Начало онлайн-продаж алкоголя переносится на 2019 год

Легализация интернет-торговли спиртным позволила бы снизить его цену на треть, однако Минздрав против

20.02.2018 15:47

Автор: Геннадий Мельник

Начало онлайн-продаж алкоголя переносится на 2019 год

Коллаж: ПГ. Фото: pixabay.com

Идея заново разрешить дистанционную продажу алкоголя, запрещённую в России в 2007 году, обсуждается с августа 2016 года. Даже называлась конкретная дата начала интернет-продаж горячительного — 1 января 2018 года. Но оказалось, реальные сроки сместились минимум на год.

Как следует из доработанной версии законопроекта Минфина, размещённого на портале правовой информации, закон о легализации онлайн-продаж алкоголя вступит в силу с 1 января 2019 года. При этом в течение первого года допускается интернет-торговля вином и шампанским с защищённым географическим указанием (ЗГУ) и защищённым наименованием места происхождения, а также пивом, пивными напитками, сидром и медовухой. Что касается других вин, а также крепкого алкоголя, то их начнут продавать в Интернете не ранее 2020 года.

Минздрав словам не верит

Как рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, самым главным противником интернет-торговли алкоголем является Минздрав. «Видимо, у ведомства есть основания полагать, что онлайн-продажи выведут алкоголь из-под жёсткого контроля, — пояснил сенатор. — Речь идёт о рисках, связанных с ростом торговли нелегальной продукцией, а также с продажей спиртного в ночное время и несовершеннолетним».

При этом, по словам Сергея Рябухина, в Правительстве, прежде всего в Минфине и Минкомсвязи, говорят о том, что инструменты по ограничению интернет-торговли алкоголя есть. К примеру, законопроект предполагает создание в Сети защищённого аккаунта лицензионных магазинов и оптовых торговцев, которые будут находиться в постоянной зоне контроля: оплата только по безналичному расчёту, а передача заказа — только совершеннолетним.

«Если будут учтены все факторы риска и тревоги, которые высказывает Вероника Скворцова и её ведомство, то закон принесёт только благо», — полагает сенатор.

По сути, интернет-торговля — это инструмент для создания конкурентной среды для торговых сетей, которые нередко сговариваются для поддержки высоких цен на определённые товары, продукты и алкоголь. Онлайн-торговля может сбивать эти накрутки, убеждён Сергей Рябухин. «Мировая практика говорит о том, что этот инструмент может работать эффективно, — отметил парламентарий. — Цены товаров при дистанционной торговле на 15-30 процентов ниже, чем в рознице. Это создаёт конкурентную среду и заставляет владельцев торговых сетей умерить свои аппетиты».

В целом объём реализации товаров через Интернет в разных странах держится в коридоре от пяти до 12 процентов от всего оборота. В России этот показатель ещё ниже — менее двух процентов.

По словам сенатора, у нас хорошо развиты онлайн-продажи электроники и бытовой техники. Россияне уже привыкли покупать холодильники, телевизоры и телефоны в Интернете — получается и удобнее, и дешевле, чем в магазине. «А вот продовольствие и алкоголь у нас оказались вне зоны электронной дистанционной торговли, хотя это могло создать серьёзные условия для того, чтобы сбить договорные цены в торговых сетях», — уверен Рябухин.

Чем позже, тем лучше

Очевидно, что отсрочка старта продаж алкоголя в Интернете вызвана необходимостью согласования позиций Минфина и Минпромторга с одной стороны и Минздрава — с другой.

Цены товаров при дистанционной торговле на 15-30 процентов ниже, чем в рознице. Это создаёт конкурентную среду и заставляет владельцев торговых сетей умерить свои аппетиты.

Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов также опасается, что разрешение интернет-торговли алкоголем даст возможность обойти ограничения по его продаже несовершеннолетним. «Поэтому чем позже этот закон примут, тем лучше будет отработана система по противодействию этому», — сказал депутат, добавив, что фракция «Справедливая Россия» будет на всякий случай голосовать против законопроекта.

По его словам, конкуренция в отрасли производства и оборота спиртными напитками и так большая. «Кроме того, алкоголь — это не тот товар, где низкая цена играет положительную роль», — подчеркнул законодатель.