Пожалуй, не найти в нашей стране города, где не велось бы активное жилищное строительство. Большое количество башенных кранов во многих российских городах — первая примета строительного бума. По данным московского вице-мэра Марата Хуснуллина, в нынешнем году в столице будет построено 8,5 миллиона квадратных метров недвижимости, что значительно превышает прежние показатели. А по всей России, привел цифры заместитель министра регионального развития Сергей Вахруков, за девять месяцев этого года введено более 37 миллионов квадратных метров жилья, что превышает аналогичный показатель за прошлый год на 7 процентов. Планы амбициозные — построить более 70 миллионов квадратных метров жилья.
Но вот парадокс: стройки кипят, домов возводится много, армия строителей растет, граждане охотно покупают квадратные метры, а жилья все равно не хватает. Очереди не уменьшаются, число желающих приобрести квартиры на льготных условиях увеличивается, проблема доступного жилья становится более острой. Очевидно, что и программа «Жилище», и национальный проект «Доступное жилье», принятые правительством несколько лет назад, не выполнены. Эксперты жилищного рынка менее дипломатичны в своих высказываниях: никакого доступного жилья в России, по их мнению, нет и в помине.
У цен остановок нет
Доступно — это, в первую очередь, не дорого. Многие возведенные новостройки, причем далеко не элитные, заполнены лишь наполовину, а то и на треть. Стоит лишь взглянуть на их окна примерно в девять часов вечера, чтобы убедиться в верности этого утверждения. Горожане не спешат покупать квартиры из-за высоких цен, а сами строители не торопятся продавать их «по дешевке».
Если в других странах цены на недвижимость испытывают перепады и нередко долго держатся на минимальном уровне, то в России при любой конъюнктуре они с каждым годом продолжают упорно ползти вверх. Средняя цена квадратного метра колеблется, по разным данным, от 190 тысяч до 230 тысяч рублей. За 56-метровую «двушку» в кирпичном доме, к примеру, надо отдать более 10 миллионов рублей. Можно представить, сколько должен копить работающий глава семейства при среднем ежемесячном заработке в 50-60 тысяч рублей. Мало кому хочется залезать в теперешнюю ипотечную кабалу с ее минимальными 11 процентами, хотя инфляция в стране примерно на треть меньше этой цифры. Одна надежда на родителей, на внезапный приработок, на перспективу карьерного роста, желательно в структурах госслужбы.
Квартиру в новостройке без отделки на окраине города или в ближайшем Подмосковье, правда, можно приобрести на начальном этапе строительства за 100 тысяч рублей за метр, но различные доплаты могут увеличить эту сумму чуть ли не вдвое. В других российских городах наблюдается та же тенденция постоянного роста, пусть и общая стоимость тамошних квартир на порядок ниже. Заместитель Председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев приводит такие цифры: средняя стоимость самого дешевого жилья эконом-класса в российских регионах сейчас составляет 1,2 миллиона рублей — в эту сумму обойдется квартира в 40 квадратных метров по цене 30 тысяч рублей за метр. Такую квартиру гражданам не льготных категорий, то есть большинству, можно приобрести в кредит минимум под упомянутые 11 процентов годовых.
Разница средней стоимости квадратного метра в самом дорогом и самом дешевом районах Москвы, по данным аналитиков жилищного рынка, составляет 208 тысяч рублей, или 67,5 процента. Ножницы немыслимые — какие же «золотые» стройматериалы надо применять, чтобы довести среднюю стоимость квадратного метра в Центральном административном округе почти до 310 тысяч рублей? В то же время в Юго-Восточном округе средняя цена аналогичного квадратного метра составляет более 100 тысяч рублей. Только потому, что ближе к центру? Иными словами, цены на российском рынке недвижимости практически не поддаются законам рынка, а чаще всего продиктованы чисто спекулятивными мотивами.
