Секретами шоколадной гармонии накануне Нового года и Рождества поделилась Ирина Эльдарханова - председатель совета директоров компании «Конфаэль»
- Ирина Борисовна, идея делать не просто вкусные, но и красивые конфеты, создавать шоколад от кутюр появилась случайно?
- Наверное, не случайно. Свою трудовую деятельность я начинала в крупном производственном текстильно-галантерейном объединении. Тогда было время тотального дефицита, но люди все равно хотели хорошо одеваться. А мне хотелось, чтобы одежда, которую мы шьем, делала людей краше. Очень хотелось делать что-то красивое, необычное, модное, то, чего не делает никто.
То же самое и сейчас. Не зря в состав группы компаний «Конфаэль» входит Модный дом, в нем трудится более 20 сотрудников: креативный директор, технологи, оформители дизайнеры-верстальщики, дизайнеры-художники… Мы работаем по принципу фэшн-индустрии, каждый год выпуская шоколадные коллекции «весна — лето» и «зима». Важно ведь не только создать конфеты с новым вкусом, но и придумать уникальный дизайн их упаковки, отделки. В год мы выпускаем больше десяти коллекций шоколадных подарков, это около полутора тысяч новых изделий. В конце года ассортимент из старых коллекций снимается с производства.
- Вы принимаете участие в «изобретении» конфет? Как рождается шоколад с новым вкусом, откуда берутся идеи?
- Идеи вокруг нас. Например, у «Конфаэль» в серии «Лакомство для здоровья» есть шоколад с отрубями. Идея создания такого шоколада появилась после того, как я прочитала книгу о здоровом образе жизни, где говорилось о пользе пищевых волокон. В результате я позвонила директору фабрики и сказала: «Купите отруби, и чтобы к вечеру понедельника (а была суббота) мы ели шоколад с отрубями».
Новые идеи — это прежде всего любопытство: получится или нет? Тогда, сделав пробную партию шоколада с отрубями, мы попробовали и поняли, что вкус шоколада улучшился. Угощали знакомых, собирали мнения. Людям понравилось. Мы стали отрабатывать промышленные технологии производства, хотя изначально технологи утверждали, что ничего не выйдет. В результате через пару месяцев я получила образцы, произведенные промышленным способом. С тех пор мы делаем шоколад с отрубями. Начиная делать то, что до нас никто не делал, мы всегда начинаем с невозможного.
- Шоколад должен быть не только вкусным, но и красиво упакованным? Это так важно?
- Да, это очень важно. В 2002 году, когда мы открыли первый в России шоколадный бутик, продавцы рассказали мне, что каждую субботу к ним приходят две пожилые женщины и покупают две конфетки. Когда у них спросили, зачем они это делают, ведь за те же деньги можно купить килограмм дешевых конфет, они ответили: «Мы не хотим покупать дешевые конфеты килограммами, нам достаточно двух ваших, по-настоящему вкусных конфет. Нам нравится не только их есть, но и любоваться ими».
Я стремлюсь к тому, чтобы во всем, что касается производства «Конфаэль», была гармония: от оформления упаковки до послевкусия, когда шоколад уже съеден. Хочу, чтобы человек начинал получать удовольствие, только прикоснувшись к красиво украшенной коробочке.
- Вы были едва ли не первыми, кто начал производить в России не просто конфеты, а шоколадные подарки?
- Мы были именно первыми и нащупали эту нишу совершенно случайно. Традиция дарить подарки, когда приходишь в гости или встречаешь гостей, есть во многих семьях. В доме моих родителей часто пеклись торты и пирожки, каждый гость уходил с гостинцем. К сожалению, многие люди не понимают, как важны такие знаки внимания. А ведь это те невидимые нити, которые тянутся от души к душе, связывают людей.
На презентации компании «Конфаэль» в 2001 году своим гостям, известным людям, которых, казалось бы, ничем не удивить, мы сделали подарки — вручили им десятикилограммовые шоколадные медали. Все были потрясены! Сколько слов восторга и благодарностей я услышала! Так мы поняли, что проблема подарков, которые понравятся и богатому, и не очень богатому человеку, существует. Следующим таким шагом стало создание шоколадного шедевра «Ключ к успеху», полгода ушло на эту работу. Потом для Президента России и его супруги мы впервые сделали шоколадные скульптуры — прекрасных шоколадных лошадей, символ наступавшего тогда года. И каждый раз, делая что-то новое, мы идем вперед, создаем новые технологии.
