Иван Грачев: Но не отождествляйте понятия. Ипотека — не палочка-выручалочка. Ею могут воспользоваться немногие. При нормальной экономике, устойчивых доходах населения — 15 процентов россиян. В трудные годы, такие, как нынешний, еще меньше — около 10 процентов. Ипотека — лишь одна из составляющих формулы доступности жилья, необходимая, но не решающая, недостаточная. Массовых новоселий при сложившейся структуре финансирования жилья не будет и не может быть.
Раз не по-американски, значит, плохо
РФС: Но нас убеждают, что 80-90 процентов квартир в мире возводится по ипотечной схеме.
Иван Грачев: Авторы подобных мифов сводят мир к дюжине самых благополучных западных стран. Но и в них ипотечная доля гораздо скромнее. В Германии, например, она около 30 процентов новоселий, вдвое больше квартир приобретается с помощью строительных сберегательных касс (ССК). Скуповатые, прагматичные немцы, и не только они, отдают предпочтение ССК еще с тяжелых послевоенных времен, считая их удобными и выгодными.
РФС: И это говорите вы, автор закона о российской ипотеке, пожалуй, самого многострадального в истории Государственной Думы. Если не ошибаюсь, вы трижды представляли его.
Иван Грачев: Ошибаетесь, пять или шесть раз в двух созывах Государственной Думы. Более шести лет мы его защищали, боролись за законопроект, пробивались с ним сквозь высшие инстанции. Нам удалось провести его через думские баталии, «вето» Совета Федерации, согласительную комиссию, «вето» Президента Бориса Ельцина. Благодарен коллегам-депутатам, которые помогли преодолеть два таких барьера и сохранить суть закона.
Активное упорное сопротивление тогда вызвала не сама идея развития ипотеки, ее отвергать было нелепо, а российский ее вариант. И понятно почему. В исполнительной власти тон задавали приверженцы либерализма, сформировавшие свои убеждения по вашингтонским догматам. Для них все американское — святое, неприкасаемое и необсуждаемое. Нам прямо говорили в правительстве: американская двухуровневая модель ипотеки — лучшая в мире. И мы должны, грубо говоря, перенести ее в Россию, а не изобретать провинциальный велосипед. И гарантировали: вернитесь к первоисточнику — и закон сразу же будет принят. Согласиться с такими «советами» значило заложить мину под жилищный конвейер. В отличие от своих оппонентов, я как инженер-физик был приучен и умел хорошо считать. Расчеты же убеждали, что американская двухуровневая модель в своей основе — огромная пирамида, чреватая обвалом, крушением.
Исходя из конкретных жизненных соображений, мы и разработали достаточно устойчивую и защищенную модель ипотеки. Принципиальное отличие нашей модели — ограничение выпуска вторичных ценных бумаг, базирующихся на недвижимости. В США их можно выпускать столько, сколько удастся разместить на рынке, — и в 5, и в 10, и в 100 раз больше, чем стоит само жилье. Отсюда и опасность, что раздуваемый «финансовый пузырь» когда-то лопнет, а люди, взявшие кредиты, потеряют и деньги, и квартиры. Поэтому в своем законе мы предусмотрели, что объем вторичных ценных бумаг не должен превышать 70 процентов стоимости жилья. Эта норма минимизировала возможные потери россиян.
РФС: Больше всех в развитии ипотеки были заинтересованы банки. Почему же они сразу не поддержали вашу идею?
Иван Грачев: Тут своя история, обусловленная особенностями отечественной банковской системы. Она складывалась и в основном подпитывалась за счет бюджетов и игры с государственными ценными бумагами. Моя уверенность в том, что банкиры будут нашими главными союзниками, не оправдалась. Известные и ныне банкиры отмахнулись сразу: какая там ипотека в нищей России! Другие настаивали: предлагайте американскую двухуровневую модель — сразу поддержим. Нас поняли, поддержали, переломили ситуацию строители. Мы провели в Кремле фактически общероссийское собрание подрядных компаний. Я доложил собравшимся о принципах и схемах ипотеки, прописанных в законопроекте. И прямо посоветовал: хотите, чтобы пошли большие деньги, заставляйте депутатов от своих регионов принять его.Так у нас появилась масса активных сторонников.
РФС: Ипотека оправдала их ожидания, не подвела? Как вы сегодня оцениваете ее эффективность?