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартина Шаккума, решить проблему высоких цен на жилье, снизив стоимость квадратного метра чуть ли не в два раза, можно за счет возведения жилья эконом-класса с фиксированной ценой продажи. В осеннюю сессию Госдума намечает принять документы, позволяющие на муниципальном уровне принимать решения, способствующие снижению стоимости жилья до 50 процентов от цены, установленной Минрегионразвития. Такая возможность появится в первую очередь у незащищенных слоев населения: у врачей, учителей, начинающих ученых, молодых и многодетных семей и других групп граждан. По его словам, фиксированная стоимость квадратного метра жилой площади поможет снизить механизм аукционных торгов, целью которых и является понижение цены продаваемого объекта. Так, в Московской области цена квадратного метра может упасть до 24 тысяч рублей, а в Саратовской области, например, она составит около 12 тысяч.
30 тысяч — и не больше
Кроме того, в планы Госдумы входит разработка такого законопроекта, который во много раз увеличил бы объемы строительства жилья экономичного класса. Муниципальным органам управления будет дано право самостоятельно выбирать места под строительство и заявлять о них на аукционах. Доля жилья, представленного к продаже по фиксированной цене, будет определяться муниципалитетами. Остальные «метры», говорит депутат, застройщик будет вправе реализовывать по рыночной цене, что немаловажно, так как фиксированная стоимость может оказаться значительно меньше рыночной.
Возможно, фиксированная цена и даст толчок к снижению уровня цен, но есть опасность, что и она окажется не по зубам людям небогатым. К сожалению, нет у граждан таких денег, хотя и трудятся они в поте лица своего. Даже если реализовать инициативу руководителя Агентства финансирования жилищного строительства Андрея Шелкового о предоставлении 20-процентной скидки на покупку жилья для малоимущих, то не обремененным материальным достатком гражданам, если навскидку посчитать, придется копить на такую покупку около 30 лет. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на недавнем заседании Совета по жилищной политике при Президенте РФ был вынужден признать: «Сегодня у многих людей, особенно у молодых семей, нет надежды на приобретение жилья, хотя они много работают».
Именно из-за невысоких доходов семей, нуждающихся в жилье, потерпела неудачу федеральная программа «Жилище», принятая в 2010 году. По ней доступность жилья предлагалось высчитывать, исходя из средней стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 квадратных метра, равной среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из трех человек за четыре года. Один из экспертов подсчитал, что при средней зарплате москвичей примерно в 57 тысяч рублей двухкомнатная квартира упомянутого метража будет стоить около 5 миллионов 500 тысяч рублей. Это без учета расходов на питание, лечение, образование, покупок потребительских товаров и проч. Таких квартир в столице нашей Родины днем с огнем не сыскать, разве что совсем «убитую» жилплощадь.
Если бы все эти планы по доступному жилью были успешными, никто и не затевал бы новый проект «Жилье экономичного класса», который обсуждался на президентском Совете, и не выдвигал бы идеи приобретения жилья за 30 тысяч рублей за квадратный метр. Именно такую цену в качестве ориентира выдвигают разработчики нового проекта. Предполагается, что стоимость «квадрата» при этом не будет превышать уровня в 80 процентов от рыночной цены жилья в регионах. Идея, надо признать, довольно спорная в российских условиях, но как некая цель, к которой надо стремиться, может быть оправданной.
Впрочем, если включить все резервы, серьезно подойти к делу, покончить с коррупцией, цветущей пышным цветом на жилищно-строительном рынке, то построить к 2018 году планируемые 25 миллионов квадратных метров недорогого жилья вполне по силам. Но этого явно мало, так как жилплощадь смогут получить приблизительно около одного миллиона человек. А нуждающихся граждан, не способных приобрести квартиры по рыночным ценам, больше примерно в 2-3 раза. К ним приплюсуем около 10 миллионов человек, живущих в ветхом и аварийном фонде.
Причем, если брать за точку отсчета дешевой недвижимости цену в 30 тысяч рублей за квадратный метр, то даже эту сумму будущие обладатели «двушки» в 50 «квадратов», особенно в провинции, не смогут быстро осилить. Более полутора миллионов рублей за квартиру для семьи, получающей среднюю зарплату в 25 тысяч рублей на каждого работника, сразу заплатить очень трудно. При условии, что собственник льготной квартиры будет платить государству, частично покрывшему ее стоимость, через банки по 10 тысяч рублей в месяц, ему придется выкладывать требуемую сумму в течение более десяти лет.
