День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Новая экономическая политика для села

О том, как эффективно использовать ресурсы, направляемые на импортозамещение продовольственной продукции, размышляет член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик

25.01.2015 15:56

Новая экономическая политика для села
 

В своем Послании Федеральному Собранию Прези­дент страны поставил задачу: «В течение трех-пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания в значительной степени, конечно, собственного производства». Это непростая задача. Особенно в условиях, когда федеральный бюджет Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы разрабатывался и принимался в крайне сложных экономических условиях: ослабление и значительные колебания курса рубля к дол­лару США, рост цен на импортные и ряд отечественных товаров, снижение мировых цен на энергоносители и пре­жде всего на нефть, рост инфляции против ожидаемых по­казателей, учитываемых при определении расходов.

Важно подчеркнуть, что и в этих условиях бюджет обе­спечивает в полном объеме финансирование ключевых направлений социально-экономической политики. В этих целях на реализацию мероприятий, определенных Указа­ми Президента России от 7 мая 2012 года, в 2015 году до­полнительно направляются 672,1 млрд рублей. Полностью обеспечено финансирование всех мероприятий по повыше­нию обороноспособности страны и боевой готовности Во­оруженных сил. На решение задачи ускоренного развития сельского хозяйства и отраслей, обеспечивающих импорто­замещение продовольственных продуктов, дополнительно выделяются на 2015 год 20,0 млрд рублей и в 2014 году — 25,0 млрд рублей. Сельское хозяйство получает реальный приоритет против средств, предусмотренных в госпро­грамме — на 45 млрд рублей, это рост более 20 процентов. Аграрники четко понимают, что сегодня важно добиваться результатов не числом, а умением, эффективно использо­вать каждый рубль бюджетных средств.

Аграрная политика развития села, проводимая руко­водством страны, дает такую возможность, она не только стабилизировала обстановку, но и обеспечила возрож­дение российской деревни, реальный рост производства, что позволило значительно улучшить питание населения: возросло потребление мясных, молочных продуктов, ово­щей, фруктов и ягод, что видно из приведенных данных (Инфографика 1).

Инфографика 1

По мясным продуктам рост душевого потребления за указанный период составил 67 процентов, молочным — 15, овощам — 14, фруктам и ягодам — 20 процентов. Потребле­ние картофеля, сахара, хлебобулочных изделий практиче­ски находится на уровне рекомендованных норм питания. Приведенные данные говорят о реальной возможности уже в ближайшие 3 — 4 года обезопасить нас от зависимости от импорта продовольствия. Это можно было бы сделать значительно раньше, если бы не одно очень важное обсто­ятельство, о котором необходимо сказать, оно и сегодня негативно сказывается на состоянии дел в деревне.

Хочу напомнить, что в результате так называемых «демократических реформ» 90-х годов прошлого столетия российская деревня была практически разорена. Началось это со знаменитого Указа Президента Бориса Ельцина от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (от 29.12.1991 г. № 86) и «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» (от 04.09.1992 г. № 708). Они готовились под диктовку американских советников с одной целью — чтобы не реформировать, а перестроить российскую деревню на американский манер, ликвидировать создаваемые десятилетиями крупные современные государственные и кооперативные (коллективные) хозяйства (на долю коллективных хозяйств приходилось 39 процентов общего объема производимой сельскохозяйственной продукции), а взамен предписывалось организовать по американскому образцу 2,0-2,5 млн фермерских хозяйств (в то время в США было 2,2 млн фермерских хозяйств). При этом важно подчеркнуть, что принятыми законодательными актами колхозы и совхозы лишались права пользования закрепленными за ними сельскохозяйственными землями.

На селе наступила разруха. Начался процесс раздела собственности, в том числе земли, на паи и доли. Более одной трети ферм были разрушены, остальные стояли без скота, на ремонт и восстановление техники не было средств. Стало катастрофически падать производство, на­чался массовый забой скота, земля перестала обрабаты­ваться, зарастала лесом. Гражданская война, коллективи­зация и Великая Отечественная война не смогли нанести такого урона и разорения деревни, как это сделали так на­зываемые «реформы», о чем убедительно говорят следую­щие показатели (Инфографика 2).