Иван Грачев: В целом, безусловно, положительно. Нам удалось ускорить ее развитие в России на 5-6 лет, а это дело не менее 2,5 миллиона квартир дополнительно. Свыше 60 процентов жилья возводится по ипотечным схемам. Объем привлеченных средств населения достиг триллиона рублей в год. Общий же объем инвестиций в «свою квартиру» превысил 100 миллиардов долларов. Таких денег строители никогда не имели. Есть все основания сказать: ипотека — один из немногих успешных крупных рыночных проектов в России.
Бедность — за порог
РФС: От полного отрицания — к полному успеху. К признанию: ипотека — наше все. Во всяком случае, в жилищном строительстве.
Иван Грачев: Если считать населением России только богатых, их окружение и средний класс, то можно утверждать и это. Как и убеждать в том, что предложенные государством варианты обеспечивают доступность жилья. К сожалению, у нас и средний класс крайне малочисленный, в отличие, например, от европейских соседей. Опять же, в отличие от них, бедных, то есть имеющих доходы ниже среднего по стране, около 70 процентов. Почти все они, исключая льготные категории населения, остаются вне государственной программы. Есть простое уравнение, определяющее доступность жилья, — зарплата, стоимость квадратного метра, ставка кредита, размер начального взноса. Зарплата должна быть не меньше цены «квадрата», а первый взнос в любом надежном банке — не менее 30 процентов стоимости квартиры. Чем дальше дома от Москвы, тем дешевле. В Москве за квадратный метр надо уплатить около 190 тысяч рублей, во Владивостоке — 75 тысяч, а вот в центре России в два раза меньше: в Иванове, Тамбове, Курске — 31 тысячу.
Во всех федеральных округах цена квадратного метра в разы превышает месячную зарплату. К тому же рост стоимости жилья опережает увеличение средних доходов. Перед кризисом 2008 года «квадрат» стоил 20,7 тысячи рублей. Перед кризисом 2015 года — уже 53 тысячи Никаких объективных причин для этого нет. По обеспеченности «квадратами» россияне значительно уступают европейцам, а по их дороговизне — далеко опережают. Это и понятно. По числу миллиардеров Россия на 2-3-м месте в Европе, и по количеству бедных — тоже, а вот по численности среднего класса находится среди последних в рейтинге стран. Такая противоестественная структура населения сохранится надолго. Резко ударивший по нему финансово-экономический кризис пополнил армию бедных и территорию бедности. Правительство и Центральный банк весь прошлый год колебались: бороться ли им с падением рубля или ростом инфляции? Итог этой сумятицы — обвал рубля и прыжок цен. Все, как у начинающего юного охотника, соблазнившегося сразу двумя зайцами.
РФС: Но, согласитесь, после введения Западом санкций страна оказалась в трудной ситуации.
Иван Грачев: Она требовала от властей выверенных, продуманных, осторожных решений. Они же уверовали в либеральную макродогму, предписывающую при девальвации срочно повышать ключевую ставку. В каких-то экономиках при каких-то условиях с этого, возможно, и начиналось чудо — укрепление денег. Но чудо — явление уникальное, не подвластное тиражированию. Всегда и везде лекарство подбирается под пациента, а не пациент — под лекарство. Весь прошлый год Центробанк экспериментировал — пять раз повышал ключевую ставку, неизбежно получая отрицательный результат. Шестое ее повышение (до 17 процентов) оставило реальную экономику без средств. Простейшая арифметика опровергает безнадежную веру в чудо. При нашей сырьевой экономике рубль — производное от доллара, от стоимости нефти. По всем расчетам, коэффициент корреляции 0,95. Значит, полновесность рубля на 95 процентов зависит от цены барреля нефти. И только на 5 — от всех остальных факторов, на которые способна влиять ключевая ставка.
РФС: Несколько лет вы доказывали, что рубль сильно переоценен. Его курс к доллару поддерживается длительным ростом цен на нефть. Как только она подешевеет, рубль «кувыркнется». Значит, произошло неизбежное?
Дотирование — мера неэффективная, нехорошая в основе своей. Она освобождает и банки, и подрядные организации от необходимости добиваться снижения издержек — государство все возместит. Разумнее не платить за людей, а дать им возможность работать и зарабатывать, становиться самодостаточными. Многое нужно сделать, чтобы из России изгнать бедность, но мало что делается"
Иван Грачев: Несомненно. Но «кувырок» и управляемая девальвация — совсем не одно и то же. Правительство, Центробанк не додумались «подстелить соломки». Произошло жесткое падение рубля, потрясшее страну. Не успев справиться с последствиями одного кризиса, мы оказались в новом —
для нас более глубоком и остром.
