Все о пенсиях в России

09:50Депутат Стенякина: Бюджет готов к дополнительной индексации пенсий россиянам

вчераНа выплату пенсий жителям новых регионов выделят более 6 млрд рублей

два дня назадРоссиянам напомнили, как сохранить пенсию при переезде в другую страну

Камчатка, оторванная от материка

Николай I: «Где раз поднят русский флаг, там он опускаться не должен».

19.04.2013 15:56

Камчатка, оторванная от материка
Камчатка, оторванная от материка

Много лет назад генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев в донесении в столицу сетовал, что нерешительная и робкая политика России на Дальнем Востоке приведет страну к большим потерям и скомпрометирует в глазах Китая и европейских держав. Николай I ответил исторической фразой: «Где раз поднят русский флаг, там он опускаться не должен». 2 декабря 1849 года император подписал указ о преобразовании Петропавловска (с присвоением ему имени Петропавловский порт) в главный русский порт на Тихом океане и образовании Камчатского края. Он и сегодня объективно остается форпостом безопасности и опорной точкой для выражения интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в северной части Тихого океана в частности.

Валерий ПОНОМАРЕВ, член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатского края 

Валерий ПОНОМАРЕВСо временем Камчатка оказалась удач­но встроена и в единый народнохозяй­ственный механизм в качестве эффек­тивного рыбопромыслового комплек­са с собственной крупной ресурсной и научно-производственной базой, развитой социальной сферой. Раз­вивались лесная и деревообрабаты­вающая промышленность, работали судостроительные и судоремонтные предприятия, заводы по производству стройматериалов. Разумеется, это ока­залось возможным вследствие целена­правленной государственной полити­ки, которая подразумевала управление финансовыми, материальными и люд­скими ресурсами.
 
А потом не стало ни единого на­роднохозяйственного комплекса, ни активной господдержки, и Дальний Восток вступил в длительный период депрессии. Это ударило по Камчатке наиболее тяжело в силу традиционных факторов ее уязвимости: удаленности (Москву и Петропавловск разделяют почти 7 тысяч километров и 8 часовых поясов), фактически островного по­ложения, очень слабой заселенности, монокультурности экономики, нераз­витости инфраструктуры и высокой дотационности. Кризис, безработица и падение уровня жизни породили силь­нейший миграционный отток — самый высокий в стране.
 
Экономика, оставленная выживать и кормить население самостоятель­но, в значительной степени ушла «в тень», особенно это коснулось главной отрасли — рыбной. Очень остро ощу­щается в крае «усыхание» инвестиций, уровень которых у нас самый низкий в России. Бедственное положение сло­жилось в жилищно-коммунальной сфере: до последних лет в крае прак­тически не строилось нового жилья, за исключением индивидуальной част­ной застройки. Зависимость от при­возного топлива и летящих к небу цен на него в регионе, где отопительный сезон длится восемь-девять месяцев в году, привели к не подъемной для населения дороговизне услуг ЖКХ и соответственно нагрузке на краевой бюджет по их дотированию.
 
История, как известно, развивает­ся по спирали. Полтора с лишним ве­ка спустя после диалога восточноси­бирского губернатора с императором и под воздействием схожих причин государственное руководство России вновь развернулось лицом к пробле­мам своих дальневосточных рубежей.
 
Не могу не поддержать позицию Председателя Совета Федерации Ва­лентины Матвиенко: после двух деся­тилетий фактического забвения Даль­нему Востоку сегодня требуется не плавное поступательное развитие, а быстрый и решительный прорыв. Что­бы его добиться, нужна осмысленная программа по развитию инфраструк­туры и логистики, развитию добычи полезных ископаемых. Нужны специ­альные режимы для инвесторов, пре­жде всего отечественных. Мы постоян­но забываем об отечественном бизне­се, уповая на то, что вот придут загра­ничные капиталы и все нам построят, наладят и обеспечат. Они действитель­но придут, но только туда, куда нужно им самим, построят и наладят то, в чем сами заинтересованы. И не более того.
 
В Восточной Сибири и на Даль­нем Востоке существуют десятки ин­вестиционных проектов, в том числе на миллиарды долларов, заточенных, по сути, на обеспечение сырьем Ки­тая, Японии, Южной Кореи. А регио­ну требуются инвестиции на развитие инфраструктуры, городское строи­тельство, поддержку переселенцев и удержание коренного населения, как, к слову, было в советские времена (ос­новной вариант госпрограммы «Соци­ально-экономическое развитие Даль­него Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» предусматри­вает 11 триллионов рублей общих вло­жений, из них более трети — из феде­рального бюджета).
 
И еще: необходимо постоянно мониторить и тщательно анализировать эффективность принимаемых мер, чтобы не возникала до боли знакомая ситуация, когда решение проблем вяз­нет в согласованиях, финансовые и ма­териальные ресурсы размазываются, а утвержденные планы так и остаются на бумаге.
 
