Проблема формирования условий для предпринимательской среды стала предметом бурного обсуждения на недавнем заседании Либеральной платформы партии «Единая Россия». Подоплека такого разговора, безусловно, очевидна, учитывая ту атмосферу диагнозов и прогнозов относительно нашей экономики, на которую расщедрились практически все, кому не лень, из российского и иностранного экспертного сообщества.
Первоначальная статистическая сумятица возникла от Минэкономразвития и Росстата, которые явили публике столь разные цифры о темпах развития, что тут же зародились изрядные сомнения о восходящих или нисходящих трендах. Тему подхватили Всемирный банк, МВФ, самые разные международные рейтинговые агентства, устроившие состязание в наиболее худшем прогнозе для России. В эту многоголосицу втиснулись и некоторые наши экономические «гуру» с собственными нервозными нотками. Да что говорить про экономистов, если даже некоторые высокопоставленные чиновники из Правительства РФ отказывают стране в инновационном развитии до той поры, пока цены на нефть стабильно высокие.
При том, что ничего фундаментально страшного для нашей экономики не произошло — цены на нефть и газ в падении не замечены, внешнеторговое сальдо, как всегда, профицитное, внутренний и внешний долг — в пределах полного доверия, если оценивать по шкале рейтинговых агентств. Но от имеющих место неблагоприятных тенденций отмахнуться невозможно, и сторонникам идеи экономического либерализма было о чем поговорить. Лейтмотивом встречи стала вышедшая в журнале «Эксперт» статья Председателя Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина: «Право и инвестиции».
— Для нас очень важны дискуссии между парламентариями с участием экспертного и предпринимательского сообщества. И важную роль в это вносит дискуссия внутри платформ партии «Единая Россия». Главное, думаю, здесь — определить реальные темы для обсуждения и реальные решения. Для Либеральной платформы, безусловно, в центре внимания находятся вопросы экономического развития, состояния делового климата, развития конкуренции и других институтов рыночной экономики и аспекты укрепления правового государства.
В части инвестиционной политики крайне важной считаю тему долгосрочности интересов инвесторов. К примеру, сейчас идет такая интенсивная дискуссия вокруг процедуры оценки регулирующего воздействия законов, которая обязательно должна применяться на всех уровнях. Очевидно, нужен особый механизм, который должен автоматически применяться и включаться на ранних стадиях тех или иных законодательных инициатив. И особенно тех, которые имеют стратегическое значение, в том числе перевод части пенсионных накоплений в распределительную систему в 2014 году.
Принципиальной темой остается глубина государственного участия в экономике. Сегодня в силу объективных причин наиболее крупные инвестиционные, инфраструктурные проекты опираются на ресурсы государства, ресурсы государственных корпораций или компаний с большим участием государства. В этом, надо сказать, есть своя логика, поскольку в условиях формирующегося полноценного рынка долгосрочных инвестиций государство как бы подставляет свое плечо экономике в виде всей системы институтов развития.
Однако, когда экономика контролируется различными государственными рычагами, трудно рассчитывать на пропорциональное формирование системы мотивации частных предпринимателей. Поэтому в таких условиях важно определиться и выстроить четкую программу сокращения государственного участия в экономике. Добавлю, что инвестиционное сообщество очень ждет появления таких инвестиционных инструментов, которые существуют и широко применяются в так называемых дружелюбных юрисдикциях.
У нас тоже в этом смысле проделана определенная работа, достаточно глубоко изучен мировой опыт и рекомендации наиболее авторитетных участников нашего рынка. В портфеле Государственной Думы находится несколько законодательных инициатив, в том числе в первом чтении принятый законопроект «О государственно-частном партнерстве». Далее, как вы уже знаете, в октябре Государственная Дума рассматривает в первом чтении проект бюджета следующего, 2014-го, года и на всю трехлетку. И по поступившим материалам уже видно, в какой довольно сложной ситуации мы находимся и с какими вызовами сталкиваемся.
На этапе нулевого чтения бюджета фракция «Единая Россия» сформулировала свои требования к бюджету. Первое — это безусловное выполнение государством социальных обязательств. Второе — это обеспечение реализации майских Указов Президента. И вот эти две позиции дают довольно высокую планку расходных обязательств государства. Важны и две вторые позиции. Это обеспечение дальнейшего развития экономики и эффективности бюджетных расходов. При этом рассчитывать на существенные бюджетные вливания для реализации крупных инфраструктурных и любых иных инвестиционных проектов достаточно сложно.
Эти проблемы неизбежно сказываются и на системности всего нашего законодательства, на поиске оптимального соотношения отечественного и международного законодательства. С этой целью Государственная Дума вместе с региональными парламентами, с юридическим сообществом приступила к такому анализу. На площадке Совета законодателей ведется работа по подготовке первого отчета о состоянии Российского законодательства.