РФС: Дмитрий Медведев распорядился выделить на субсидирование ипотеки 20 миллиардов рублей. Иначе строительная отрасль окажется под двойным ударом — из-за сокращения платежеспособного спроса и проблем с привлечением финансирования. Эта помощь необходима?
Иван Грачев: Для строителей, безусловно, но не для развития ипотеки. Даже если удастся удержать ставку кредита, то при падающих доходах и растущих ценах выплачивать его будет все труднее. Россияне это понимают и боятся оказаться в кабале. В целом же дотирование — мера неэффективная, нехорошая в основе своей. Она освобождает и банки, и подрядные организации от необходимости добиваться снижения издержек — государство все возместит. Разумнее не платить за людей, а дать им возможность работать и зарабатывать, становиться самодостаточными. Многое нужно сделать, чтобы из России изгнать бедность, но мало что делается.
Правительственная политика, а ее основы прописаны в антикризисном плане и проекте бюджета на этот год, перекрывает экономический рост. Как и в 2008-2009 годах, деньги отданы банкам, словно причины кризиса в их развале. В действительности же они в девальвационном шоке, отсутствии оборотных средств у реального производства, сокращении платежеспособного спроса. Из-за ошибочного диагноза назначено и неверное лечение: всяческие урезания и сокращения. Так что следует готовиться к очень долгому ее выздоровлению. Не удастся вопреки обещаниям Центробанка остановить рост цен. Объявили приоритетом таргетирование инфляции, а «бъем» мимо цели. Более того, перекраиваем налоговую систему так, что провоцируем классическую инфляцию издержек.
РФС: Это вы о «налоговом маневре»?
Иван Грачев: Именно о нем. Его осуществление кардинально ухудшает ситуацию в стране. Маневр — это снижение экспортной пошлины на нефть, нефтепродукты, бензин. Подготовлен график на 2015-2017 годы. Уже сделан первый шаг — с 1 марта она уменьшена на 6 процентов. Казна недополучит за год свыше триллиона рублей. Чтобы компенсировать недобор, на эту сумму повышается налог на добычу полезных ископаемых. Вот и весь маневр, зловредность которого в том, что пошлину оплачивали иностранные граждане, а за повышение НДПИ заплатят все россияне. Возрастут цены на сырье, энергоресурсы, горючее, транспорт — значит, и на большинство всех товаров и услуг. От цепной реакции ущерба пострадают все бюджеты — семейные, муниципальные, региональные и федеральный. При сохранении экспортных пошлин не потребовался бы и 10-процентный секвестр, на котором настаивает правительство. В любом случае не пришлось бы так серьезно сокращать расходы. Наша экономика теряет, пожалуй, последнее свое конкурентное преимущество — сравнительно дешевые энергоресурсы.
МВФ давно требовал от России поднять внутренние цены на них до мировых. При вступлении в ВТО мы обязались сделать это. Видимо, правительство принялось выполнять обязательство в самое не подходящее для страны время. Правда, объясняет свое решение необходимостью укрепления Евразийского экономического союза. Пошлины на нефть действительно создавали некоторые проблемы в отношениях с Беларусью. Но их всегда решали в интересах обеих сторон.
Строю себе квартиру — ССК
РФС: Минфин и Минэнерго успокаивают: налоговый маневр — это эксперимент. Через полгода подведем итоги и, возможно, откажемся от него.
Иван Грачев: Как маневрируем, так и живем. Современные методы позволяют быстро, точно и дешево просчитать на моделях любой эксперимент. Мы это сделали, представили расчеты, доказывающие ущербность рокировки экспортных пошлин на повышенный НДПИ. Но доказать что-либо нашим министрам-экономистам невозможно. Их ориентация — макродогмы, когда-то использованные в совсем иных условиях. На все риски, на все вызовы у них одно решение — закручивание финансовых гаек. Мы четыре года предупреждали правительство о том, что подготавливаемые ими бюджеты ведут страну к кризису. Предлагали свои альтернативные бюджеты, направленные на развитие экономики. Сомневаюсь, чтобы в правительстве кто-то проанализировал эти предложения. Во всяком случае, нам даже не отвечали. Оставлен без внимания и подготовленный нами альтернативный антикризисный план. Такая кастовая замкнутость министров просто поразительна.
РФС: Однажды вам все-таки удалось переубедить министров — ипотека заработала.
