Много лет назад генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев в донесении в столицу сетовал, что нерешительная и робкая политика России на Дальнем Востоке приведет страну к большим потерям и скомпрометирует в глазах Китая и европейских держав. Николай I ответил исторической фразой: «Где раз поднят русский флаг, там он опускаться не должен». 2 декабря 1849 года император подписал указ о преобразовании Петропавловска (с присвоением ему имени Петропавловский порт) в главный русский порт на Тихом океане и образовании Камчатского края. Он и сегодня объективно остается форпостом безопасности и опорной точкой для выражения интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в северной части Тихого океана в частности.
Валерий ПОНОМАРЕВ, член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатского края
Со временем Камчатка оказалась удачно встроена и в единый народнохозяйственный механизм в качестве эффективного рыбопромыслового комплекса с собственной крупной ресурсной и научно-производственной базой, развитой социальной сферой. Развивались лесная и деревообрабатывающая промышленность, работали судостроительные и судоремонтные предприятия, заводы по производству стройматериалов. Разумеется, это оказалось возможным вследствие целенаправленной государственной политики, которая подразумевала управление финансовыми, материальными и людскими ресурсами.
А потом не стало ни единого народнохозяйственного комплекса, ни активной господдержки, и Дальний Восток вступил в длительный период депрессии. Это ударило по Камчатке наиболее тяжело в силу традиционных факторов ее уязвимости: удаленности (Москву и Петропавловск разделяют почти 7 тысяч километров и 8 часовых поясов), фактически островного положения, очень слабой заселенности, монокультурности экономики, неразвитости инфраструктуры и высокой дотационности. Кризис, безработица и падение уровня жизни породили сильнейший миграционный отток — самый высокий в стране.
Экономика, оставленная выживать и кормить население самостоятельно, в значительной степени ушла «в тень», особенно это коснулось главной отрасли — рыбной. Очень остро ощущается в крае «усыхание» инвестиций, уровень которых у нас самый низкий в России. Бедственное положение сложилось в жилищно-коммунальной сфере: до последних лет в крае практически не строилось нового жилья, за исключением индивидуальной частной застройки. Зависимость от привозного топлива и летящих к небу цен на него в регионе, где отопительный сезон длится восемь-девять месяцев в году, привели к не подъемной для населения дороговизне услуг ЖКХ и соответственно нагрузке на краевой бюджет по их дотированию.
История, как известно, развивается по спирали. Полтора с лишним века спустя после диалога восточносибирского губернатора с императором и под воздействием схожих причин государственное руководство России вновь развернулось лицом к проблемам своих дальневосточных рубежей.
Не могу не поддержать позицию Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко: после двух десятилетий фактического забвения Дальнему Востоку сегодня требуется не плавное поступательное развитие, а быстрый и решительный прорыв. Чтобы его добиться, нужна осмысленная программа по развитию инфраструктуры и логистики, развитию добычи полезных ископаемых. Нужны специальные режимы для инвесторов, прежде всего отечественных. Мы постоянно забываем об отечественном бизнесе, уповая на то, что вот придут заграничные капиталы и все нам построят, наладят и обеспечат. Они действительно придут, но только туда, куда нужно им самим, построят и наладят то, в чем сами заинтересованы. И не более того.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке существуют десятки инвестиционных проектов, в том числе на миллиарды долларов, заточенных, по сути, на обеспечение сырьем Китая, Японии, Южной Кореи. А региону требуются инвестиции на развитие инфраструктуры, городское строительство, поддержку переселенцев и удержание коренного населения, как, к слову, было в советские времена (основной вариант госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» предусматривает 11 триллионов рублей общих вложений, из них более трети — из федерального бюджета).
И еще: необходимо постоянно мониторить и тщательно анализировать эффективность принимаемых мер, чтобы не возникала до боли знакомая ситуация, когда решение проблем вязнет в согласованиях, финансовые и материальные ресурсы размазываются, а утвержденные планы так и остаются на бумаге.
