То, о чем говорили и специалисты, да и многие граждане страны все последние годы, приобрело отчетливые, реальные контуры. Мы как тот мужик, который пока не грянет гром — не перекрестится, поставлены перед выбором: либо начинать что-то делать для безопасности страны, а попросту говоря, своей собственной, либо плыть и дальше по течению, поедая израильскую редиску, салат, египетскую картошку. Западные санкции против России и наши ответные запреты на ввоз продовольствия из ведущих стран Запада остро поставили вопрос о необходимости импортозамещения. (Прошу не путать с импортозаменой!) И это самый главный положительный результат этих санкций! Но прошло полгода, а какими-то успехами в этом могут похвастаться только сельское хозяйство и ВПК.
Но хотелось бы сразу подчеркнуть, что импортозамещение, если только мы не хотим себя обманывать, нельзя рассматривать отдельно от основной проблемы отрасли (я веду речь об АПК), которая заключается в системной деградации огромной группы населения нашей страны — простых сельских тружеников. Эта деградация не их вина — она связана с инновационными преобразованиями в российском АПК, которые идут очень «ни шатко, ни валко», а названная группа российского населения оказалась на обочине даже такого скромного процесса.
Именно поэтому выход сегодня в раскрытии и наращивании производственного потенциала простых фермеров и крестьян. Хочется обратить внимание на тот факт, что исключительно «фермерское», а не «олигархическое» сельское хозяйство, например, Франции, Дании или Голландии кормит не только население своих стран, но еще и половину Европы. В чем же дело? Просто фермеры Европы имеют самые современные агротехнические технологии и оборудование. И помогает им в этом, в отличие от наших фермеров, государство.
Первые непосредственные контакты аграрного сектора с «внешним» миром в условиях ВТО показали его полную неконкурентоспособность, что вылилось в еще больший «пакет» требований и претензий к государству по защите интересов входящих в АПК компаний. Подчеркну — частных интересов.
Напрашивается практически очевидный вывод: нельзя рассматривать вопросы импортозамещения в отрыве от решения развития отрасли в целом. А эффективно справиться с этими задачами не удастся без проведения структурных реформ отрасли. Для того чтобы заменить импорт отечественными продуктами, необходимо создать достаточно высокий уровень жизни на селе. А это позволит закрепить сельское население и даст возможность современного, высокотехнологичного труда в отрасли, а значит, привлечет молодежь, которая сегодня всеми силами стремится в город. Причем речь идет не только о реальной помощи фермерским хозяйствам, но и крупным компаниям — холдингам, которые в случае банкротства подорвут продовольственную безопасность страны. Вопрос приобретает сегодня особую остроту в связи с тем, что холдинги через ряд российских компаний принадлежат крупным компаниям, часто зарегистрированным в офшоре. Это обстоятельство также не добавляет устойчивости продовольственной безопасности страны.
Что же объективно мешает реализации импортозамещения в АПК? Понятно, чтобы заменить импортную продукцию, отечественная должна быть конкурентоспособной или по цене, или по качеству. Конечно, если есть административные ограничения на конкурентную импортную продукцию — антисанкции, то можно не напрягаться ни по цене, ни по качеству. Это особенно касается сельского хозяйства. Есть что-то надо, а когда нет выбора, люди съедят то, что им предложат. Но когда нет смысла думать над соотношением цены и качества, то нет и стимула к развитию. Поэтому даже в этом секторе импортозамещение идет хуже, чем ожидалось.
Это с одной стороны. Но надо воспринимать нашу жизнь в развитии. Сегодня мешает развитию отсутствие конкуренции, но, с другой стороны, мы видим также недостаточную защиту отечественного производителя. Нужно вводить не какие-то локальные антисанкции, а серьезные заградительные таможенные пошлины на товары, которые производят у нас и производство которых может расти ускоренными темпами.
Между тем, по данным таможенной статистики, только импорт фруктов, орехов и сухофруктов в Россию составляет 6,15 млн тонн, или 6,26 млрд долларов США. Парадоксально, но факт, почти 80 процентов российского рынка яблок — импортная продукция. Импорт фруктов и овощей только из Польши составлял до введения Россией ответных мер около 1 млрд евро в год. А ведь при покупках продовольствия за границей мы поддерживаем иностранного производителя, а не своего. А надо бы наоборот.
Если мы можем уже сейчас полностью обеспечить себя курятиной, а в ближайшей перспективе — свининой, то пошлины на их ввоз из-за рубежа должны доходить до 100 процентов от стоимости. В свое время в Южной Корее автомобили, которые аналогичны по классу производимым в стране, можно было ввезти, только уплатив пошлину в 600 процентов! А ведь сегодня нас абсолютно ничто не сдерживает от заградительных пошлин. Да, формально мы в ВТО, которая их запрещает, но фактически нас из ВТО выгнали, объявив санкции.
Ну и, конечно, недостаток кредитов сказывается самым отрицательным образом. Почти половина хозяйств в России вообще не имеет доступа к кредитным ресурсам, а среди крестьянских фермерских хозяйств это около 2/3. По данным Минсельхоза России, на 1 мая 2014 года совокупная задолженность сельхозорганизаций по ранее привлеченным кредитам составила 2 трлн рублей. Даже недавнее решение ЦБ снизить ставку на 2 процента не выход, это что мертвому припарка. Даже 10 процентов — это много, эта ставка в принципе делает неконкурентным весь наш бизнес, заявил президент Ассоциации российских банков
Гарегин Тосунян. Это грустно. Мы по-прежнему развиваем не экономику, а банки…
Россия обладает 9 процентами мировой пашни и 25 — мировых запасов пресной воды. Наши черноземы — это более половины мировых ресурсов. Только вот сложившийся в последние годы рынок не способствовал развитию отечественных производителей. Сейчас, когда объем ушедшей из России сельхозпродукции составил 10-15 млрд долларов, возникла возможность заменить ее отечественной от альтернативных поставщиков. Причем качественной! Не воспользоваться этим нельзя. Ведь нет сомнений, что у России достаточно сил и умения обеспечить аграрной продукцией не только себя, но и стать ведущим игроком на мировом аграрном рынке. Только на экспорт может быть направлено около 32 млн тонн зерна.
Но суммарная господдержка села в расчете на 1 га пашни в России в 6 раз ниже, чем в США, в 14 раз ниже, чем в Европе и в 45 раз ниже, чем в Норвегии. Мы находимся только в начале пути в обеспечении продовольственной безопасности и самообеспеченности. Но дело не только в объемах поддержки, но и в ее структуре. В США, например, очень сильная поддержка аграрного сектора, но ее львиная доля идет не на увеличение производства, а на помощь малообеспеченным, потому что у них проблем с самообеспеченностью давно нет. Если грубо, то 110 млрд долларов их федерального бюджета выделяется на поддержку АПК, но затем 85 процентов идет на поддержку бедных, на продовольственные карточки и дисконтные карты тысяч магазинов. И это не подпадает под ограничения ВТО.
Или Евросоюз. Он помогает аграриям больше, чем Россия. Но не для увеличения производства, а для его сдерживания. Они компенсируют потери фермеров от непроизводства лишней продукции, которая будет избыточной на рынке. То есть перепроизводство никому не нужно! Задачи совершенно разные, но регулирование государства есть у всех. Главное, чтобы оно было разумным и доходило до АПК.
Валерий Юдин,
доктор политических наук