Все о пенсиях в России

вчераДепутат рассказал, какие документы нужны для повышенной пенсии

вчераЗачем пожилым электронное свидетельство пенсионера

два дня назадДепутат Бессараб рассказала, зачем нужно электронное пенсионное свидетельство

Хакерам станет сложнее похитить персональные данные жильцов

Управляющим компаниям разрешат переуступить работу с паспортами россиян сторонним организациям, например, МФЦ

07.09.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Хакерам станет сложнее похитить персональные данные жильцов
  © freepik.com

По закону граждане должны предоставлять в управляющую компанию персональные данные, необходимые в том числе для созыва общих собраний, а также взыскания задолженности по квартплате. Однако сами управляющие компании похвастаться надежной системой защиты приватной информации не могут, так как их профессиональное кредо лежит в другой плоскости. Поэтому такие сведения могут стать легкой добычей киберпреступников. Вскоре управляющие организации могут забыть о беспокойствах: 1 марта 2024 года вступает в силу утвержденный ГОСТ Р 56038-2023, который стандартизирует правила хранения персональных данных, позволяя передавать функции по работе с ними многофункциональным центрам или частным компаниям, работающим в сфере информационной безопасности. «Парламентская газета» выясняла, насколько новшество окажется полезным для россиян и чем оно отличается от предыдущего стандарта качества коммунальных услуг.

Сторонняя защита

В настоящее время фактически введен запрет на получение информации о собственниках жилья, но когда непосредственно сам владелец квартиры передает такую информацию в управляющую компанию для исполнения договора управления, то хранить ее необходимо с учетом закона о защите персональных данных. Именно такой подход зафиксирован в новом ГОСТе, который оставался неизменным с 2014 года, пояснила «Парламентской газете» директор ассоциации «Некоммерческое партнерство «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.

«По требованию собственников управляющие компании проводят общие собрания. И здесь без персональных данных не обойтись. В перечне услуг по управлению есть взыскание задолженности, где также требуются персональные данные. Помимо этого, персональные данные обязаны передать для предоставления жилищной и коммунальной услуги. И управляющие компании должны нести ответственность за их сохранность», — отметила эксперт.

«Зачастую хакер влез в систему при всех возможностях по безопасности, какие только есть, но вот достал. Так вот чтобы не нести ответственность за такие хакерские взломы, лучше возложить ответственность на профессиональных держателей персональных данных — на государственных или еще каких-то лиц, которые справятся с этой задачей», — добавила она.

Ранее в ГОСТе возможность передачи функций охранителей персональных данных прописана не была, сейчас она появилась. И самим управляющим компаниям, по словам Вепрецкой, такой подход выгоден. Ведь управляющая компания должна заниматься своими узкопрофессиональными делами: выполнять требования, связанные с эксплуатацией, текущими ремонтами, контролировать эти процессы.

«И очень много управляющих компаний — это средний и малый бизнес. Что касается персональных данных и прочих сведений, которые влияют на критические системы (та же информация, связанная с видеонаблюдением), их нужно хранить особым образом, и не всегда управляющая компания может обеспечить на 100 процентов надлежащее качество. Даже в крупных копаниях есть сбои и утечки данных. Поэтому, чтобы минимизировать затраты, выгодно воспользоваться профессиональными хранителями информации и заключить с ними договор», — сказала глава некоммерческого партнерства.

По ее словам, помимо государственных компаний, помочь оградить важные сведения от посторонних глаз могут и частные компании, которые обеспечивают информационную безопасность. «Пока это не запрещено, но в будущем намерение государства — запретить. Это как с биометрическими данными, которые хранятся в государственном реестре. А проверяются не на площадке банка или где-то еще, а именно в государственной системе», — резюмировал Татьяна Вепрецкая.

Глава Минсельхоза не исключает временного прекращения экспорта дизтоплива

Документы вернуть

Помимо стандартизации обращения с персональными данными, новый ГОСТ регламентирует и перечень необходимых документов по многоквартирному дому и рекомендательные сроки их хранения. «Для нас это очень важно, потому что все документы по дому не нужны, а только те, что в будущем отражали бы изменения, проводимые в многоквартирном доме. Например, информация об оборудовании. Что касается непосредственно потребителей, то нигде, кроме этого ГОСТа, больше не прописаны основания для внесения изменений в техническую документацию», — уточнила Вепрецкая.

Кроме того, в управляющей компании появляется ответственное лицо, которое обязано хранить и пополнять эту документацию и отвечать в случае ее утраты, напомнила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Техническое обследование многоквартирных домов сегодня у нас практически отсутствует, и поэтому наличие паспорта многоэтажек и прочей документации фактически никем не контролируется. Это может быть проверено в ходе выездной проверки органами жилнадзора. Но поскольку плановые проверки отменены, а внеплановые назначаются только в случае угрозы жизни и здоровью, то наличие или отсутствие такой документации выясняется в момент перехода права управления. И, конечно, встает вопрос, кто будет восстанавливать документы. Старая компания, безусловно, не заинтересована в этом. Если она уходит с дома, зачем ей еще тратить силы и время», — заметила депутат.

В новом ГОСТе этому щекотливому моменту выделен целый пункт, где поясняется, кто и как должен передавать информацию, а в случае ее недостачи — восстанавливать. «Новый ГОСТ — это позитивный сдвиг, так как там тема передачи документации в полном объеме отражена впервые, но, к сожалению, ГОСТ — вещь рекомендуемая, и никакой ответственности за непередачу полного комплекта документов у компании нет. Поэтому пока полумера», — подытожила Светлана Разворотнева.

По ее мнению, в Жилищный кодекс необходимо внести пункт о том, что при смене управляющих компаний «нужно передавать не только ключи и документацию, но и деньги, то есть необходимо проводить ревизию средств».

Читайте также:

• В Госдуме рассказали, куда и как пожаловаться на управляющую компанию