Инфографика 2

К началу 2000 года поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 1990 годом сократилось на 30 млн голов, а всех видов — почти на 100 млн голов, или в 2 раза. В таких же размерах упало производство зерна, молока, мяса и других продуктов, посевы зерновых культур уменьшились на 18,0 млн гектар, или на 28 процентов. Вместо обещанных совре­менных технологий и инвестиций Россия получила «ножки Буша», так нарекли этот продукт россияне. Техническая оснащенность практически сократилась вдвое, люди ока­зались без работы, закрылись многие сельские магазины, поликлиники, больницы, школы и дошкольные учреждения. Скажем прямо, многие не верили, что можно вытащить се­ло из этой «ямы».

Такое наследство в деревне получил Владимир Путин, когда стал Президентом страны в 2000 году. В такой об­становке ему пришлось принимать конкретные решения по всем вопросам, в том числе и вырабатывать новую аграр­ную политику.

Опираясь на исторический опыт, анализируя опыт зе­мельных реформ в России, Президент предложил собствен­ный путь аграрного развития страны, путь с многоукладной сельской экономикой. Признания равенства всех форм соб­ственности и организации производства, и крупных, и сред­них, и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, садоводов, граждан, занимающихся производством сельско­хозяйственной продукции на личном подворье. Программа Владимира Путина была проста, ожидаема и понятна всем жителям российской деревни: «Сельскому хозяйству — пре­имущественное развитие».

В первые годы Президенту пришлось решать задачу восстановления ранее достигнутого в стране уровня про­изводства. В короткий срок по большинству показателей это удалось сделать. Производство зерна по сравнению с 2000 годом увеличилось в 1,3 раза, сахарной свеклы — в 3,1, подсолнечника — в 2,0, овощей — в 1,4, мяса всех видов — в 1,9 раза. Создана реальная обстановка в ближайшие годы полностью перейти к обеспечению внутреннего рынка соб­ственной продовольственной продукцией.

Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопас­ности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важной составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегиче­ского национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высших стандартов питания населения. Государственная програм­ма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы будет направлена на эти цели.

Расчеты специалистов показывают, что на первом этапе объемы импортозамещения важнейших основных продо­вольственных продуктов в период 2015 — 2017 годы можно было бы провести в следующих объемах (Инфографика 3).Инфографика 3

Понятно, что сделать это непросто, нужны финансовые и материальные ресурсы, а главное — новый подход к исполь­зованию этих ресурсов. Прямо скажем, здесь недостаточно просто целевого планирования использования бюджетных средств и государственной поддержки, нужен «целевой адресный подход». Государственную поддержку в первую очередь целесообразно направить тем производителям, кто конкретно, гарантированно способен увеличить производство мяса свиней, птицы, молока, ранних овощей, имеет опыт разработки комплексного строительства и освоения новых современных технологий. Нужна не помощь селу вообще, нужно полное финансовое обеспечение каждого строящегося и реконструируемого объекта, производящего импортозамещаемую продукцию, нужен другой уровень от­ветственности регионов в решении этой общенациональной задачи. Именно регион в первую очередь должен отвечать за работу тех конкретных предприятий, которые привлече­ны к этой работе. Одновременно потребуется развитие и других важных отраслей.

Необходимо увеличение производства зерна. Ускоренное наращивание производства молочной и мясной продукции потребует гарантированного увеличения расходов зерна на кормовые цели как минимум на 5,0-5,5 млн тонн. Для того, чтобы обеспечить стабильную, рентабельную работу жи­вотноводческих отраслей и снабжение населения хлебобу­лочными изделиями, государство должно иметь неснижаемый, переходящий запас зерна на случай неурожайных лет.

Покупая по импорту продукты животноводства, мы мог­ли часть зерна направлять на другие цели, в том числе и продавать на экспорт. За период с 2000 по 2013 год валовый сбор хлеба в России составил 748,1 млн тонн, по 83,1 млн тонн в расчете на год, на экспорт было продано 137,9 млн тонн, в среднем по 15,3 млн тонн ежегодно.

Инфографика 4Значит, необходимо обеспечить зерном не только вну­тренние потребности, но и продавать на рынке как ми­нимум 15-17 млн тонн зерна. Уходить с зернового рынка России нельзя. С таким расчетом следует подходить к определению наших минимальных потребностей в зерне. Поэтому увеличение производства зерна становится одной из центральных задач для обеспечения продовольственной независимости страны.

