Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Москву и Подмосковье предлагают развивать по единой программе

Сенатор Олег Мельниченко рассказал, сколько регионов России готовы синхронизировать своё территориальное планирование

11.06.2020 00:00

Автор: Никита Вятчанин

Москву и Подмосковье предлагают развивать по единой программе
Олег Мельниченко. фото: пресс-служба Совета Федерации

В Госдуме ко второму чтению готовится законопроект, который призван создать в России единый алгоритм стратегического планирования — речь идёт не о возврате к советскому Госплану, а о проектах, которые позволят объединить в одной программе два или более субъекта Федерации и увязать социально-экономическое и пространственное развитие территорий. О подробностях «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.

- Олег Владимирович, новым законопроектом вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ и закон о стратегическом планировании. Поправками предусматривается возможность подготовки субъектами Федерации с общей границей единых планов застройки и других планов развития территорий. В каких именно регионах России это может быть востребовано в первую очередь?

- Прежде всего во всех крупных регионах страны. Например, в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Екатеринбурге и Свердловской области. В целом же единый план развития и территориального планирования будет особенно востребован, на мой взгляд, у более чем 15 субъектов Федерации.

- Вы внесли в законопроект, который принят Госдумой в первом чтении, новые поправки. В чём суть этих дополнений?

- Мы предлагаем установить, что в основе разработки документов территориального планирования должны быть стратегии социально-экономического и пространственного развития. Причём синхронизация должна происходить не только на уровне страны и макрорегионов, но и в регионах и муниципалитетах. Например, Генеральный план города — это документ длительного действия. В нём определено, как будет развиваться территория, приоритеты и направления социально-экономического развития муниципальных образований. Эти же направления должны быть заложены и в стратегии развития муниципалитета. Но в законопроекте, который готовится сейчас ко второму чтению в Госдуме, как таковых механизмов взаимоувязки между собой стратегий пространственного и социально-экономического развития пока нет.

Сегодня мы пытаемся создать единый алгоритм стратегического планирования в масштабах всей страны — не встраивая в него регионы и муниципалитеты, это невозможно. Такой алгоритм, закреплённый в федеральном законе, упорядочит многие процессы, введёт их в режим нормального планового функционирования. Уверен, что такие нормы позволят реально планировать развитие территорий во всех сферах, которые касаются людей напрямую, — градостроительство, размещение жилых домов, различных объектов промышленности и инфраструктуры. Конечно, это не советский Госплан, это проекты того, где и как в России должно идти развитие территорий в определённые сроки, при тех или иных ресурсах.

- На синхронизацию документов, согласно вашим поправкам, отводится год с даты размещения документа стратегического планирования в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Изначально этой нормы в законопроекте не было — почему она появилась сейчас?

- Действительно, в исходном законопроекте не был оговорен конкретный срок, в течение которого позиции федерального, регионального и муниципального территориального планирования должны быть взаимоувязаны с документами стратегического планирования Сейчас мы предлагаем определить переходный период — один год, что даст возможность в спокойном режиме спланировать и заложить необходимые для возможной корректировки генпланов и других документов средства в бюджеты всех уровней.

- Какой опыт работы единых программ развития для двух и более регионов страны существует в других государствах?

- За рубежом такая практика достаточно распространена. В основном это касается государств, где есть крупные агломерации — это и США, и Великобритания, страны Юго-Восточной Азии. Там все процессы между несколькими территориями синхронизируются по тем же принципам, которые у нас используются при подготовке единых программ социально-экономического развития. Стоит вспомнить, что в современной России также есть примеры такой взаимоувязки — у нас они успешно воспроизводились в связке Екатеринбург — Свердловская область.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2992