Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Математическое неравенство решают всем миром

В России среди студентов, обучающихся математике, информатике и технологическим наукам, женщин менее 20 процентов

19.09.2018 00:01

Автор: Мария Медведева

Понятие «STEM-неравенство» (STEM означает «наука, технологии, инженерия, математика») ввели американцы в 1990-е, когда осознали: девушки в качестве профессионального образования стали всё меньше выбирать эти дисциплины. Тогда в России подобной проблемы не было, поскольку диспропорцию в этом отношении практически полностью удалось ликвидировать в советские годы. Однако сейчас, утверждают эксперты, STEM-неравенство назрело и у нас.

По статистике, в нашей стране среди студентов, обучающихся математике, информатике и технологическим наукам, женщин менее 20 процентов. Вместе с тем, по прогнозам учёных, более 70 процентов профессий в перспективе будут основываться именно на этих дисциплинах. Если ничего не предпринимать, женщины в эпоху цифровой экономики могут оказаться на обочине технологического прогресса, уверена куратор Комитета STEM в рамках Евразийского женского форума, вице-президент Федерации женщин с университетским образованием Ольга Бессолова.

«Мы говорим не только об одарённых детях, женщинах в науке, бизнесе и разработке новых технологий. Мы говорим о женщинах массовых профессий — доярках и медсёстрах, социальных работниках и воспитателях детских садов, техниках в системе ЖКХ и бухгалтерах в сельской администрации. Им всем придётся доучиться до новых технологий, либо… потерять работу», — сказала Ольга Бессолова «Парламентской газете».

Когда тему изучали в Америке, Ассоциация женщин с университетским образованием провела исследование. Оно показало, что основная проблема, почему девушки не проявляют амбиций в STEM-дисциплинах, скорее психологическая. Оказывается, они не хуже юношей способны к программированию, физике и математике, однако оценивают свои успехи ниже. Был сделан вывод, что девушкам нужна поддержка и мотивация.

Основная проблема, почему девушки не проявляют амбиций в STEM-дисциплинах — психологическая

Недавно российские учёные провели подобное исследование в среде старшеклассников и результаты оказались схожи с американским: заниженная субъективная оценка собственных знаний вынуждает девушек отказываться от дальнейшего выбора компьютерных наук, инженерных технологий и связанной с ними работы. Преодолеть эту проблему, уверена Бессолова, может помочь в том числе популяризация образа успешной женщины в STEM.

В США для преодоления STEM-неравенства при президенте Бараке Обаме заработала госпрограмма, которая действует и сейчас. Её драйвером стала президент Национального фонда мира (много лет возглавляла Ассоциацию женщин с университетским образованием) Сара Хардер. Вместе с Ольгой Бессоловой они объединили силы и на платформе первого Евразийского женского форума в 2015 году создали Комитет STEM. На сегодняшний день в России программа работы комитета реализуется на общественных началах и имеет пилотный статус.

Как рассказала «Парламентской газете» госпожа Хардер, женщины России и США за прошедший период провели ряд научных исследований, в том числе касающихся интереса детей и молодёжи к фундаментальным наукам; разрабатывали совместные российско-американские STEM-программы для школьников. В 2018 году группа молодых российских специалистов посетила города США. Целью поездки был обмен образовательными практиками и подходами, которые способствуют раннему и равному участию девочек в STEM-областях.

«Я счастлива работать с женщинами из разных уголков огромной России на протяжении многих лет, начиная со времён Комитета советских женщин, кажется, с 1989 года, — сказала Хардер. - Мы едем на этот Второй Форум ещё раз рассмотреть глобальные и национальные приоритеты, которые в современном мире влияют на жизнь женщин и девочек. Зачастую такие приоритеты формулируются и принимаются без равного участия женщин. Поэтому первостепенные потребности и заботы оставляют женщин и девочек непонятыми или незамеченными».


КСТАТИ

Накануне Евразийского женского форума в Петербурге пройдёт Евразийский чемпионат по ментальной арифметике среди девочек. Из разных стран мира в Северную столицу приедут сотни участниц от 5 до 12 лет, чтобы показать свои умения складывать, вычитать, умножать и делить в уме огромные числа.

Чемпионат проводит российское отделение Академии ментальной арифметики UCMAS (англ. Universal Concept of Mental Arithmetic System). Её программа основана на методике комплексного развития умственных способностей детей с помощью системы устного счёта. На начальных уровнях малыши учатся делать вычисления на абакусе — современном прообразе счётов. Постепенно они отказываются от этого помощника и начинают считать в уме. За четверть века своего существования программу академии прошло более миллиона детей по всему миру. Ежегодно UCMAS проводит всемирные чемпионаты по ментальной арифметике среди мальчиков и девочек, также проходят всероссийские первенства учеников академии. Но соревнования, где свои способности демонстрируют только девочки, в России состоялся впервые. 

«По нашей статистике, в разных регионах России и в разных странах мира математику больше изучают мальчики, — рассказала «Парламентской газете» директор Академии ментальной арифметики UCMAS RUSSIA Алия Маулешева. — Мы проводим такое мероприятие, чтобы популяризировать математическое направление среди девочек».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2229