Новая экономическая политика для села
О том, как эффективно использовать ресурсы, направляемые на импортозамещение продовольственной продукции, размышляет член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик
В своем Послании Федеральному Собранию Президент страны поставил задачу: «В течение трех-пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания в значительной степени, конечно, собственного производства». Это непростая задача. Особенно в условиях, когда федеральный бюджет Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы разрабатывался и принимался в крайне сложных экономических условиях: ослабление и значительные колебания курса рубля к доллару США, рост цен на импортные и ряд отечественных товаров, снижение мировых цен на энергоносители и прежде всего на нефть, рост инфляции против ожидаемых показателей, учитываемых при определении расходов.
Важно подчеркнуть, что и в этих условиях бюджет обеспечивает в полном объеме финансирование ключевых направлений социально-экономической политики. В этих целях на реализацию мероприятий, определенных Указами Президента России от 7 мая 2012 года, в 2015 году дополнительно направляются 672,1 млрд рублей. Полностью обеспечено финансирование всех мероприятий по повышению обороноспособности страны и боевой готовности Вооруженных сил. На решение задачи ускоренного развития сельского хозяйства и отраслей, обеспечивающих импортозамещение продовольственных продуктов, дополнительно выделяются на 2015 год 20,0 млрд рублей и в 2014 году — 25,0 млрд рублей. Сельское хозяйство получает реальный приоритет против средств, предусмотренных в госпрограмме — на 45 млрд рублей, это рост более 20 процентов. Аграрники четко понимают, что сегодня важно добиваться результатов не числом, а умением, эффективно использовать каждый рубль бюджетных средств.
Аграрная политика развития села, проводимая руководством страны, дает такую возможность, она не только стабилизировала обстановку, но и обеспечила возрождение российской деревни, реальный рост производства, что позволило значительно улучшить питание населения: возросло потребление мясных, молочных продуктов, овощей, фруктов и ягод, что видно из приведенных данных (Инфографика 1).
По мясным продуктам рост душевого потребления за указанный период составил 67 процентов, молочным — 15, овощам — 14, фруктам и ягодам — 20 процентов. Потребление картофеля, сахара, хлебобулочных изделий практически находится на уровне рекомендованных норм питания. Приведенные данные говорят о реальной возможности уже в ближайшие 3 — 4 года обезопасить нас от зависимости от импорта продовольствия. Это можно было бы сделать значительно раньше, если бы не одно очень важное обстоятельство, о котором необходимо сказать, оно и сегодня негативно сказывается на состоянии дел в деревне.
Хочу напомнить, что в результате так называемых «демократических реформ» 90-х годов прошлого столетия российская деревня была практически разорена. Началось это со знаменитого Указа Президента Бориса Ельцина от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (от 29.12.1991 г. № 86) и «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» (от 04.09.1992 г. № 708). Они готовились под диктовку американских советников с одной целью — чтобы не реформировать, а перестроить российскую деревню на американский манер, ликвидировать создаваемые десятилетиями крупные современные государственные и кооперативные (коллективные) хозяйства (на долю коллективных хозяйств приходилось 39 процентов общего объема производимой сельскохозяйственной продукции), а взамен предписывалось организовать по американскому образцу 2,0-2,5 млн фермерских хозяйств (в то время в США было 2,2 млн фермерских хозяйств). При этом важно подчеркнуть, что принятыми законодательными актами колхозы и совхозы лишались права пользования закрепленными за ними сельскохозяйственными землями.
На селе наступила разруха. Начался процесс раздела собственности, в том числе земли, на паи и доли. Более одной трети ферм были разрушены, остальные стояли без скота, на ремонт и восстановление техники не было средств. Стало катастрофически падать производство, начался массовый забой скота, земля перестала обрабатываться, зарастала лесом. Гражданская война, коллективизация и Великая Отечественная война не смогли нанести такого урона и разорения деревни, как это сделали так называемые «реформы», о чем убедительно говорят следующие показатели (Инфографика 2).
