Все о пенсиях в России

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

Наценку на яйца и крупу требуют показывать покупателю

Петербургский депутат предлагает магазинам указывать, сколько они зарабатывают на социально значимых продуктах

02.04.2024 00:00

Автор: Александра Медведева

Наценку на яйца и крупу требуют показывать покупателю
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Указывать в магазинах наценку относительно закупочной стоимости социально значимых товаров предлагает петербургский депутат Андрей Рябоконь. Он разработал проект изменений в федеральное законодательство, чтобы установить такое правило. В Российском союзе потребителей считают идею здравой. В Госдуме отметили, что есть над чем подумать, но убеждены — панацеей это не станет.

От муки до яблок

Депутат петербургского Заксобрания предлагает дополнить положения статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» частью 6.1. следующего содержания: «При розничной продаже товаров, входящих в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости <…> рядом с информацией о стоимости товара должна размещаться информация о размере (в процентах от цены приобретения) торговой надбавки (наценки)».

Рябоконь пояснил, что его побудило на этот шаг: за последние два года цены на продукты существенно выросли, по некоторым позициям — до 60 процентов.

«Повышение цен на продуктовые товары опережает рост доходов, — сказал депутат «Парламентской газете». — Это болезненно бьет по беднейшим слоям граждан, львиную долю расходов которых составляют продукты. При этом порой рост цен может носить не объективный, а спекулятивный характер. Случаи спекулятивного роста цен на продукты признаны государством, поэтому и определен перечень товаров первой необходимости, на которые федеральное правительство вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены».

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

Он напомнил, что в этом перечне есть говядина, свинина и баранина — кроме бескостного мяса, курица, если это не окорочка, мороженая неразделанная рыба, масло сливочное и подсолнечное, молоко, куриные яйца, сахарный песок, соль, черный чай, пшеничная мука, хлеб, рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь и яблоки.

Парламентарий считает, что, если на ценниках в магазинах рядом с отпускной ценой будут указывать и магазинную наценку, это упредит случаи спекулятивного роста цен на социально значимые продовольственные товары. Граждане смогут контролировать ценообразование, а реакция надзорных органов на необоснованно завышенные цены станет быстрее. Если же подорожание будет объективным, то есть исходить от производителей и увеличения себестоимости товаров, это снизит социальное напряжение в обществе. Он привел в качестве примера недавнюю историю с резким ростом цен на куриные яйца. Разбирательство прояснило, что этот скачок был объективным. Но это не исключает, что и некоторые магазины сыграли на этом в свою пользу.

Давно забытое старое

Председатель Российского союза потребителей Петр Шелищ считает, что это разумное предложение. Он напомнил, что лет 20 назад, когда сам был депутатом Госдумы, вносил подобную инициативу. Но тогда его не поддержали: «Мы хотели, чтобы на социально значимые товары и лекарства указывалась отпускная цена изготовителя. Считаю, что это обострило бы конкуренцию и сократило бы путь от изготовителя на полки магазинов. Сегодня многие торговые сети закупают продовольствие напрямую. Но есть те, кто пользуется услугами оптовиков, которые могут перепродавать товар. Это увеличивает наценку. Лет 5-7 лет назад по рыбе, бакалейным товарам и макаронным изделиям доля оптовиков в розничной цене исчислялась десятками процентов», — напомнил Петр Шелищ.

Не панацея

Зампред Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов считает, что предложение можно обсуждать. Но специфика рынка такова, что проблему роста цен на продукты такое нововведение не решит. Потому что причины скачков стоимости порой обусловлены не спекулятивными действиями сетевиков, а спецификой рынка.

«Реальность такова, что на социально значимые продукты наценка в торговых точках не очень большая. Но при этом человек, приходя в магазин, видит высокую наценку на некоторую другую группу товаров, например на алкоголь. За счет этого сети выходят на среднюю рентабельность, которая позволяет им получать прибыль, но сохранять определенный уровень цен на такие продукты, как крупы, хлеб и яйца», — пояснил парламентарий.

Вспоминая недавнюю «яичную» историю, депутат рассказал, что причины роста не связана с наценками магазинов — отпускную цену подняли производители: «Из-за санкций и необходимости закупать обходными путями подорожало оборудование на фабриках, а также комплектующие к нему, выросла стоимость содержания птицефабрик, коммунальные услуги, подорожали витамины, комбикорма, прививки для птиц. Производители держали прежние цены длительное время, пока могли. А когда отпустили — они резко выросли. Но не сети их повышали».

В Госдуме рассказали, кому повысят пенсии с 1 апреля

Спиридонов также отметил, что конечная цена для потребителя зависит от множества рыночных факторов, не связанных с конкуренцией. Например, один магазин смог закупить большую партию товара и за счет больших объемов снизить наценку. Другой магазин заказал меньшую партию товара. Имеет значение и период закупки, и партия продуктов. Например, консервы, поставляемые с интервалом в месяц-два, могут иметь разную себестоимость.

Читайте также:

• Ассоциация производителей предупредила о скачках цен на индейку