Модельный бюджет дальневосточных регионов нужно оценивать реальнее

При его формировании следует учитывать не фактически сложившиеся расходы, а реальную потребность

Модельный бюджет дальневосточных регионов нужно оценивать реальнее

Фото пресс-службы магаданской областной думы

В марте прошло заседание Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». На нём главы заксобраний ДФО подняли тему межбюджетных отношений между федеральным Центром и субъектами РФ. О том, какие улучшения в Методику распределения дотаций они намерены внести в Правительство, рассказал председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.

Достижение стратегических целей, определённых майским Указом «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», обуславливает высокие темпы роста расходных обязательств региональных бюджетов. То есть на реализацию нацпроектов потребуется выделение дополнительных средств. Вместе с тем рост бюджетных расходов в условиях снижения объёма безвозмездных поступлений из федерального Центра всегда отражается на сбалансированности региональных бюджетов и ведёт к увеличению их дефицитов.

Где регионам искать дополнительные источники финансирования?

Не секрет, что для выполнения майских указов 2012 года в условиях недостаточности собственных доходов региональным властям пришлось привлекать кредиты. С 2016 года законами о федеральном бюджете не предусматривается предоставление бюджетных кредитов из федеральной казны по низким ставкам, поэтому сейчас в структуре госдолга регионов основную часть составляют коммерческие заимствования с высокими процентными ставками.

Для многих регионов госдолг остаётся инструментом латания «бюджетных дыр», а не источником финансирования проектов развития.

Минфин России ищет механизмы более справедливого распределения бюджетных средств между регионами, а регионы, в свою очередь, используют их в межбюджетных отношениях с муниципалитетами.

За последние два года Методика распределения финансовой поддержки регионов претерпела значительные изменения. Сейчас финподдержка субъектов существенно зависит от модельного бюджета (бюджета минимальной обеспеченности) как одного из компонентов расчёта дотаций. Поэтому все решения, принимаемые в рамках модельного бюджета, должны тщательно выверяться.

Надо признать, что действующая методика не в полной мере учитывает региональные особенности субъектов ДФО, в том числе районов Крайнего Севера. Сейчас расчёт модельного бюджета в большей степени основан на фактически сложившихся расходах. Они сформировались не из реальной потребности бюджетов, включающих увеличение заработной платы согласно майским указам, а исходя из финансовых возможностей региональных бюджетов. И это ключевая проблема, касающаяся всех регионов.

На примере Магаданской области можно обозначить некоторые показатели методики, влияющие на расчёт финпомощи из федерального бюджета, которые по-разному оцениваются Минфином России и финансовыми органами регионов.

Например, жилищно-коммунальные услуги. При расчётах расходных обязательств по группе полномочий «Тарифное регулирование» в расчёте нормированных расходов участвует такой показатель, как средний объём расходов консолидированных бюджетов РФ на единицу.

Сейчас расчёт модельного бюджета основан на фактически сложившихся расходах. Они сформировались не из реальной потребности региональных бюджетов, а исходя из их финансовых возможностей. И это ключевая проблема, касающаяся всех регионов.

В 2018 году он составлял 3,2 миллиона рублей, а в 2019 году уменьшился до 1,96 миллиона. В результате рассчитанные Минфином России и включённые в модельный бюджет Магаданской области на 2019 год расходы на субсидирование выпадающих доходов предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению по тарифам ниже экономически обоснованного уровня, составили 60 процентов от фактических затрат за 2017 год. И это при ежегодном плановом росте тарифов.

Потому для учёта фактических затрат региональных бюджетов и оценки полномочий по группе «Тарифное регулирование» в условиях государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги для населения необходимо перейти на учёт данных статистической отчётности, предоставляемой ресурсоснабжающими организациями.

Отдыхать не только в столицах

При расчёте затрат на компенсацию расходов по проезду в отпуск лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо учитывать фактическую стоимость авиабилетов в центральные районы страны. Применяемая сейчас величина тарифов из дальневосточных городов в Москву существенно занижена.

География отпускной кампании не ограничивается перелётом до столицы, в связи с чем в расчёт должны включаться расходы на оплату проезда до конечного места проведения отпуска. Однако при формировании модельного бюджета на 2019 год в соответствии с действующей методикой для той же Магаданской области предусмотрена только половина от необходимого объёма средств.

Проблема, когда авиатранспорт является единственным средством перемещения пассажиров в центральные районы страны, существует не только на Колыме, но и на Камчатке и на Чукотке.

Подобные вопросы возникают и при формировании бюджетов других регионов ДФО, что подтверждает необходимость всестороннего анализа и корректировки применяемых показателей методики.

Справедливая методика расчёта дотаций станет основой, гарантирующей обеспечение в достаточном объёме расходных обязательств регионов. Что, в свою очередь, будет способствовать созданию комфортных условий жизни граждан и обеспечит привлекательность Дальнего Востока, на что не единожды указывал в своих поручениях Президент России Владимир Путин.

Заксобрания 11 дальневосточных субъектов формулируют актуальные предложения с обоснованиями по этой теме. После их обобщения мы планируем обратиться в Правительство РФ с конкретными предложениями по внесению изменений в Методику расчёта дотаций, направленными на обеспечение финансовой стабильности и социально-экономического развития субъектов ДФО.

Просмотров 511

05.04.2019 09:00



Загрузка...

Популярно в соцсетях