К началу 2000 года поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 1990 годом сократилось на 30 млн голов, а всех видов — почти на 100 млн голов, или в 2 раза. В таких же размерах упало производство зерна, молока, мяса и других продуктов, посевы зерновых культур уменьшились на 18,0 млн гектар, или на 28 процентов. Вместо обещанных современных технологий и инвестиций Россия получила «ножки Буша», так нарекли этот продукт россияне. Техническая оснащенность практически сократилась вдвое, люди оказались без работы, закрылись многие сельские магазины, поликлиники, больницы, школы и дошкольные учреждения. Скажем прямо, многие не верили, что можно вытащить село из этой «ямы».
Такое наследство в деревне получил Владимир Путин, когда стал Президентом страны в 2000 году. В такой обстановке ему пришлось принимать конкретные решения по всем вопросам, в том числе и вырабатывать новую аграрную политику.
Опираясь на исторический опыт, анализируя опыт земельных реформ в России, Президент предложил собственный путь аграрного развития страны, путь с многоукладной сельской экономикой. Признания равенства всех форм собственности и организации производства, и крупных, и средних, и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, садоводов, граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции на личном подворье. Программа Владимира Путина была проста, ожидаема и понятна всем жителям российской деревни: «Сельскому хозяйству — преимущественное развитие».
В первые годы Президенту пришлось решать задачу восстановления ранее достигнутого в стране уровня производства. В короткий срок по большинству показателей это удалось сделать. Производство зерна по сравнению с 2000 годом увеличилось в 1,3 раза, сахарной свеклы — в 3,1, подсолнечника — в 2,0, овощей — в 1,4, мяса всех видов — в 1,9 раза. Создана реальная обстановка в ближайшие годы полностью перейти к обеспечению внутреннего рынка собственной продовольственной продукцией.
Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важной составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высших стандартов питания населения. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы будет направлена на эти цели.
Расчеты специалистов показывают, что на первом этапе объемы импортозамещения важнейших основных продовольственных продуктов в период 2015 — 2017 годы можно было бы провести в следующих объемах (Инфографика 3).
Понятно, что сделать это непросто, нужны финансовые и материальные ресурсы, а главное — новый подход к использованию этих ресурсов. Прямо скажем, здесь недостаточно просто целевого планирования использования бюджетных средств и государственной поддержки, нужен «целевой адресный подход». Государственную поддержку в первую очередь целесообразно направить тем производителям, кто конкретно, гарантированно способен увеличить производство мяса свиней, птицы, молока, ранних овощей, имеет опыт разработки комплексного строительства и освоения новых современных технологий. Нужна не помощь селу вообще, нужно полное финансовое обеспечение каждого строящегося и реконструируемого объекта, производящего импортозамещаемую продукцию, нужен другой уровень ответственности регионов в решении этой общенациональной задачи. Именно регион в первую очередь должен отвечать за работу тех конкретных предприятий, которые привлечены к этой работе. Одновременно потребуется развитие и других важных отраслей.
Необходимо увеличение производства зерна. Ускоренное наращивание производства молочной и мясной продукции потребует гарантированного увеличения расходов зерна на кормовые цели как минимум на 5,0-5,5 млн тонн. Для того, чтобы обеспечить стабильную, рентабельную работу животноводческих отраслей и снабжение населения хлебобулочными изделиями, государство должно иметь неснижаемый, переходящий запас зерна на случай неурожайных лет.
Покупая по импорту продукты животноводства, мы могли часть зерна направлять на другие цели, в том числе и продавать на экспорт. За период с 2000 по 2013 год валовый сбор хлеба в России составил 748,1 млн тонн, по 83,1 млн тонн в расчете на год, на экспорт было продано 137,9 млн тонн, в среднем по 15,3 млн тонн ежегодно.
