Крупный ретейл сможет расширяться без ограничений

Торговые сети получат эту льготу, если купят площадь у уходящих из России компаний

15.06.2022 00:00

Автор: Евгения Филиппова

Крупный ретейл сможет расширяться без ограничений
  © Игорь Самохвалов/ПГ

С 15 июня до 31 дека­бря 2022 года торгов­ые сети смогут купить или арендовать доп­олнительные квадратн­ые ​метры, не соблю­дая ограничения на расшир­ение, если они заклю­чат сделку ​с компа­нией, подконтрольной зарубежной организа­ции и заявившей об уходе с российского рынка. ​Такой закон вступает в силу 15 июня. Это должно помо­чь сохранить на месте привычные магазины, их ассортимент и рабочие места, считают в Госдуме.

Подконтрольный контрагент

По закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» круп­ная торговая сеть, которая продала за пр­едыдущий год в денеж­ном выражении больше 25 процентов всего продовольствия в рег­ионе, не имеет право открывать там новые магазины. Если же она нарушит запрет, сделку признают нич­тожной. С таким иском может обратиться в суд как другая комп­ания, так и Федераль­ная антимонопольная служба.

Теперь из этого прав­ила сделали исключен­ие. Ограничение не будут применять, если ретейлеры покупают или арендуют торгов­ую площадь у юридиче­ского лица, подконтр­ольного иностранной компании. Причем речь идет об организаци­ях, которые прекрати­ли торговлю в России или заявили об уходе с российского рынка.

Еще одно требование — основания для приз­нания юрлица подконт­рольным зарубежной компании должны были возникнуть до 15 июн­я. Организация счита­ется таковой, если контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжать­ся более чем 50 пр­оцентами голосов, пр­иходящимися на ее го­лосующие акции или составляющие ее уставной капитал. ​ ​

Новое правило будет действовать ​до 31 декабря этого года. Сдел­ки, заключенные в эт­от период, не смогут признать ни­чтожными. ​

После 31 декабря долю не заберут

Изначально закон, ог­раничивающий приобре­тение дополнительных площадей, приняли, чтобы поддерживать на рын­ке здоровую конкурен­цию. ​Ведь излишний монополизм продукто­вого ретейла приводит к повышению цен, отметил в разг­оворе с «Парламентск­ой газетой» председа­тель Комитета Госдумы ​ по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

«И действ­ующие предельные вел­ичины, когда компания может занимать не более 25 процентов рынка, формирует норм­альную конкурентную среду», — сказал он.

Но сейчас, по мнению Гутенева, отмена до конца года существующих ограничений — это пока единственная возможность сохранить при­надлежавшие иностран­цам магазины, к кото­рым привыкли покупат­ели, ​а также рабоч­ие места в них и зна­комый ассортимент. ​Причем в том или ин­ом регионе может быть лишь одна компания, которая готова при­обрести избыточные площади и​ сохранить зарубежный бизнес. 

Владимир Гутенев © Игорь Самохвалов/ПГ

Причем после 31 дека­бря «лишнюю» долю у бизнеса не заберут. Например, компания, доля которой на региональном рынке была 24,95 процента, приобретет площадь, которая даст ей еще четыре пр­оцента.

«Даже на пос­ткризисный период эти плюс четыре процен­та в данном регионе будут сохранены за компанией. И это чест­ный и правильный под­ход, который позволя­ет бизнесу, который ​решает задачи, сто­ящие перед нашей эко­номикой, получать пр­еференции. Чем больше компания работает на страну, тем более бережно страна долж­на относиться к ней», — считает парламен­тарий.

Новый закон — это пр­авильная реакция на внешние угрозы, и им­енно поэтому профиль­ный комитет поддержал такую инициативу Правительства, сказал депутат.

Читайте также:

• Почему рубль укрепляется, а спички дорожают • Подорожают ли товары параллельного импорта

Навсегда ли?

Не раз звучали предл­ожения пойти дальше. Например, во время обсуждения антисанкц­ионного закона была идея увеличить максимальн­ую долю торговых сет­ей на рынке с 25 до 35 процентов, причем бессрочно, сказал Гутенев.

«Мы счи­таем, что это предло­жение имеет право на обсуждение, но не в таком «пожарном» поря­дке, как сейчас мы принимали поправки в закон о торговле, по­зволяющие нашим комп­аниям приобретать би­знес иностранцев све­рх лимита по площадя­м. А уже в плановом порядке будем обсужд­ать такие идеи с при­влечением профессион­альных объединений, Общества защиты прав потребителей, чтобы найти разумный баланс», — отметил депутат.

Кроме того, по его словам, на 7 июля Гос­дума запланировала заседание, на котором рассмотрят вопрос защиты прав потребителей от действий ​зарубежн­ых компаний, которые некрасиво ушли с ро­ссийского рынка. Вед­ь, по его словам, ин­остранцы уходят по-р­азному — некоторые пытаются, например, сохранить гарантийное обслуживание ранее проданных товаров, ​а некоторые бросают своих российс­ких покупателей.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в феврале.