Добиться этого возможно за счет широкого внедрения современных технологий и новой техники, увеличения при­менения минеральных удобрений, рассчитывать на значи­тельное увеличение посевных площадей мы пока не имеем реальных возможностей. Проектные расчеты подтверждают это (Инфографика 4).

За последнее десятилетие урожайность зерновых куль­тур выросла на 2,1 центнера с гектара. За 2015 — 2017 годы необходимо повысить сбор с гектара на 3,0-4,0 центнера. Решить эту задачу можно за счет технического перевоору­жения, внедрения современных технологий и увеличения применения удобрений, доведя их внесение к 2017 году как минимум до 60 кг на гектар посева зерновых, против 34,6 кг в 2013 году. При этом важно сохранить действующую целе­вую бюджетную поддержку сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений в размере до 20 процентов их стоимости.

Увеличить общие поставки минеральных удобрений в 2017 году как минимум до 3,0-4,0 млн тонн против 1,8 млн тонн используемых в настоящее время. На государственную поддержку из бюджета потребуется 6,0-8,0 млрд рублей.

Одновременно с ростом поставок удобрений важно обе­спечить техническое перевооружение сельского хозяйства. Состояние технической базы села остается сегодня ниже показателей многих развитых стран.

За последние 4 года обновление тракторного парка составило всего 3 процента в год при нормативе 10-12 про­центов. Списывалось техники больше, чем приобреталось. В результате тракторный парк сократился на 40 тыс. трак­торов. Такая же картина по зерноуборочным комбайнам и другим машинам. Энерговооруженность села снизилась в два с половиной раза. Для того, чтобы только восстановить в ближайшие 3-4 года парк сельскохозяйственной техни­ки, необходимо ежегодно приобретать в 2015 — 2017 годах тракторов не менее 15,0-20,0 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов — до 5500-6000 штук и кормоуборочных — до 2000-3000 штук. Соответственно увеличить закупку при­цепных машин.

Важно экономическую политику государства переори­ентировать на стимулирование технической модернизации села, сделать так, как практикуют многие страны мира и большинство наших регионов, компенсировать товаропро­изводителям до 35 процентов стоимости приобретаемой сельскохозяйственной техники и оборудования для живот­новодческих ферм и птицефабрик. Стимулировать нужно приобретение современной техники, произведенной (со­бранной) на территории Российской Федерации. На эти це­ли требуется выделить дополнительные ресурсы, их можно найти в пределах средств, выделенных в Госпрограмме на развитие сельского хозяйства.

Сокращение импорта картофеля, плодоовощной продук­ции будет решаться двумя путями:

Первый. Максимальное привлечение в регулируемые товарные ресурсы картофеля, овощей, плодов и ягод, вы­ращиваемых сельхозпроизводителями, а также граждана­ми на садовых участках и личных подсобных хозяйствах. В прошлом году товарность производства в этом секторе со­ставила: по картофелю — 17,0 и овощам — 18,7 процента. В то время как в сельхозорганизациях от 65 до 85 процентов.

Справка В 2011 году на гектар пашни в России вносилось 25 кг минеральных удобрений, в пересчете на 100% содержания питательных веществ, в США — 125, Франции — 140, Финляндии — 133, Польше — 210, Бразилии — 171, Китае — 509
В этих целях специалисты предлагают в Госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 года предусмотреть специальную подпрограмму по строительству центров по заготовке, хранению, переработке и реализации на сельско­хозяйственных рынках и в торговых сетях ягодной, плодо­овощной продукции и картофеля, закупаемых в сельхозор­ганизациях и у населения.

Второй. На 2015-2017 годы необходимо предусмотреть средства на строительство тепличных комбинатов общей площадью не менее 500 гектаров. Эти стройки должны быть отнесены к «Особо важным объектам», и полностью обеспе­чиваться инвестиционными ресурсами.

Особые организационно-экономические меры нужны по дополнительному стимулированию роста производства мо­лока и поголовья молочного и мясного скота, За последние годы производство этих продуктов не растет. Для поддер­жания отечественного рынка мы вынуждены импортиро­вать более 9,0 млн тонн молочных продуктов в пересчете на молоко и значительное количество говядины.