Если сделать регион привлекательным, бизнес потянется туда сам. Сегодня молодежь, в том числе с Камчатки, уезжает за лучшей жизнью. Значит, надо создать эту лучшую жизнь у нас, на месте. Но это большой и серьезный труд, долгая и кропотливая работа, она не сводится к простому выделению денег, этими деньгами необходимо заниматься. Как заметил Президент России Владимир Путин, нужно развивать ипотечные программы, безвозмездно выделять землю для строительства малоэтажного жилья, соблюдать графики ввода в эксплуатацию новых школ, детских садов, стадионов, других социальных объектов. Для Камчатки, добавлю, это еще и строительство сейсмостойкого жилья, качественных дорог. Эти меры помогут переломить негативные демографические тенденции, привлечь в регион квалифицированных молодых специалистов.
Определенные позитивные тенденции уже наметились. В 2011 году в Петропавловске сдали первый за два последних десятилетия жилой микрорайон, строятся и ремонтируются автодороги, приступили к реализации программы газификации края. Одним из приоритетных направлений развития объявлено развитие сети дошкольных учреждений: планируется построить 25 детских садов почти на семь тысяч мест. В северных районах края будет сформирована сеть образовательных учреждений детский сад — школа и школа-интернат. В сельской местности планируется построить в каждом муниципальном образовании по одной базовой школе с современной материально-технической базой.
В целом кадровые проблемы во всем дальневосточном регионе схожи. Может быть, на Камчатке они острее ощущаются в силу общей малонаселенности, оторванности края от материка, однобокости экономики. Сказывается и «демографическая яма» 90-х годов. Сегодня в крае сложился острый дисбаланс: при избытке специалистов с «общим высшим» образованием, как то абстрактных экономистов и менеджеров, наблюдается острый дефицит кадров с начальным и средним профобразованием. На Камчатке остро не хватает инженеров и технического персонала среднего звена (рабочих 4-го и 5-го разрядов), особенно ощутима потребность в них в строительстве, рыбной отрасли, на горнорудных предприятиях, транспорте и связи. В этой связи в процесс подготовки квалифицированных рабочих и специалистов будут включены потенциальные работодатели, а сами учебные учреждения будут переориентироваться на подготовку работников технических специальностей.
Перспективы развития Камчатского края связаны в первую очередь с развитием рыбопромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности, энергетики и — в перспективе — туризма.
Морская акватория, прилегающая к территории Камчатского края, является крупнейшим промысловым районом в Дальневосточном регионе. Воды Охотского, Берингова морей и Тихого океана относятся к наиболее продуктивным рыбопромышленным зонам Мирового океана, здесь обеспечивается естественное воспроизводство свыше 1,5 миллиона тонн биологических ресурсов морей. Практически все реки на территории Камчатского края имеют хозяйственное значение, обеспечивая нерестовый фонд тихоокеанских лососей и других видов рыб. Отрасль является градо- и поселкообразующей, одним из основных источников занятости населения, источником пополнения краевого бюджета, а также играет важную роль в обеспечении населения края и других регионов страны экологически чистой и высококачественной рыбной продукцией. Рыбохозяйственный комплекс края занимает первое место по ее вылову и выпуску как в масштабах Дальнего Востока, так и Российской Федерации в целом: его удельный вес в уловах Дальнего Востока составляет 34 процента, всей России — около 23 процентов.
Может показаться неправдоподобным, но рыбная отрасль в нашей стране, в отличие практически от любой другой отрасли экономики, до самого последнего времени не имела стратегических ориентиров. Правительство утвердило государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года всего несколько недель назад. С ее помощью государство рассчитывает переломить ситуацию и поставить рыбное хозяйство на путь интенсивного развития и модернизации.
Брошенная в 90-е выживать и дрейфовать сама по себе, отрасль во многом растеряла старый советский багаж, зато накопила множество кричащих проблем, о которых на заседании кабмина напомнил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев: «Основная проблема всем известна — это износ промыслового флота. За два десятилетия численность судов сократилась на одну треть, и даже те, что в строю, находятся в крайне сложном, иногда неудовлетворительном состоянии. В результате мы утратили часть своих позиций: естественно, не в лучшем состоянии перерабатывающие и холодильные мощности, из-за недофинансирования научных исследований в недостаточной мере идет изучение биоресурсов в промысловых районах Мирового океана, а также на внутренних водных объектах нашей страны».
Одним из главных показателей госпрограммы является увеличение объема добычи водных биоресурсов. К 2020 году поставлена задача добывать около 6,2 млн тонн морепродуктов — на 2 млн тонн больше, чем сейчас. Цель амбициозная, но не будем забывать, что «контрольные цифры», заданные на 2020 год, составляют всего половину того, что ловили во времена СССР.
