Хмуриться не надо, Lada

В Совете Федерации призвали наладить в стране производство нужных комплектующих, иначе разрыв логистических цепочек будет нарастать, и это приведёт к ещё большим проблемам

Хмуриться не надо, Lada
  © Киселев Сергей / АГН Москва

Запуск производства необходимых электронных компонентов для изготовления отечественных автомобилей повысит запас прочности отрасли, а россияне получат гарантированно высококачественные транспортные средства без необходимости стоять за ними в очереди. В Совете Федерации 12 ноября на круглом столе сенаторы и эксперты обсудили недавнюю остановку выпуска готовых машин на сборочных линиях «АвтоВАЗа» в Тольятти и возможные варианты выхода из кризисной ситуации. В том числе за счёт поддержки российских радиоэлектронных компаний и производителей программно-аппаратных комплексов. 

Что же случилось с «АвтоВАЗом»

Из-за нехватки электронных компонентов «АвтоВАЗ» 12 ноября приостановил производство автомобилей на всех трёх сборочных линиях в Тольятти, сообщается в пятницу на сайте аналитического агентства «Автостат».

На этой неделе сборка Lada Granta велась лишь 9 ноября, Lada Largus и Xray, Renault Logan и Sandero собирали с 8 по 11 ноября включительно, а для Lada Niva вся неделя окажется нерабочей. В то же время завод «Lada Ижевск», использующий для сборки Lada Vesta иные компоненты, продолжает работать в нормальном режиме.

В агентстве отмечают, что сборочные линии на предприятии работают с перебоями с июня текущего года. Это происходит из-за проблем с поставками компонентов электроники от компании «Роберт Бош Самара», «которая, в свою очередь, испытывает сложности в работе со своими поставщиками».

«Между тем «АвтоВАЗ» планирует восполнить производственные потери за счёт работы по субботам и организации 9-часовых рабочих смен после нормализации ситуации с поставками комплектующих», — говорится в сообщении «Автостата».

Зависимость от импорта нужно минимизировать

В Совете Федерации считают, что к проблемам отечественного автомобилестроения следует отнестись серьёзно. Зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов рассказал в ходе круглого стола, что успел обсудить ситуацию с представителями Минпромторга, и они заверили его, что в ближайшие дни проблема будет урегулирована.

Вместе с тем замглавы Минпромторга Василий Шпак предупредил, что, скорее всего, разрыв логистических цепочек будет нарастать, и это приведёт к ещё большим проблемам. Замминистра отметил, что в сложившейся ситуации «российским разработчикам и сборщикам конечной продукции надо научиться работать вместе». Вопрос перехода на российские компоненты наших отечественных сборщиков — это вопрос не просто государственной политики, а вопрос выживания и дальнейшего развития собственного бизнеса, уверен чиновник.

С этим согласны и производственники. У России есть возможность заменить 80 процентов электронной компонентной базы в блоках, которые потребляет «АвтоВАЗ», уверена гендиректор АО «Микрон» Гульнара Хасьянова. Это достаточно высокий процент для того, чтобы заработала цепочка, связывающая разработчиков ЭКБ с разработчиком блоков и «АвтоВАЗом». 

Между тем, по мнению Хасьяновой, реализации такой схемы мешают недостаточный спрос российского рынка, который бы мог обеспечить разработку и её окупаемость, и стоимость сертификации. Она добавила, что для решения проблемы в «АвтоВАЗе» готовы поднять сквозной проект, в котором будут участвовать все существующие поставщики блоков.

Насколько такой подход продуктивен, пока сказать сложно. В Минцифры обратили внимание, что зарубежные производители поставляют комплектующие для автомобилей целыми системами, в частности систему ABS.

«Есть технологии, есть возможность производить, но проблема связана с тем, что пойти просто и внедриться с каким-то одним своим изделием в уже существующую систему, которую поставляет «Бош», тоже достаточно проблемно», — отметил замминистра цифрового развития Андрей Заренин.

Читайте также:

• Какие изменения ждут водителей в 2022 году • Минтранс придумал правила для карпулинга • Как воспользоваться льготным автокредитом • Выгодно ли иметь электромобиль в России

Тестируем отечественное «железо»

Снять большинство вопросов в проблемной сфере поможет внедрение специализированных центров, в которых будет тестироваться совместимость отечественного программного обеспечения с «железом». По словам Заренина, сейчас прорабатываются методики, возможности финансирования и поставки необходимого оборудования.

«Хотелось бы, чтобы это был не один центр, а чтобы это была распределенная сеть, чтобы ей доверяли», — добавил заместитель министра.

Подобные центры помогут заказчикам программного обеспечения перейти с импортных на отечественные платформы, уверен вице-президент фонда «Сколково» Константин Паршин.

Причём важна как сама экспертиза, так и скорость её проведения, считает Константин Долгов. Если экспертиза займёт, условно, годы, то наши производители при любых мерах будут в проигрышном положении, потому что заказчикам нужно здесь и сейчас, пояснил он.

Ранее замглавы Центробанка Алексей Заботкин 27 октября на совместном заседании рабочей группы думских комитетов по финрынку, по бюджету и налогам и по экономической политике заявил, что из-за логистических ограничений по вине пандемии выросла стоимость автомобилей. Если дальнейшего ухудшения ситуации не произойдёт, то в 2022-2023 годах цены на автомобили снизятся.

По данным «Автостата», в октябре «АвтоВАЗ» реализовал на российском рынке 25 573 автомобиля Lada — это на 31% меньше, чем годом ранее. По итогам десяти месяцев 2021 года российские дилеры Lada продали 294 422 машины, что на 11% выше показателя за аналогичный период прошлого года. В результате рыночная доля Lada с начала года составила 22,4% против 22,3% годом ранее, согласно данным АЕБ.