Максим Орешкин: рост зарплаты 10%, инвестиций — 6%

Прогноз МЭР определяет новые приоритеты экономической политики

Максим Орешкин: рост зарплаты 10%, инвестиций — 6%

Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

В рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Максим Орешкин, министр экономического развития выступил со сжатой характеристикой Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-й и на плановый период 2019-2020 годов.

Прогнозы не оправдались

Выступление министр начал с того, что обнародовал достаточно оптимистичные предварительные ключевые экономические показатели в 2017 году. Несмотря на то, что в начале года, по словам Орешкина, хватало негативных прогнозов, ближе к истине оказались расчёты МЭР, согласно которым прирост валового внутреннего продукта (ВВП) должен был быть не ниже двух процентов при уровне инфляции в четыре процента.

Радует, что и эти цифры, подчеркнул руководитель, оказались ниже реального результата: инфляция сегодня составляет 3,1 процента, рост ВВП к концу года ожидается на уровне, превышающем два процента. В целом, по прогнозу, в течение трёх лет показатель роста цен вполне может достичь и 2,5 процента. Низкая инфляция обусловила положительные изменения в кредитовании, прежде всего ипотечном, ставки снизились на три процента, что стало историческим минимумом, нарастает объём долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.

Максим Орешкин отметил также крайне важную и показательную тенденцию: впервые за многие годы текущий рост основан не на конъюнктуре и динамике нефтяных цен, а на повышении на два процента производительности труда. Выводу экономики из кризисного пике также способствовало увеличение зарплаты бюджетникам на четыре процента и рост минимального размера оплаты труда (МРОТ), которые всколыхнули потребительский спрос и заложили основу для формирования инвестиционных резервов: рост долгосрочных капиталовложений в первом полугодии составил 6,3 процента, и это долгосрочная тенденция, которую поддерживает низкий уровень инфляции.

Три приоритета

Надо сказать, что в речи министра практически отсутствовали иноязычные финансовые термины, зато впервые за последние годы не раз звучали слова «производительность труда», «долгосрочные инвестиции в промышленность», «четвёртый технологический уклад» и тому подобное, характерное скорее для оппонентов нынешней политике социально-экономического блока Правительства. Очевидно, это стало следствием чётко сформулированных в прогнозе трёх приоритетов, которые позволят развивать экономику темпами не ниже мировых: долгосрочные инвестиции, новые технологии и развитие человека.

Это комплекс взаимосвязанных стратегических мер. Долгосрочные инвестиции — а на их формирование нацелены государственные программы и институты развития — сформируют основу для четвёртого промышленного уклада, который позволит максимально повысить производительность труда, компенсировав демографическую яму, в которой оказалась Россия: уже сейчас уровень безработицы всего 4,9 процента. А в будущем численность трудоспособного населения с учётом коэффициента рождаемости 1,83 будет стремительно уменьшаться, лишая экономику главного ресурса для развития.

Особо выделил Максим Орешкин изменения в ценообразовании: намечено переходить на эталонные принципы, в частности, определяя стоимость коммунальных услуг.

Реализация такой политики в прогнозном периоде на уровне стратегического планирования раскладывается на ряд вполне конкретных шагов: поддерживать несырьевой экспорт, осуществлять льготное кредитование под 6,5 процента, повышать производительность труда через создание высокотехнологичных рабочих мест, обеспечивать рост реальных доходов населения с темпами 10 процентов в год, гарантировать уровень инвестиций не ниже пяти-шести процентов через структурную ипотеку. Особо выделил Максим Орешкин изменения в ценообразовании: намечено переходить на эталонные принципы, в частности, определяя стоимость коммунальных услуг.

Это может стать началом принципиальных изменений: эталонный принцип предполагает формирование цены не на основе рыночной конкуренции, а на основе расчётов минимально необходимых общественных затрат! О том, что такой подход может стать преобладающим, во всяком случае относительно крупных монополий и на социально значимые тарифы и услуги, свидетельствует и особое внимание, которое, по словам Орешкина, в прогнозе уделено цифровой экономике как основе четвёртого технологического уклада.

Замечу, что подобные формулировки и экономические аргументы не новы. В частности, они содержатся в докладе «О состоянии и неотложных мерах по развитию экономики», который составила Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития в конце 2016 года. И министр экономического развития подтвердил, отвечая на вопрос сенатора Виктора Литюшкина, что многие положения и тезисы этого документа, в частности, касающиеся необходимости переходить к стратегическому планированию, легли в основу Прогноза социально-экономического развития.

Просмотров 2445

27.09.2017 13:26

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...