Виктор Ивантер
директор Института народнохозяйственного прогнозирования, академик РАН
Мы за счет накопленных средств можем резко увеличить объем инвестиций, не снижая жизненного уровня населения»
Виктор Ивантер,: «Нам нужна новая экономическая политика»
— Мы выйдем в этом году примерно на 1,7-1,9 процента экономического роста. И в будущем году, если ничего плохого не случится, будет примерно 2,5 процента. То, что сегодня произошло падение темпов, это не результат внешних шоков. Конечно, мировое закулисье существует, но никакого отношения к нашей сегодняшней ситуации это не имеет. Связано это с тем, что мы получили некоторую инвестиционную паузу, которая возникла из-за того, что мы закончили ряд крупных инвестиционных программ и своевременно не запустили новых.
Эта ситуация во многом возникла из-за отрицательной динамики инвестиций крупных государственных корпораций, которые так и не стали эффективным инструментом экономического роста. И вопрос здесь в том, какой мы хотим иметь темп? По нашей оценке, темп прироста ВВП ниже, чем 2-2,5 процента даст снижение уровня жизни и экономическую деградацию.
Такой темп для России критический.
Дело в том, что износ основных фондов в отраслях инфраструктуры, ЖКХ, поддержание их относительной работоспособности и ликвидация последствий техногенных аварий требует около 2 процентов ВВП ежегодно. Нынешнее торможение означает, что мы с вами некоторое время жили чуть лучше, чем работали, и сейчас за это должны расплачиваться.
Вторая сторона дела заключается в том, что мы находимся в совершенно уникальной макроэкономической ситуации, которой никогда в России вообще за всю историю не было. Дело в том, что мы за счет накопленных средств можем резко увеличить объем инвестиций, не снижая жизненного уровня населения, доходов. Вот такая возможность существует, но мы ее не используем.
Нам нужна новая экономическая политика. Стандартное объяснение: «новая экономическая политика» возникает тогда, когда старая была неэффективной. Ничего подобного. Нам нужна новая экономическая политика, потому что старая оказалась результативной. Дело все в том, что мы с вами 2000 год начинали с большого количества нищих. Нищенство мы ликвидировали. Мы сейчас имеем, по разным оценкам, примерно 43-45 процентов по паритету покупательной способности и ВВП на душу населения по отношению к США. А в 90-м году у нас было 17 процентов.
И вторая проблема, связанная с тем, что было бы желательно запустить еще частный средний и мелкий бизнес. У нас к нему отношение ровно такое, как при советской власти было к рабочему классу — умиление и сопли, а дела никакого. Что же происходит? Малому и среднему бизнесу нужны деньги. А денег мы им не даем. Здесь я очень советую посмотреть справочник. Возьмем средние экспортные цены на основные наши торговые товары — пшеница в 2007 году стоила 250 долларов за тонну, в 2012 году — 281. Руды, концентраты — 51 и 99 долларов за тонну соответственно. Каменный уголь — 52 и 97. Нефть сырая — 485 и 802 доллара за тонну. Удобрения — 197 и 450 долларов за тонну. Действительно ситуация уникальная — у нас есть деньги, а вся проблема в том, что нужно их запустить в дело…
Хотел бы еще остановиться на проблеме производительности труда. Нужно не забывать, каким способом мы меряем производительность труда. Мы берем некоторый объем и делим на численность. И есть такие всхлипывания, что мы, дескать, отстаем от развитых стран в разы — в 5—20 раз. Где мы так отстаем, это легко исправить, потому что ясно, что там находится избыточная рабочая сила. А вот где мы отстаем на 10—15 процентов, это более сложное дело. Это может быть достигнуто только за счет инноваций.
Теперь говорят о том, что надо экономить на зарплатах. Что касается внутреннего рынка, то низкая заработная плата, с одной стороны, является ограничением по производительности труда, а, с другой стороны, является ограничением по спросу. Это придумал известный предприниматель Генри Форд. И он доказал, что главным фактором высокой производительности труда является именно высокая заработная плата. Обычные возражения — у нас народ пьющий, темный, никуда не годный, поэтому ему не надо ничего платить. А у Форда, как вы знаете, работали сплошь интеллектуалы. Поэтому первое и необходимое условие повышения производительности труда — это высокая заработная плата.
