Мнение дальневосточников: комплексному подходу — да
В Якутске в начале апреля высадился большой десант законодателей федерального и регионального уровней, самый представительный с момента новейшей истории парламентаризма в республике
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук и Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков
За два дня прошло три дискуссии в рамках заседания Парламентской ассоциации регионов Дальнего Востока и Байкальского края, «круглого стола», совещания рабочей группы Совета Федерации под руководством вице-спикера Вячеслава Штырова. И везде во всех ипостасях обсуждался подготовленный сенаторами законопроект «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона».
Выступавшие отмечали, что закон должен компенсировать «недостатки» (огромная территория, малочисленность населения, транспортные издержки, низкая инфраструктурная освоенность и емкость рынка) макрорегиона и оптимизировать его достоинства (морские границы, близость к АТР, природные богатства). Дело в том, что стандартные правовые акты с одинаковым набором мер экономического стимулирования для всех субъектов РФ подходят Калуге или Тамбову, но не срабатывают во Владивостоке. Предложенный законопроект, по словам члена Комитета СФ по социальной политике Татьяны Заболотной, продиктован жизнью, опытом поколений и здравым смыслом. Его замах на максимализм может кого-то испугать, сообщил председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук. Но опасаться надо другого. В 2006 году на заседании Совбеза Президент РФ сказал, что если не будет выработана стратегия развития Дальнего Востока, то Россия может потерять его.
Законопроект уникален по масштабу своей сверхзадачи и абсолютно новому, интегральному, подходу к решению проблем развития Дальнего Востока и Забайкалья. Цель — достижение экономического роста, создание высокооплачиваемых рабочих мест, увеличение доходной части бюджета и повышение качества жизни дальневосточников— Поскольку вектор развития страны смещается к Дальнему Востоку, постольку должны совершенствоваться и правовые механизмы, — говорит Председатель Хабаровской краевой Думы Виктор Чудов. — На мой взгляд, неправильно разобщать понятия «освоение территории» и «развитие территории». Это стадии одного процесса. Вспомните историю Российского государства: разведка недр, которая обычно велась вахтовым методом, открытие месторождений, их освоение — это начальные этапы, а затем — образование градообразующего предприятия, населенных пунктов вокруг. Развитие же территории — это стабильно работающие предприятия, приносящие хороший доход в региональную казну, это люди, имеющие постоянную, достойно оплачиваемую работу, это их семьи и необходимая для них инфраструктура — школы, университеты, больницы, железные дороги и аэропорты. Без всего этого нет и не может быть развития! Закон о ТОРах вряд ли обеспечит такие условия.
Комплексное развитие, по его мнению, предполагает, прежде всего, решение проблемы трудовых ресурсов. Ныне приток профессиональных кадров и квалифицированных рабочих рук сдерживается высокими ценами на продукты питания, промтовары, энергоносители — в основном за счет больших транспортных издержек и сурового климата, которые не компенсируются повышенными, как было в СССР, зарплатами, привычными «северными» льготами. Нужно развивать различные схемы жилищного строительства, вводить для жителей дополнительные льготы и компенсации, совершенствовать систему господдержки семей с детьми. Второе направление — правовое подкрепление рациональной организации инвестиционных и производственных процессов.
Не преувеличу, если скажу, что в Якутске состоялся самый настоящий мозговой штурм, собравший, помимо представителей двух ветвей региональной и федеральной власти, предпринимателей и ученых. Предложено акцентировать в законопроекте вопросы участия государства в реализации инфраструктурных проектов, «северного завоза», положения малочисленных народов Севера, опережающих темпов реформирования социальной сферы и ЖКХ. Назывались конкретные инструменты поддержки, среди которых альтернативный воинский призыв, особая ипотека, 4 процента мест в вузах России по спецквоте. Чтобы на Дальний Восток поехали люди, качество жизни здесь должно превзойти условия в европейской части страны. Впрочем, это не формализованное требование законопроекта, а лишь высказанная на обсуждении идея. А как иначе приостановить обезлюживание восточных территорий, которые за двадцать последних лет потеряли полтора миллиона населения из 8,5 в 1991 году?
Подводя итоги совещания, зампред Совета Федерации Вячеслав Штыров отметил:
— Госпрограммы, рассчитанные на привлечение инвестиций, нуждаются в дополнительных инструментах, мы их создаем. Хотя закон уже имеет целостный вид, работа над ним еще не закончена. На совещании в Якутске высказано много интересных предложений, которые будут учтены. Для меня очень важен настрой всех дальневосточников, общее мнение которых выразил глава Парламентской ассоциации, Председатель Законодательной Думы Хабаровского края Виктор Чудов: закон надо принять. Он никак не противоречит законопроекту Минразвития Дальнего Востока, который нацелен на ускорение инвестиционной деятельности и носит более частный характер. В этом качестве он вполне может инкорпорироваться в наш законопроект.
Должен сказать, что 27 марта на встрече Президента РФ с Советом верхней палаты Владимир Путин дал нам прямое поручение представить ему законопроект для ознакомления. Конечно, это не означает, что документу гарантировано свободное прохождение. В нем много затратных вопросов, на оценку которых потребуется время. А у России в связи с известными событиями на Украине и без того появились новые расходы, да и экономическая ситуация не очень благоприятна. Судьба закона будет сложная, заключил он, но сенаторы готовы пройти свою часть пути и заняться его цивилизованным лоббированием…
Участники Общего собрания Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по инициативе парламента Якутии подготовили обращение к Федеральному Собранию РФ с просьбой о законодательном обеспечении ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В нем идет речь о принятии отдельного ФЗ о развитии Дальнего Востока с одновременной корректировкой федерального законодательства.
Людмила Глазкова
Фото Василий Кононов, Ил Тумэн
Слева направо: руководитель Управления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Владимир Кожевников, Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков, вице-спикер Совета Федерации Вячеслав Штыров