Значит, необходимо обеспечить зерном не только внутренние потребности, но и продавать на рынке как минимум 15-17 млн тонн зерна. Уходить с зернового рынка России нельзя. С таким расчетом следует подходить к определению наших минимальных потребностей в зерне. Поэтому увеличение производства зерна становится одной из центральных задач для обеспечения продовольственной независимости страны.
Добиться этого возможно за счет широкого внедрения современных технологий и новой техники, увеличения применения минеральных удобрений, рассчитывать на значительное увеличение посевных площадей мы пока не имеем реальных возможностей. Проектные расчеты подтверждают это (Инфографика 4).
За последнее десятилетие урожайность зерновых культур выросла на 2,1 центнера с гектара. За 2015 — 2017 годы необходимо повысить сбор с гектара на 3,0-4,0 центнера. Решить эту задачу можно за счет технического перевооружения, внедрения современных технологий и увеличения применения удобрений, доведя их внесение к 2017 году как минимум до 60 кг на гектар посева зерновых, против 34,6 кг в 2013 году. При этом важно сохранить действующую целевую бюджетную поддержку сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений в размере до 20 процентов их стоимости.
Увеличить общие поставки минеральных удобрений в 2017 году как минимум до 3,0-4,0 млн тонн против 1,8 млн тонн используемых в настоящее время. На государственную поддержку из бюджета потребуется 6,0-8,0 млрд рублей.
Одновременно с ростом поставок удобрений важно обеспечить техническое перевооружение сельского хозяйства. Состояние технической базы села остается сегодня ниже показателей многих развитых стран.
За последние 4 года обновление тракторного парка составило всего 3 процента в год при нормативе 10-12 процентов. Списывалось техники больше, чем приобреталось. В результате тракторный парк сократился на 40 тыс. тракторов. Такая же картина по зерноуборочным комбайнам и другим машинам. Энерговооруженность села снизилась в два с половиной раза. Для того, чтобы только восстановить в ближайшие 3-4 года парк сельскохозяйственной техники, необходимо ежегодно приобретать в 2015 — 2017 годах тракторов не менее 15,0-20,0 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов — до 5500-6000 штук и кормоуборочных — до 2000-3000 штук. Соответственно увеличить закупку прицепных машин.
Важно экономическую политику государства переориентировать на стимулирование технической модернизации села, сделать так, как практикуют многие страны мира и большинство наших регионов, компенсировать товаропроизводителям до 35 процентов стоимости приобретаемой сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводческих ферм и птицефабрик. Стимулировать нужно приобретение современной техники, произведенной (собранной) на территории Российской Федерации. На эти цели требуется выделить дополнительные ресурсы, их можно найти в пределах средств, выделенных в Госпрограмме на развитие сельского хозяйства.
Сокращение импорта картофеля, плодоовощной продукции будет решаться двумя путями:
Первый. Максимальное привлечение в регулируемые товарные ресурсы картофеля, овощей, плодов и ягод, выращиваемых сельхозпроизводителями, а также гражданами на садовых участках и личных подсобных хозяйствах. В прошлом году товарность производства в этом секторе составила: по картофелю — 17,0 и овощам — 18,7 процента. В то время как в сельхозорганизациях от 65 до 85 процентов.
Второй. На 2015-2017 годы необходимо предусмотреть средства на строительство тепличных комбинатов общей площадью не менее 500 гектаров. Эти стройки должны быть отнесены к «Особо важным объектам», и полностью обеспечиваться инвестиционными ресурсами.
Особые организационно-экономические меры нужны по дополнительному стимулированию роста производства молока и поголовья молочного и мясного скота, За последние годы производство этих продуктов не растет. Для поддержания отечественного рынка мы вынуждены импортировать более 9,0 млн тонн молочных продуктов в пересчете на молоко и значительное количество говядины.