- Не остановил ли это движение кризис?
- Нет. Во время кризиса 2008 года в магазинах «Конфаэль» продолжался рост продаж. Люди покупали даже больше, чем раньше, потому, что именно в кризис поняли: подарок должен быть полезным. Красиво оформленная коробка вкусных конфет, которой можно долго любоваться, а можно и сразу подать к столу, — практичный подарок на все времена. Сейчас происходит то же самое, продажи растут.
Кроме того, цена импортных, в том числе кондитерских, продуктов выросла ровно в два раза. Однако цены на отечественные кондитерские изделия повысились в меньшей степени. Это тоже одна из причин роста продаж.
- Не пытались справиться с кризисом за счет удешевления сырья?
- Никогда. Мы работаем над тем, чтобы сделать наш шоколад еще полезнее и вкуснее, а дешевое сырье и полезный шоколад — вещи взаимоисключающие. Все производители шоколада или шоколадных масс знают, что «Конфаэль» — самая требовательная к качеству компания. Кстати, один из наших иностранных поставщиков заплатил в этом году огромный штраф за то, что при приемке в шоколадном сырье были обнаружены следы растительного масла. Работать с таким сырьем мы, разумеется, не стали.
- Какой сорт шоколада пользуется наибольшим спросом у россиян? Есть конфеты, которые вы производите длительное время из-за постоянного спроса на них?
- Вкусы меняются. Все мы — живые люди, нам хочется попробовать что-то новое. Я знаю, что раньше для первого лица государства у нас заказывали «Чернослив в шоколаде», а теперь один из новых сортов — «Жемчужину» с мармеладом, абрикосом и орехом. Большой популярностью пользуется «Мандарин в шоколаде», эти конфеты были созданы для одной нашей клиентки, и мы уже лет семь не можем снять их с производства — слишком много людей, которые их обожают. Также огромное количество поклонников у нашей серии «Живые конфеты», которые изготавливаются из свежих фруктов, ягод и даже овощей. Дети больше всего любят «Живые конфеты» с морковкой, а у взрослых лимон и имбирь на первом месте.
- А сами вы любите конфеты?
- Мне постоянно приходится что-то пробовать, оценивать. Моя роль в компании — роль капризного покупателя. Я говорю: «Сделайте так, чтобы я пришла в восторг». В результате мне нравится все. Делать то, что не нравится тебе самому, — это грех.
- Считается, что советский шоколад массового производства был вкуснее того, что делают сейчас. Что изменилось?
- Я бы хотела заступиться за современных кондитеров. Во-первых, раньше вся продукция выпускалась по единым ГОСТ и рецептурам, а сейчас каждое предприятие само определяет состав изделий. Бывают, конечно, недобросовестные производители, но не так часто. А вот что делать, если покупатели хотят прийти в магазин и купить килограмм конфет за 400 рублей (с фабрики эти конфеты уходят по 200 рублей за килограмм), а килограмм шоколадного сырья стоит 500 рублей? Удешевить конечный продукт можно только за счет добавления к изделиям более дешевых ингредиентов, что и делает большинство фабрик, идя на поводу покупательских возможностей людей.
Мы же изначально создавали свой бизнес для тех, кто готов вместо килограмма купить две конфетки, но высочайшего качества. Это их выбор, их подход к жизни.
- «Конфаэль» — успешная компания, вам уже 15 лет. Что бы вы могли посоветовать людям, которые хотят сегодня, в непростые времена, открыть кондитерскую фабрику?
- Не бывает «простых времен», всегда есть и будут какие-нибудь но. Если человек решил организовать «сладкий» бизнес, если душа просит, то нужно делать. Главное — не копировать других. Когда мы только создали компанию, я каждый год ездила на международную кондитерскую выставку в Кельне. А потом перестала. Когда смотришь на то, что уже сделали, невольно можешь начать создавать что-то похожее. Чтобы тебя не вовлекало в общий поток, не надо оглядываться на других.
Спасибо за интересную беседу! А могут ли сами покупатели обратиться к специалистам компании «Конфаэль» с вопросами, пожеланиями, предложениями?
- Конечно, мы всегда открыты к диалогу. Любой вопрос, касающийся продукции, можно обсудить по телефону горячей линии 8-800-100-66-99.
Елена Леводянская