Поговорим теперь о так называемом неэффективном производстве. Что это такое? Есть производство продукции, и она продается. Это как закрыть? Сейчас витает в воздухе довольно странная идея — закрыть неэффективные производства. И чем заменить? Получается, что для того, чтобы избавиться от неэффективного производства, надо иметь эффективное производство. А чтобы его иметь, надо в него инвестировать. Я сейчас не рассматриваю социальные проблемы с безработицей, потому что, если устроить безработицу и платить пособия, то получится испанский вариант. А если не платить безработным пособия, то социологи охотно расскажут, какие будут последствия.
Озвучена идея о 25 миллионах высокопроизводительных и хорошо оплачиваемых рабочих местах. Но они же с неба не свалятся. Это происходит от инвестиций, которые не могут возникнуть без экономического роста. Как сказка про белого бычка. Другой вопрос — означает ли это, что у нас все автоматически улучшится? Нет, все автоматически не улучшится. У нас, вы знаете, автоматически, кроме безобразия, ничего не происходит. Все остальное вручную идет. На что хотел обратить внимание? Что мы уперлись в один фактор — инвестиционный. А если меньше тратить, это значит меньше доходов со всеми последствиями. И в теории этот феномен известен, как «парадокс бережливости».
Коллеги, мы экономический рост меряем ВВП. Объясняю: валовой внутренний продукт, если убрать подробности, — это доходы. Хотите менять доходы — их надо увеличивать. Значит, нужен ориентир — рост доходов. Естественно, общее сокращение доходов в экономике приводит к опережающему снижению доходов бюджета. Мне говорят: нет, мы не просто сокращаем расходы, мы сокращаем неэффективные расходы. Что касается неэффективных расходов, их вообще не нужно производить ни при каком уровне доходов. А если вы сокращаете расходы, то давайте считать последствия. Дискуссия активно идет по поводу, что снизить. А к каким последствиям это приведет? Должен сказать следующее: по нашей оценке, около четверти прироста, который мы будем иметь в этом году, связано с ростом доходов бюджетников. Бюджетники — они не только работают, но и покупают. А рост продаж — это стимул экономики.
Сергей Колесников
член генерального совета «Деловой России»
Деловой климат будет очень сильно ухудшен, если он будет принят в изначальном виде, подготовленном ФАС»
Сергей Колесников: «
Предприниматели находятся в тумане»
— Во-первых, что я хочу сказать, 256 законов, которые приняли в Государственной Думе в области предпринимательства, нужно еще успеть выполнить. Это очень тяжело по объективным причинам, практически все они ложатся на плечи предпринимателей. Во-вторых, очень много в законах неточностей и плохая юридическая техника. После законов выходит очень много объяснений Минфина, налоговой инспекции, финнадзора. Часто по смыслу эти разъяснения противоречивы. И предприниматели, которые ведут свои «корабли», находятся в тумане и маяков не видят. Это очень сложное правовое поле. В-третьих, с 2006 года, когда был принят первый антимонопольный закон, Федеральная антимонопольная служба усилила свои полномочия.
За эти три года было принято три поправки, и на сегодняшний момент ФАС имеет колоссальные полномочия по сравнению со своими коллегами в западных странах. К примеру, наше антимонопольное ведомство возбуждает 12 тысяч дел против ста в Евросоюзе. 60 процентов этих дел направлено против малого и среднего бизнеса. В-четвертых, ситуация усугубляется — недавно господин Шувалов подписал четвертый антимонопольный закон, и он поступит в Госдуму в ближайшие две недели. Я прочитаю некоторые выдержки из этого законопроекта: «Вводится новое государственное регулирование, в частности, обязательное согласование торговых практик частных компаний». Этого нигде в мире нет.
Далее: «Отменяет иммунитет на обладание интеллектуальными правами собственности». Но о каком тогда интеллектуальном развитии может идти речь, если компании, которые будут готовить свои разработки, будут лишены защиты, в том числе судебной, на право обладания ими?
Еще: «Отменяется допустимое соглашение о совместной деятельности». Какие могут быть стимулы к инновациям, если фактически ставится крест на совместных предприятиях? «Вводится запрет — вслушайтесь в это — на вертикальное соглашение между материнской и дочерней компанией». Это противоречит здравому смыслу, вообще акционерному законодательству. Ведь вводится непрозрачный коррупционный механизм апелляционного пересмотра без вызова сторон.
И еще «новация»: «Остаются новые полномочия за органами власти в части ценообразования и формирования тарифов, изменяются правила предоставления государственной помощи муниципальным органам».
Фактически все это делается без широкого обсуждения, и эти законопроекты вводятся в виде поправок ко второму чтению. Конечно же, «Деловая Россия» по этому поводу сильно возмущена. Соответственно, большая к парламентариям просьба, допустить нас к обсуждению этого законопроекта. Деловой климат будет очень сильно ухудшен, если он будет принят в изначальном виде, подготовленном ФАС.
Александр Садовников