Если сделать регион привлекатель­ным, бизнес потянется туда сам. Се­годня молодежь, в том числе с Камчат­ки, уезжает за лучшей жизнью. Значит, надо создать эту лучшую жизнь у нас, на месте. Но это большой и серьезный труд, долгая и кропотливая работа, она не сводится к простому выделению де­нег, этими деньгами необходимо зани­маться. Как заметил Президент России Владимир Путин, нужно развивать ипотечные программы, безвозмездно выделять землю для строительства ма­лоэтажного жилья, соблюдать графи­ки ввода в эксплуатацию новых школ, детских садов, стадионов, других со­циальных объектов. Для Камчатки, добавлю, это еще и строительство сейсмостойкого жилья, качественных дорог. Эти меры помогут переломить негативные демографические тенден­ции, привлечь в регион квалифициро­ванных молодых специалистов.
 
Определенные позитивные тен­денции уже наметились. В 2011 году в Петропавловске сдали первый за два последних десятилетия жилой микро­район, строятся и ремонтируются ав­тодороги, приступили к реализации программы газификации края. Одним из приоритетных направлений раз­вития объявлено развитие сети до­школьных учреждений: планируется построить 25 детских садов почти на семь тысяч мест. В северных районах края будет сформирована сеть образо­вательных учреждений детский сад — школа и школа-интернат. В сельской местности планируется построить в каждом муниципальном образовании по одной базовой школе с современ­ной материально-технической базой.
 
В целом кадровые проблемы во всем дальневосточном регионе схожи. Может быть, на Камчатке они острее ощущаются в силу общей малонасе­ленности, оторванности края от ма­терика, однобокости экономики. Ска­зывается и «демографическая яма» 90-х годов. Сегодня в крае сложился острый дисбаланс: при избытке спе­циалистов с «общим высшим» обра­зованием, как то абстрактных эконо­мистов и менеджеров, наблюдается острый дефицит кадров с начальным и средним профобразованием. На Камчатке остро не хватает инженеров и технического персонала среднего звена (рабочих 4-го и 5-го разрядов), особенно ощутима потребность в них в строительстве, рыбной отрасли, на горнорудных предприятиях, транс­порте и связи. В этой связи в процесс подготовки квалифицированных ра­бочих и специалистов будут включены потенциальные работодатели, а сами учебные учреждения будут переориен­тироваться на подготовку работников технических специальностей.
 
Перспективы развития Камчатско­го края связаны в первую очередь с развитием рыбопромышленного ком­плекса, горнодобывающей промыш­ленности, энергетики и — в перспекти­ве — туризма.
 
Морская акватория, прилегающая к территории Камчатского края, явля­ется крупнейшим промысловым райо­ном в Дальневосточном регионе. Воды Охотского, Берингова морей и Тихого океана относятся к наиболее продук­тивным рыбопромышленным зонам Мирового океана, здесь обеспечивает­ся естественное воспроизводство свы­ше 1,5 миллиона тонн биологических ресурсов морей. Практически все реки на территории Камчатского края име­ют хозяйственное значение, обеспечи­вая нерестовый фонд тихоокеанских лососей и других видов рыб. Отрасль является градо- и поселкообразующей, одним из основных источников занятости населения, источником по­полнения краевого бюджета, а также играет важную роль в обеспечении населения края и других регионов страны экологически чистой и высо­кокачественной рыбной продукцией. Рыбохозяйственный комплекс края занимает первое место по ее вылову и выпуску как в масштабах Дальнего Востока, так и Российской Федерации в целом: его удельный вес в уловах Дальнего Востока составляет 34 процента, всей России — около 23 процентов.
 
Может показаться неправдоподоб­ным, но рыбная отрасль в нашей стране, в отличие практически от любой другой отрасли экономики, до самого послед­него времени не имела стратегических ориентиров. Правительство утверди­ло государственную программу разви­тия рыбохозяйственного комплекса до 2020 года всего несколько недель назад. С ее помощью государство рассчиты­вает переломить ситуацию и поставить рыбное хозяйство на путь интенсивно­го развития и модернизации.
 
Брошенная в 90-е выживать и дрейфовать сама по себе, отрасль во многом растеряла старый советский багаж, зато накопила множество кри­чащих проблем, о которых на заседа­нии кабмина напомнил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев: «Основная проблема всем известна — это износ промыслового флота. За два десятилетия численность судов сокра­тилась на одну треть, и даже те, что в строю, находятся в крайне сложном, иногда неудовлетворительном состо­янии. В результате мы утратили часть своих позиций: естественно, не в луч­шем состоянии перерабатывающие и холодильные мощности, из-за недофи­нансирования научных исследований в недостаточной мере идет изучение биоресурсов в промысловых районах Мирового океана, а также на внутрен­них водных объектах нашей страны».
 
