

По мнению разработчиков, законопроект соответствует положительно зарекомендовавшей себя практике исполнения требований по раскрытию полной стоимости потребительского кредита.

Полная стоимость на видном месте

К теме полноценного информирования россиян о займах парламентарии обращаются не впервые. Так, в июне прошлого года Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект, который обязывает на первой странице кредитного договора отражать полную стоимость кредита с учетом всех дополнительных сборов и услуг. Документ внесли вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев и глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Максимально исчерпывающее информирование заемщика о приобретаемом потребительском кредите или возможности его приобретения убережет россиян от возможных ошибок при оценке финансовой услуги, пояснил «Парламентской газете» Анатолий Аксаков.

«Все платежи, которые предлагаются кредитной организацией, включая дополнительные страховки, плату за юридическое обслуживание, СМС-сообщения, должны, по смыслу законопроекта, включаться в полную стоимость кредита», — сказал депутат.

Зачастую в зависимости от тех условий, которые принимает заемщик, ему предлагаются разные ставки, отметил глава думского комитета.

«В законопроекте предлагается, чтобы полная стоимость кредита рассчитывалась в таких ситуациях по минимальному размеру, то есть исключая все дополнительные услуги, и по максимальному — чтобы заемщик мог видеть те условия, которые ему предлагаются, сравнивать их и исходя из этого принимать решение — брать кредит или нет», — сказал Аксаков.

Читайте также:

• Поручители могут влипнуть в кредитную историю

О чем еще должны знать заемщики

В апреле 2019 года Центробанк вменил в обязанность кредитным организациям бесплатно информировать клиентов о возникновении просроченной задолженности по договорам потребительского кредита. Озабоченность Банка России этим вопросом была вполне обоснована. Регулятор выявил случаи, когда кредитные и некредитные финансовые организации при заключении договоров займа предлагали заемщикам платную услугу по информированию о состоянии просроченной задолженности.

При этом, согласно законодательству, такая информация должна была направляться заемщику бесплатно и не позднее семи дней с даты ее возникновения.

Чуть позже, в декабре 2019 года, Банк России рекомендовал банкам оперативно информировать своих клиентов о блокировке счетов по решению ФНС. По мнению регулятора, рекомендации должны были способствовать конструктивному взаимодействию между банками и бизнесом. С марта 2020 года российские банки обязаны информировать клиентов о блокировке счета и причине такого решения уже в соответствии со вступившими в силу поправками в Федеральный закон «О национальной платежной системе».

Кроме того, финансовые организации должны сегодня информировать клиентов об особенностях и рисках инвестиционных продуктов, а также о том, что доход по ним не гарантирован и вложения не застрахованы государственной системой страхования вкладов. Такая обязанность у банков появилась с 1 июля 2022 года.