Иван Грачев: Пятилетка ушла на принятие одного закона, а нужны, чтобы жилье стало доступным хотя бы для половины россиян, три. Закон об ипотеке, закон о строительных сберегательных кассах, закон о доходных домах. Расчетная линейка доступности жилья: 1 процент россиян сразу оплачивает квартиру, 15 процентов (в тяжелые годы 10) приобретают ее по ипотеке, 50 процентов (в кризисы 30) могли бы купить через строительные сберегательные кассы, 15 процентов — арендаторы квартир, для 15-18 процентов (наиболее бедной группы) нужен социальный найм. Без учета структуры населения по доходам программы обеспечения жильем нереальны.
Закон об ипотеке был принят после всех перипетий в 1998 году. На следующий мы внесли в Государственную Думу законопроект о строительных сберегательных кассах, но большинство депутатов не поддержали его. Фактически они лишили россиян, месячный доход которых ниже стоимости квадратного метра жилья, а это почти 70 процентов населения, возможности получить крышу над головой. Программа доступности жилья осталась без сердцевины. ССК для России, как и для всех стран с бедным населением, наиболее реальная финансовая схема приобретения квартиры.
РФС: Как работает такая касса?
Иван Грачев: Суть строительных сберегательных касс проста. Создается специализированный банк. Он под маленький процент собирает и выдает деньги исключительно на улучшение жилищных условий. Все остальные операции для него исключены. ССК должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым обычным банкам. То есть человек, приносящий деньги, рискует раз в десять меньше, чем открывая депозиты в других финансовых учреждениях. Изначально исключены и любые виды деривативов. В надежности своих вложений можете не сомневаться.
РФС: А в чем моя выгода при маленьких процентах?
Иван Грачев: Ваш первоначальный взнос должен быть не менее 15 процентов стоимости квартиры, а лучше — 30. Два года вы пополняете свой вклад постепенно, доводя его до трети или половины цены квартиры. И что принципиально важно, государство за каждый внесенный вами взнос доплачивает еще 20 процентов его. Через два года ССК возвращает вам все сбережения и дает равный им низкопроцентный, не зависящий от инфляции кредит. Предельно допустимая маржа, ее оговорили в законопроекте, не должна превышать 3 процентов. Он может быть и вашим первоначальным взносом в ипотечный банк. Если вы были аккуратным, дисциплинированным членом кассы, то она предоставит банку гарантии.
РФС: То есть ССК не альтернатива ипотеке?
Иван Грачев: Ни в коем случае, хотя наши банкиры нередко думают так. ССК можно рассматривать как разновидность ипотеки. Можно — как особую финансовую схему. Идеальный вариант — банк создает ССК как свою дочернюю структуру. Такая связка взаимополезна. Знаю штутгартский банк, имеющий «дочку». Она дает более половины всей его прибыли. России хорошо бы начать именно с подобной связки. Банк, имеющий разветвленную сеть (например, ВТБ-24) плюс строительная сберегательная касса. Среднее время накопления — два года, время расчета за кредит — шесть лет. За все годы ни одна из ССК (в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии) не обанкротилась, не потеряла лицензии. Обычные банки такой надежностью и устойчивостью похвастаться не могут.
В Германии вкладчики касс профинансировали свыше половины построенных квартир — более чем на триллион евро. Если бы наш законопроект был принят, то сегодня на средства ССК возводилось бы жилья не меньше, чем по ипотеке. Кассы удобны и выгодны для размещения материнского капитала, для военных, накопления средств на капитальный ремонт.
РФС: Почему же идея ССК отвергается?
Иван Грачев: В правительстве, среди экспертов, формирующих его политику, осталось немало тех, кто отвергал ипотеку только за ее не соответствие американской двухуровневой модели. Сейчас они и слышать не хотят «о немецких сберкассах». Часть финансистов опасается ССК как альтернативы ипотеки — предпочитают на корню «загубить конкурента». Есть и те, кто считает кассы слишком рискованными для российских условий. Это совершенно не так. Риск в другом. Если мы отказываемся дать половине населения безопасную, правильную схему финансирования жилья, то десятки тысяч людей, нуждающихся в крыше над головой, неизбежно становятся жертвами кривых суррогатных, мошеннических схем. Постараемся в этом году вновь внести в Государственную Думу законопроект о строительных сберегательных кассах. Возможно, на этот раз правительство не отвергнет его. Парадокс: оно ищет инвесторов за морями-океанами, но упорно отказывается от десятков миллиардов долларов, которые россияне способны внести в программу «Строю себе квартиру». В программу ССК.
Леонид Левицкий