Мошенникам в банковской сфере помешают красть одноразовые коды
Участники Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества 26 июня обсудили законопроект, закладывающий основы информационного обмена между операторами связи и организациями финансового сектора.
В настоящее время банки, микрофинансовые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг активно развивают сервисы дистанционного обслуживания граждан. Для этого используются специальные приложения в мобильном телефоне, а также личный кабинет на интернет-сайтах организаций. С помощью таких сервисов можно осуществлять переводы денежных средств, совершать сделки на рынке ценных бумаг и другие операции.
Как отметила в ходе своего выступления первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, для подтверждения операций финансовые организации обычно направляют на абонентские номера одноразовые коды и пароли.
Зачастую злоумышленники пытаются получить доступ к этой информации и совершают мошенничество, которое приводит к хищению денежных средств граждан. Для этого применяются замена SIM-карты, переадресация голосовых вызовов и SMS-сообщений, а также другие инструменты.
Чтобы предотвратить подобные противоправные действия, банки нуждаются в информации об обслуживании своих клиентов операторами сотовой связи. Однако действующее законодательство не позволяет операторам передавать информацию об обслуживании абонентов иным лицам.
Проект поправок в Федеральный закон «О связи», который в настоящее время находится на стадии экспертного обсуждения, предлагает осуществлять такой обмен на договорной основе. А для того чтобы небольшим кредитным организациям не было затруднительно заключать отдельные договоры с каждым оператором связи, он также предусматривает создание Государственной информационной системы обмена сведениями об абонентах.
«Законопроектом предусматривается закрытый перечень информации об обслуживании абонента и круг организаций, которым она может предоставляться. Информационный обмен призван защитить права граждан при приёме обслуживания такими организациями — это цель получения сведений», — рассказала Людмила Бокова «Парламентской газете» по итогам обсуждения.
Она добавила, что о внесении законопроекта говорить пока преждевременно, поскольку требуется проработать массу деталей касательно технического исполнения закона.
Например, пока что власть, эксперты и участники рынка не договорились о том, кто должен стать посредником между банками и операторами связи — государственная организация или коммерческая, будет такая организация одна или их будет несколько, можно ли допускать к этому рынку иностранцев или нельзя.
Также до сих пор не определён исчерпывающий перечень сведений, которые операторы смогут (или будут обязаны) передавать финансовым организациям. Наконец, в законопроекте должны быть чётко прописаны не только права и обязанности сторон, но и максимально защищены интересы абонентов, ради которых в конечном счёте и будет приниматься закон.
Ещё материалы: Людмила Бокова