Строить где и для кого?
Куда эффективнее было бы реформировать строительную отрасль таким образом, чтобы строителям было выгодно возводить дешевые современные дома. Увы, мы даже не знаем, как квалифицировать жилье эконом-класса. Четкого определения этого понятия на современном российском рынке недвижимости не существует. Правда, Минэкономразвития попыталось регламентировать характеристики жилья эконом-класса, по которому минимальная площадь жилой комнаты должна быть равна 14 квадратным метрам, а кухни — 5 «квадратов», но на практике однокомнатную квартиру считают жильем эконом-класса, если ее размер ограничен 28-45 квадратными метрами. Другие показатели — на глазок риелторов.
Совет по жилищной политике при Президенте России в ближайшее время уточнит и, вероятно, расширит этот «льготный» список, а также определит, в каких регионах будет запущен новый проект по строительству недорогого жилья. Если раньше покупать дешевую жилплощадь мог каждый без жестких ограничений, а приобретение недвижимости субсидировалось государством или оформлялось в виде льготной ипотеки, то теперь будет введен доходный ценз для покупателя экономичного жилья. Конкретная сумма дохода будет определена позднее, и вот тут действительно общественности надо держать ухо востро, так как чиновники могут существенно занизить планку, чтобы сузить круг получателей льготы. Не исключены и махинации с талонами на недвижимость, которые, вероятно, станут выдавать нуждающимся очередникам.
Кроме выяснения, кто может претендовать на получение такой недвижимости, требуется не менее четко определить, как будет возводиться недорогое жилье, где и кто его станет строить. Очевидно, что частным компаниям отдавать массовое строительство такого жилья надо крайне осторожно, они меньше всего озабочены социальными проблемами. Так как значительная часть средств на возведение экономичного жилья будет идти из бюджета, то строить его должна, как считают некоторые авторитетные аналитики, госкорпорация без участия всяческих коммерческих посредников. Это не тот случай, когда цель любого бизнеса — получение прибыли. Если отдавать строительство частным застройщикам, то только при условии, что часть построенного они отдадут бесплатно государству, которое в свою очередь выделит «квадраты» для нуждающихся граждан. Такое требование, например, выдвинул перед стройбизнесом первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Другой вопрос — где строить? Вопреки разговорам, что в Москве, да и в других российских городах, негде вести жилищное строительство, места будущих строек можно без особых затруднений найти в каждом районе. К примеру, по-прежнему в Москве огромные площади занимают промышленные зоны, хотя на многих территориях уже давно нет никакой промышленности — одни склады и оптовые базы. Несмотря на суровые решения московских властей о выселении их за МКАД, эти промзоны и овощебазы «цветут и пахнут». Что там творится, толком не знает никто. Случай с овощебазой в Бирюлево показал, что в таких местах обычно группируются различные криминально-этнические кланы. Кроме того, сохраняется огромное количество «хрущевских» кварталов, которые дышат на ладан. Их еще позавчера следовало безжалостно снести как жилье, совершенно не приспособленное для современной жизни, как здания, уродующие городской облик. Программа переселения из ветхого и аварийного жилья работает, но «вперевалочку и не вслух», как выразился знакомый чиновник из мэрии.
В то время, как власти ориентируют всех на строительство доступного и недорогого жилья, что является сегодня одной из самых важных государственных задач, некоторые высокопоставленные чиновники в регионах считают ее совершенно невыполнимой, а стало быть, и стараться выполнять ее не имеет особого смысла. Все, кто присутствовал на VII Московском форуме лидеров рынка недвижимости «MREF2013», были изрядно удивлены позицией заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства столицы Марата Хуснуллина. По его утверждению, строительство доступного жилья в Москве не следует допускать по стратегическим соображениям. Мол, недорогое жилье не выгодно самим москвичам, которые якобы «не готовы потерять в стоимости своей недвижимости, свою капитализацию». По его мнению, если жилье будет доступным, то в город могут приехать еще несколько миллионов человек, и соответственно инфраструктура Москвы не может выдержать большее число людей.