Одна из причин состоит в том, что сельское население все неохотнее стало заниматься молочным животновод­ством, отраслью очень трудоемкой и технически сложной. Поголовье скота у этой категории граждан сокращается, что оказывает серьезное давление на рынок. Для того, что­бы поправить ситуацию, кроме финансовых средств нужно серьезно изменить племенную, ветеринарную, зоотех­ническую работу на молочных фермах и фермах мясного скотоводства, включая сельские подворья. Опыт хорошей работы сельскохозяйственных служб имеется в свиновод­стве и птицеводстве, его нужно внедрять и на молочных фермах. В ряде регионов работу по развитию молочного производства сводили к строительству крупных ферм, малое производство закрывалось — в итоге, сокращение поголовья коров и производства молока в целом по всем категориям хозяйств.

Шаблон здесь недопустим и не даст положительных ре­зультатов. Президент неоднократно подчеркивал, что госу­дарство в равной степени будет поддерживать всех произ­водителей, в том числе и малые формы. Недооценка такого подхода в молочном животноводстве привела к тому, что за последние годы поголовье коров сократилось в крупных хозяйствах в больших размерах, чем у населения. В то же время для комплектования крупных молочных ферм за ру­бежом было закуплено в 2008-2012 годах более 377 тысяч голов племенного скота. Куда они делись, ушли на мясо­комбинаты? За них было заплачено 1,9 млрд долларов. В этом нужно серьезно разобраться.

В настоящее время основная поддержка государством сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществля­ется в основном путем предоставления льготных кредит­ных ресурсов. За счет средств федерального и региональ­ных бюджетов компенсируется до 80 процентов крайне высокой кредитной банковской ставки. Такой порядок не стимулирует банки совершенствовать систему кредитова­ния, удешевлять кредиты и снижать кредитные ставки. Не случайно даже в период стабильного развития экономики страны, при наличии больших финансовых резервов на рос­сийском кредитном рынке ресурсы стоят в 3-4 раза дороже американского и европейского финансовых рынков.

В результате большая часть федеральных субсидий, вы­деляемых на поддержку села, сегодня направляется по суще­ству на поддержку банковской системы. В 2012 году на эти цели ушло 56 процентов средств, выделенных на Государ­ственную программу развития села, в планах на 2015-2018 годы эта доля возрастет до 60-70 процентов. Дорогие креди­ты и высокая стоимость строительства животноводческих объектов, особенно молочных, в итоге делают производство даже в крупных современных комплексах нерентабельным, хозяйства оказываются закредитованными, а нередко ста­новятся банкротами. Результат: кредитные организации ра­ботают с прибылью, «жируют», село не вылезает из долгов, не может приобрести необходимую технику, внедрить со­временные технологии. Нужны специальные экономические меры для сдерживания роста кредитных ставок.

Выступая на заседании Государственного Совета 18 сентя­бря прошлого года в Кремле, Владимир Путин, характеризуя работу по импортозамещению, подчеркивал: «По сути, речь идет о формировании новой экономической политики, такой стратегии, по которой все усилия федеральных и региональ­ных органов власти должны быть ориентированы на разви­тие реального сектора. Какие шаги считаю приоритетными? Во-первых, нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса. И мы с вами все хорошо пом­ним и знаем, эта тема является ключевой для нас, даже вне всякой привязки к каким бы то ни было санкциям, мы давно об этом говорим. И не раз говорили, что процентные став­ки по кредитам часто превышают рентабельность проектов, ставят участников экономической деятельности по существу за рамки экономического здравого смысла…»

Сегодня от села требуется не только обеспечить рынок отечественным продуктом, но и сделать наши продукты качественными, доступными для покупателя и конкурен­тоспособными перед западными производителями. Поэтому государственная поддержка и дополнительные бюджетные средства в первую очередь должны направляться для роста производства на основе эффективных технологий. Мини­стерству сельского хозяйства РФ, по согласованию с реги­онами, в самые короткие сроки важно утвердить адресный перечень строительства и реконструкции предприятий по производству мяса свиней, птицы, говядины, молока, те­пличных комбинатов, центров по хранению, переработке и реализации плодоовощной продукции и картофеля, ран­них овощей, закладки новых плодовых насаждений и вино­градников, и прежде всего в Крыму, с указанием региона, муниципалитета, сроков начала и окончания строительства (реконструкции), требуемого объема инвестиций.