Одна из причин состоит в том, что сельское население все неохотнее стало заниматься молочным животноводством, отраслью очень трудоемкой и технически сложной. Поголовье скота у этой категории граждан сокращается, что оказывает серьезное давление на рынок. Для того, чтобы поправить ситуацию, кроме финансовых средств нужно серьезно изменить племенную, ветеринарную, зоотехническую работу на молочных фермах и фермах мясного скотоводства, включая сельские подворья. Опыт хорошей работы сельскохозяйственных служб имеется в свиноводстве и птицеводстве, его нужно внедрять и на молочных фермах. В ряде регионов работу по развитию молочного производства сводили к строительству крупных ферм, малое производство закрывалось — в итоге, сокращение поголовья коров и производства молока в целом по всем категориям хозяйств.
Шаблон здесь недопустим и не даст положительных результатов. Президент неоднократно подчеркивал, что государство в равной степени будет поддерживать всех производителей, в том числе и малые формы. Недооценка такого подхода в молочном животноводстве привела к тому, что за последние годы поголовье коров сократилось в крупных хозяйствах в больших размерах, чем у населения. В то же время для комплектования крупных молочных ферм за рубежом было закуплено в 2008-2012 годах более 377 тысяч голов племенного скота. Куда они делись, ушли на мясокомбинаты? За них было заплачено 1,9 млрд долларов. В этом нужно серьезно разобраться.
В настоящее время основная поддержка государством сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в основном путем предоставления льготных кредитных ресурсов. За счет средств федерального и региональных бюджетов компенсируется до 80 процентов крайне высокой кредитной банковской ставки. Такой порядок не стимулирует банки совершенствовать систему кредитования, удешевлять кредиты и снижать кредитные ставки. Не случайно даже в период стабильного развития экономики страны, при наличии больших финансовых резервов на российском кредитном рынке ресурсы стоят в 3-4 раза дороже американского и европейского финансовых рынков.
В результате большая часть федеральных субсидий, выделяемых на поддержку села, сегодня направляется по существу на поддержку банковской системы. В 2012 году на эти цели ушло 56 процентов средств, выделенных на Государственную программу развития села, в планах на 2015-2018 годы эта доля возрастет до 60-70 процентов. Дорогие кредиты и высокая стоимость строительства животноводческих объектов, особенно молочных, в итоге делают производство даже в крупных современных комплексах нерентабельным, хозяйства оказываются закредитованными, а нередко становятся банкротами. Результат: кредитные организации работают с прибылью, «жируют», село не вылезает из долгов, не может приобрести необходимую технику, внедрить современные технологии. Нужны специальные экономические меры для сдерживания роста кредитных ставок.
Выступая на заседании Государственного Совета 18 сентября прошлого года в Кремле, Владимир Путин, характеризуя работу по импортозамещению, подчеркивал: «По сути, речь идет о формировании новой экономической политики, такой стратегии, по которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора. Какие шаги считаю приоритетными? Во-первых, нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса. И мы с вами все хорошо помним и знаем, эта тема является ключевой для нас, даже вне всякой привязки к каким бы то ни было санкциям, мы давно об этом говорим. И не раз говорили, что процентные ставки по кредитам часто превышают рентабельность проектов, ставят участников экономической деятельности по существу за рамки экономического здравого смысла…»
Сегодня от села требуется не только обеспечить рынок отечественным продуктом, но и сделать наши продукты качественными, доступными для покупателя и конкурентоспособными перед западными производителями. Поэтому государственная поддержка и дополнительные бюджетные средства в первую очередь должны направляться для роста производства на основе эффективных технологий. Министерству сельского хозяйства РФ, по согласованию с регионами, в самые короткие сроки важно утвердить адресный перечень строительства и реконструкции предприятий по производству мяса свиней, птицы, говядины, молока, тепличных комбинатов, центров по хранению, переработке и реализации плодоовощной продукции и картофеля, ранних овощей, закладки новых плодовых насаждений и виноградников, и прежде всего в Крыму, с указанием региона, муниципалитета, сроков начала и окончания строительства (реконструкции), требуемого объема инвестиций.