Не буду повторять аргументы критиков неудачно выразившегося заммэра, которые прокатились по соцсетям и новостным лентам Рунета. Скажу лишь, что не стоит смешивать в одну кучу пузырь рынка жилья, существующего сегодня во всей своей спекулятивной «красе», и рынок, частично субсидируемый государством для малоимущих граждан. При реализации нового проекта по возведению доступного жилья эконом-класса свободный рынок можно брать лишь за основу, как некий ориентир для строительства «экономдомов». В остальном — государственный присмотр и догляд. Видимо, следует ввести некоторые ограничения на продажу «льготных квартир», дабы не создавать подпольный рынок жилья и почву для придумывания коррупционных схем. Скажем, если небольшая двухкомнатная квартира площадью 50 квадратных метров (реальная рыночная цена составляет 100 тысяч рублей), была куплена в «экономичном доме» не за 5 миллионов, а за 1,5 миллиона (70 тысяч рублей доплатило государство), то продать ее собственник может только очереднику из списка льготников. Причем желательно за аналогичную цену с учетом амортизации, степени ремонта и т.п.
«Нуждающиеся» чиновники
Сказали «а», надо говорить и «б». Если уж взялись помогать бедным и обездоленным в приобретении крыши над головой, то придется поубавить аппетиты далеко не бедствующих чиновников, которые продолжают получать в собственное распоряжение квартиры от министерств и ведомств — якобы на улучшение жилищных условий. По данным члена Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Владимира Бурматова, ежегодно траты на такое «улучшение» бытоустройства сотрудников министерств исчисляются сотнями миллионов рублей и иногда достигают миллиарда. При этом все данные о том, кому и какие суммы конкретно были предоставлены, остаются необнародованными, что открывает широкие возможности для коррупционной деятельности.
В письме вице-премьеру Ольге Голодец депутат просит обязать министерства раскрывать сведения о государственных субсидиях на покупку жилья, предоставленных чиновникам. Эта информация частично находит отражение в декларациях о доходах. Однако в ней, по его мнению, не указываются источники финансов или происхождение новой недвижимости. «В случае если данные по субсидиям будут обнародованы отдельно, мы сможем проверить, действительно ли их получают те, кто имеет на это право, кто нуждается в улучшении жилищных условий», — говорит законодатель.
Вызывает большое сомнение, что квартиры госслужащим выделяются в соответствии с действующим постановлением правительства (№63), по которому они могут получить субсидии на приобретение жилья. Об этом открыто говорят многие депутаты в отношении целого ряда высокопоставленных чиновников, не подпадающих ни под одну из категорий, прописанных в документе. Они не живут в общежитиях, коммунальных квартирах, не теснятся в «однушках» в составе двух семей. Более того, многие получатели министерской жилплощади имеют по два-три загородных дома или дачи, парочку квартир в столице, часть из которых переоформлена на близких и дальних родственников. Интернет полон фотографиями многогектарных особняков «нуждающихся» чиновников. Очевидно, что этой практике безоглядной раздачи государственного имущества надо положить конец, на чем, собственно, и настаивают депутаты, поддержавшие инициативу Владимира Бурматова.
В минувшем мае во время антикоррупционного разбирательства вокруг Росагролизинга и Минсельхоза выяснилось, что руководитель Департамента правового обеспечения ведомства Олег Донских получил субсидию на улучшение жилищных условий в размере 25 миллионов рублей. На эти деньги бывший чиновник построил особняк на Рублевке. По словам депутата Госдумы Владимира Бурматова, к нему поступили сигналы, что Министерство образования и науки предоставляет субсидии в первую очередь не действительно нуждающимся в этом чиновникам ведомства, а лояльным к министру.
Так что проект «Жилье экономичного класса» имеет все права на существование и, главное, является реально выполнимой программой действий по обеспечению жильем тех, кто действительно в нем нуждается. Надо лишь четко установить, кто имеет право участвовать в этом проекте, кому конкретно государство может оказать поддержку, продумать детали, определить застройщиков, отладить вопросы кредитования, свести к минимуму появление коррупционных схем — и дело, хочется надеяться, пойдет. Может, и в самом деле нуждающиеся в жилье россияне получат внятный ответ на свой вечный квартирный вопрос…
Николай Лашкевич