Для создания благоприятного инвестиционного клима­та, повышения эффективности инвестиций в АПК, обеспе­чения доступности и возвратности кредитных ресурсов, обеспечения выполнения программы импортозамещения чрезвычайно важно перейти на кредитование строитель­ства и реконструкции всех объектов, обеспечивающих про­изводство продовольственной продукции, направляемой на импортозамещение, предусмотренной в Государственной программе развития сельского хозяйства, по льготной про­центной ставке.

Льготная процентная ставка должна определяться по долгосрочным кредитам в размере одной четвертой клю­чевой ставки Центрального банка России, увеличенной на коэффициент 2,5, но не более 5 процентов годовых. Целе­сообразно кредитным организациям, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводите­лей, в соответствии с предлагаемыми условиями частично возмещать возможный недобор доходов в размере одной четвертой контрольной ставки Центрального банка России, увеличенной на коэффициент два.

В случаях, когда контрольная ставка Центрального бан­ка России изменяется в сторону повышения или пониже­ния, стороны, подписавшие кредитный договор, могут вно­сить соответствующие изменения как по размерам льгот­ной ставки, так и размерам компенсации из федерального бюджета, возможного недобора доходов банком по тем нормативам, которые использовались при подписании до­говора. Такие изменения должны оформляться соглашени­ем сторон, которое может быть неотъемлемой частью кре­дитного договора. Субсидии на компенсацию выпадающих доходов банков могут выплачиваться Министерством сель­ского хозяйства РФ в пределах ассигнований, выделяемых на финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства.

Отбор инвестиционных проектов для льготного креди­тования должен рассматриваться Межведомственной ко­миссией, создаваемой при Министерстве сельского хозяй­ства РФ, в состав которой должны входить представители Минфина, Минэкономразвития, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, руководители отраслевых союзов, пред­ставители кредитных, проектных организаций, представи­тели высших органов исполнительной власти регионов. Состав Межведомственной комиссии целесообразно ут­верждать Правительством РФ.

Одновременно необходимо изменить порядок стиму­лирования технического перевооружения предприятий. Многие регионы уже сегодня стимулируют сельхозтова­ропроизводителей через компенсацию до 40 процентов стоимости приобретаемой ими техники и оборудования, используемого для применения современных технологий.

В Государственной Думе находится подготовленный де­путатами проект закона по этим вопросам. Важно принять их в самое ближайшее время.

Серьезную помощь в решении задачи по импортозамещению могло бы оказать финансовое оздоровление сель­хозпроизводителей. По ряду объективных причин — про­должающемуся многие годы росту диспаритета цен, не компенсированным убыткам, полученным в результате неурожаев последних лет, разного рода поборов при реали­зации продукции, отсутствию развитой инфраструктуры, в том числе по хранению и переработке сельхозпродукции, большинство сельскохозяйственных предприятий оказались закредитованы и фактически не имеют доступа в кредит­ные организации, как и ресурсов и реальных возможностей в ближайшие годы погасить отсроченную, просроченную и не покрываемую доходами задолженность.

Общая сумма кредиторской задолженности АПК составляет более 3,0 трлн рублей, в том числе сельскохозяйственных организаций 1,4 трлн рублей, а выручка от реализации продукции при рентабельности 3 — 4 процента около 3,0 — 3,5 трлн рублей. Очевидно, что с такой кредиторской задолженностью хозяйствам самим не справиться. Понятно, что речь не идет о всеобщем списании долгов, нужно провести финансовое оздоровление их экономики так, как это было сделано в 2012 году на основе нового закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»:одновременно провести рассрочку и отсрочку по отдельным видам долгов, списать полностью или частично пени и штрафы, а их уже только по налоговым платежам накопилось более 7,0 млрд рублей. Это даст возможность оздоровить экономику и хозяйствам активно включаться в работу по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года.

ЗнакОт редакции

20 января Геннадию Николаевичу Кулику ис­полнилось 80 лет! Коллектив журнала поздрав­ляет патриарха отечественной политики и желает ему крепкого здоровья, долголетия и новых свершений на ниве российского законотворчества!

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6212