Для создания благоприятного инвестиционного климата, повышения эффективности инвестиций в АПК, обеспечения доступности и возвратности кредитных ресурсов, обеспечения выполнения программы импортозамещения чрезвычайно важно перейти на кредитование строительства и реконструкции всех объектов, обеспечивающих производство продовольственной продукции, направляемой на импортозамещение, предусмотренной в Государственной программе развития сельского хозяйства, по льготной процентной ставке.
Льготная процентная ставка должна определяться по долгосрочным кредитам в размере одной четвертой ключевой ставки Центрального банка России, увеличенной на коэффициент 2,5, но не более 5 процентов годовых. Целесообразно кредитным организациям, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в соответствии с предлагаемыми условиями частично возмещать возможный недобор доходов в размере одной четвертой контрольной ставки Центрального банка России, увеличенной на коэффициент два.
В случаях, когда контрольная ставка Центрального банка России изменяется в сторону повышения или понижения, стороны, подписавшие кредитный договор, могут вносить соответствующие изменения как по размерам льготной ставки, так и размерам компенсации из федерального бюджета, возможного недобора доходов банком по тем нормативам, которые использовались при подписании договора. Такие изменения должны оформляться соглашением сторон, которое может быть неотъемлемой частью кредитного договора. Субсидии на компенсацию выпадающих доходов банков могут выплачиваться Министерством сельского хозяйства РФ в пределах ассигнований, выделяемых на финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства.
Отбор инвестиционных проектов для льготного кредитования должен рассматриваться Межведомственной комиссией, создаваемой при Министерстве сельского хозяйства РФ, в состав которой должны входить представители Минфина, Минэкономразвития, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, руководители отраслевых союзов, представители кредитных, проектных организаций, представители высших органов исполнительной власти регионов. Состав Межведомственной комиссии целесообразно утверждать Правительством РФ.
Одновременно необходимо изменить порядок стимулирования технического перевооружения предприятий. Многие регионы уже сегодня стимулируют сельхозтоваропроизводителей через компенсацию до 40 процентов стоимости приобретаемой ими техники и оборудования, используемого для применения современных технологий.
В Государственной Думе находится подготовленный депутатами проект закона по этим вопросам. Важно принять их в самое ближайшее время.
Серьезную помощь в решении задачи по импортозамещению могло бы оказать финансовое оздоровление сельхозпроизводителей. По ряду объективных причин — продолжающемуся многие годы росту диспаритета цен, не компенсированным убыткам, полученным в результате неурожаев последних лет, разного рода поборов при реализации продукции, отсутствию развитой инфраструктуры, в том числе по хранению и переработке сельхозпродукции, большинство сельскохозяйственных предприятий оказались закредитованы и фактически не имеют доступа в кредитные организации, как и ресурсов и реальных возможностей в ближайшие годы погасить отсроченную, просроченную и не покрываемую доходами задолженность.
Общая сумма кредиторской задолженности АПК составляет более 3,0 трлн рублей, в том числе сельскохозяйственных организаций 1,4 трлн рублей, а выручка от реализации продукции при рентабельности 3 — 4 процента около 3,0 — 3,5 трлн рублей. Очевидно, что с такой кредиторской задолженностью хозяйствам самим не справиться. Понятно, что речь не идет о всеобщем списании долгов, нужно провести финансовое оздоровление их экономики так, как это было сделано в 2012 году на основе нового закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»:одновременно провести рассрочку и отсрочку по отдельным видам долгов, списать полностью или частично пени и штрафы, а их уже только по налоговым платежам накопилось более 7,0 млрд рублей. Это даст возможность оздоровить экономику и хозяйствам активно включаться в работу по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года.
От редакции
20 января Геннадию Николаевичу Кулику исполнилось 80 лет! Коллектив журнала поздравляет патриарха отечественной политики и желает ему крепкого здоровья, долголетия и новых свершений на ниве российского законотворчества!