Лошади защитили крестьян от незаконной повинности

В 1920-х годах в советском государстве стали широко применять трудовую и гужевую повинность населения (трудгужповинность), то есть привлекать граждан и их рабочий скот для общественно важных работ.

Уже к началу 30-х годов местные власти стали злоупотреблять объявлением таких повинностей по поводу и без. Руководство СССР существенно ограничило их возможности в 1932 году, причём поводом стала забота о сохранении… конского поголовья.

Так, в постановлении ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1932 года отмечались «многочисленные случаи незаконного объявления трудгужповинности» и проведения её «бесхозяйственным способом, результатом чего является массовый падёж лошадей». Ввиду этого республиканским, краевым и районным властям запретили объявлять повинность без специального разрешения Совнаркома СССР, а при её проведении «строжайше соблюдать правила использования лошадей», в том числе сроки работы, нормы нагрузки и кормления.

На основании этих предписаний 7 июля 1932 года Совнарком РСФСР издал постановление, согласно которому трудгужповинность допускалась только в двух случаях: для борьбы со стихийными бедствиями и для строительства дорог. Оба варианта регулировались отдельными документами.

В те годы уже начало развиваться машиностроение, в сельское хозяйство стали массово внедрять комбайны, трактора и грузовики. Останавливало этот прогресс тотальное бездорожье в деревнях. Посему в 1931 году власти развернули программу дорожного строительства в РСФСР, в первую очередь — в районах расположения совхозов, колхозов и МТС.

«Громадные задачи в области дорожного строительства могут быть решены лишь при условии массового участия трудящихся сельских местностей», — отмечалось в соответствующем постановлении ВЦИК и СНК РСФСР.

Согласно этому документу, все трудоспособные крестьяне в возрасте от 18 до 45 лет были обязаны шесть дней в году посвятить бесплатному труду в дорожном строительстве, и на это же время предоставить в распоряжение рабочий скот с гужевым инвентарём. Для нетрудового и кулацкого населения деревень такая повинность длилась 12 дней. Крестьяне привлекались к строительству тех дорог, которые были нужны им самим, причём не далее десяти километров от места их жительства. Люди, которые работать не желали, могли вместо этого сделать денежный взнос. За неповиновение полагался крупный штраф.

Трудгужповинность при стихийных бедствиях регулировало положение от 1927 года. Согласно ему, население привлекали исключительно к локализации и ликвидации бедствий, и только в случае, если с ними не могли справиться обычными мерами общественной охраны. Все работы, выполненные в порядке этой повинности, подлежали оплате, причём суммы не могли быть ниже местной средней ставки неквалифицированного рабочего.

Бесплатным такой труд мог быть в случае, если люди, которые к нему привлекались, были непосредственно заинтересованы в устранении последствий наводнений, снежных заносов и лесных пожаров. Понесённые за время повинности убытки в виде падежа лошадей или повреждения инвентаря возмещались. А те, кто отказывался помогать в борьбе со стихийным бедствием, подпадал под уголовную ответственность.

Права советских граждан, привлекаемых к трудовой повинности, были закреплены в законодательстве намного раньше — в Кодексе законов о труде от 1922 года этой сфере посвящена отдельная глава. Этот документ запрещал привлекать к повинности детей до 18 лет, мужчин старше 45 лет и женщин старше 40 лет, а также инвалидов труда, инвалидов войны и людей, временно утративших трудоспособность из-за болезни или увечья. Кроме того, от повинности освобождались беременные (с седьмого месяца) и кормящие матери, а ещё матери-одиночки, воспитывающие детей в возрасте до восьми лет.  

Просмотров 1320

07.07.2020 00:13