Одним из главных показателей госпрограммы является увеличение объема добычи водных биоресурсов. К 2020 году поставлена задача добывать около 6,2 млн тонн морепродук­тов — на 2 млн тонн больше, чем сейчас. Цель амбициозная, но не будем забы­вать, что «контрольные цифры», задан­ные на 2020 год, составляют всего поло­вину того, что ловили во времена СССР.
 
Саммит АТЭС дал хороший толчок развитию Владивостока. Но это лишь одна, пусть и важнейшая, точка на карте региона. Надо идти дальше, развивать Хабаровск, Комсомольск, Николаевск-на-Амуре, порт Ванино, поскольку
Владивостокский порт не справляется с обработкой и перегрузкой рыбы: про­шлым летом наши камчатские рыбаки стояли на рейде в ожидании разгруз­ки неделями. Не мудрено, что рыбной продукции не хватает в Центральной России, поскольку цена на нее напря­мую зависит от сроков обработки и от­правки. Сегодня в Корею или в Китай доставить рыбу проще и выгоднее, чем в Москву, — не оттого, что «плечо» ко­роче, а оттого, что логистика у нас от­сутствует, мощностей не хватает ни для обработки выловленной рыбы, ни для ее доставки. Сетевой фаст-фуд в России потчует нас американским минтаем, а российский минтай уходит в Китай. Да и торговая политика не учитывает ин­тересы ни отечественного производи­теля, ни потребителя. Розничная сеть имеет право накручивать до 30 процен­тов к оптовой стоимости товара. Суди­те сами, что выгоднее продавцу: при­везти (без проблем) дорогую норвеж­скую семгу и реализовать ее с большим «наваром» или мучиться с доставкой дешевой отечественной рыбы с Кам­чатки, чтобы потом получить за нее в разы меньшую прибыль.
 
Необходимо восстанавливать и развивать судостроение, оно сегод­ня в плачевном состоянии. И тоже во многом из-за неправильной ценовой политики. Сейчас пошли разговоры в отрасли о создании мощностей на Дальнем Востоке, даже цены ориен­тировочные начинают объявлять — от 50 до 70 миллионов долларов за суд­но. Понятно, что у наших чиновни­ков, когда затевается любое большое дело, немедленно в голове включается арифмометр, где и сколько добавить и как себя при этом не забыть. Во­прос, правда, кто эти суда будет про­ектировать, строить, чем их оснащать. Понятно, что разработчики и реализаторы проекта считают для себя вы­годным построить и продать пусть одно судно, но по максимальной цене, чтобы разом компенсировать все свои затраты. А рыбаки, мол, заплатят. Но рыбаки давно научились считать свои деньги: зачем им это дорогущее судно, если можно в Норвегии заказать за 30 миллионов суперсовременное с новей­шей начинкой и вполне приспособлен­ное к нашим условиям?
 
Традиционно ассоциируя Камчатку с продукцией моря, многие упускают из виду другой ее важнейший ресурс: месторождения благородных, цветных и черных металлов, а также углеводо­родов. Между тем, только потенциал суши оценивается тут в 1,4 млрд тонн в нефтяном эквиваленте плюс 275 млн тонн угля. В крае ежегодно добывают 3 тонны золота, и объемы добычи будут нарастать. Платина, никель, кобальт… Кроме того, по некоторым оценкам, в пределах полуострова имеются пер­спективы обнаружить месторождения редкоземельных элементов.
 
Ну и, конечно же, Камчатка — уни­кальная природная территория в миро­вом масштабе, здесь сосредоточены 9 действующих и около 300 потухших и разрушенных вулканов. Одно из самых привлекательных мест — Восточное вулканическое нагорье с крупнейшими вулканами Евразии, в том числе знаме­нитой Ключевской сопкой (4750 м над уровнем моря). Шесть природных тер­риторий Камчатки включены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного и при­родного наследия, объединенные под общим названием «Вулканы Камчатки».
 
Термальные и минеральные ис­точники (в крае есть практически все минеральные лечебные и столовые во­ды, известные в мире), ледники, зна­менитая Долина гейзеров, многооб­разие флоры и фауны, сохранившаяся самобытная культура малочисленных народов Севера создают большие воз­можности для развития экологиче­ского и этнографического туризма, научного туризма, рыбалки и охоты, горнолыжного туризма, альпиниз­ма, организации морских экскурсий и круизов, от стационарного отдыха с насыщенной экскурсионной програм­мой до эксклюзивных туров, представ­ленных охотничьими и рыболовными программами, конными, орнитологи­ческими путешествиями, круизами по Авачинской бухте, дайв-турами…
 
Впрочем, сегодня обо всех этих возможностях приходится говорить, лишь предваряя их словами «хорошо бы». Проект, который мог бы стать мо­дельным для частно-государственного партнерства, только еще ждет своих частно-государственных инвесторов.
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4895