Саммит АТЭС дал хороший толчок развитию Владивостока. Но это лишь одна, пусть и важнейшая, точка на карте региона. Надо идти дальше, развивать Хабаровск, Комсомольск, Николаевск-на-Амуре, порт Ванино, поскольку
Владивостокский порт не справляется с обработкой и перегрузкой рыбы: прошлым летом наши камчатские рыбаки стояли на рейде в ожидании разгрузки неделями. Не мудрено, что рыбной продукции не хватает в Центральной России, поскольку цена на нее напрямую зависит от сроков обработки и отправки. Сегодня в Корею или в Китай доставить рыбу проще и выгоднее, чем в Москву, — не оттого, что «плечо» короче, а оттого, что логистика у нас отсутствует, мощностей не хватает ни для обработки выловленной рыбы, ни для ее доставки. Сетевой фаст-фуд в России потчует нас американским минтаем, а российский минтай уходит в Китай. Да и торговая политика не учитывает интересы ни отечественного производителя, ни потребителя. Розничная сеть имеет право накручивать до 30 процентов к оптовой стоимости товара. Судите сами, что выгоднее продавцу: привезти (без проблем) дорогую норвежскую семгу и реализовать ее с большим «наваром» или мучиться с доставкой дешевой отечественной рыбы с Камчатки, чтобы потом получить за нее в разы меньшую прибыль.
Необходимо восстанавливать и развивать судостроение, оно сегодня в плачевном состоянии. И тоже во многом из-за неправильной ценовой политики. Сейчас пошли разговоры в отрасли о создании мощностей на Дальнем Востоке, даже цены ориентировочные начинают объявлять — от 50 до 70 миллионов долларов за судно. Понятно, что у наших чиновников, когда затевается любое большое дело, немедленно в голове включается арифмометр, где и сколько добавить и как себя при этом не забыть. Вопрос, правда, кто эти суда будет проектировать, строить, чем их оснащать. Понятно, что разработчики и реализаторы проекта считают для себя выгодным построить и продать пусть одно судно, но по максимальной цене, чтобы разом компенсировать все свои затраты. А рыбаки, мол, заплатят. Но рыбаки давно научились считать свои деньги: зачем им это дорогущее судно, если можно в Норвегии заказать за 30 миллионов суперсовременное с новейшей начинкой и вполне приспособленное к нашим условиям?
Традиционно ассоциируя Камчатку с продукцией моря, многие упускают из виду другой ее важнейший ресурс: месторождения благородных, цветных и черных металлов, а также углеводородов. Между тем, только потенциал суши оценивается тут в 1,4 млрд тонн в нефтяном эквиваленте плюс 275 млн тонн угля. В крае ежегодно добывают 3 тонны золота, и объемы добычи будут нарастать. Платина, никель, кобальт… Кроме того, по некоторым оценкам, в пределах полуострова имеются перспективы обнаружить месторождения редкоземельных элементов.
Ну и, конечно же, Камчатка — уникальная природная территория в мировом масштабе, здесь сосредоточены 9 действующих и около 300 потухших и разрушенных вулканов. Одно из самых привлекательных мест — Восточное вулканическое нагорье с крупнейшими вулканами Евразии, в том числе знаменитой Ключевской сопкой (4750 м над уровнем моря). Шесть природных территорий Камчатки включены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного и природного наследия, объединенные под общим названием «Вулканы Камчатки».
Термальные и минеральные источники (в крае есть практически все минеральные лечебные и столовые воды, известные в мире), ледники, знаменитая Долина гейзеров, многообразие флоры и фауны, сохранившаяся самобытная культура малочисленных народов Севера создают большие возможности для развития экологического и этнографического туризма, научного туризма, рыбалки и охоты, горнолыжного туризма, альпинизма, организации морских экскурсий и круизов, от стационарного отдыха с насыщенной экскурсионной программой до эксклюзивных туров, представленных охотничьими и рыболовными программами, конными, орнитологическими путешествиями, круизами по Авачинской бухте, дайв-турами…
Впрочем, сегодня обо всех этих возможностях приходится говорить, лишь предваряя их словами «хорошо бы». Проект, который мог бы стать модельным для частно-государственного партнерства, только еще ждет своих частно-государственных инвесторов.