Все о пенсиях в России

04.12.2024Россиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

03.12.2024Россиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

03.12.2024Депутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Как обернуть санкции себе на пользу

В конце ноября, после того как Турция сбила наш бомбардировщик Су-24, Россия приняла меры по ограничению торгового сотрудничества с Анкарой.

Введен запрет на ввоз с 1 января 2016 года сельскохозяйственной продукции. Из продовольствия под санкции попали фрукты — цитрусовые, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, земляника, клубника; овощи — томаты, капуста цветная и брокколи, огурцы; птица, соль.

21.12.2015 15:56

Как обернуть санкции себе на пользу
Прилавки российских магазинов по-прежнему полны (PHOTOXPRESS)

Ни дефицита, ни скачка цен не будет

Встал серьезный вопрос: не слишком ли сильно отдача от санкций ударит по отечественному рынку? Как во­дится, зазвучали алармистские голо­са, что-де Россия сделала хуже самой себе. Особенно сегодня, в условиях экономического кризиса и падения рубля.
Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по разви­тию потребительского рынка Алек­сандр Борисов не разделяет пессими­стических ожиданий. Импорт из Тур­ции в 2014 году составил всего четыре процента в общем объеме ввоза продовольствия. Ни дефицита попавшей под санкции продукции, ни резкого скачка цен не будет, уверен он.
Наибольшую долю в нашем про­довольственном импорте Турция за­нимает по следующим позициям: по­мидоры (до 50 процентов), виноград (до 40), абрикосы, персики, нектарины (20-40). Гораздо меньшая доля при­ходится на огурцы, капусту цветную и брокколи, куриное мясо, соль и про­чее. Там, где доля турецких товаров выше (лимоны, мясо, рыба), что могло бы сказаться на потребителях, санк­ции не вводились.
Санкции для россиян — дело не но­вое. Опыт импортеров овощей и фрук­тов, а также федеральных и региональ­ных розничных сетей в августе-сентя­бре прошлого года, когда были введены гораздо более масштабные ограниче­ния, показал, что на глобальных рын­ках можно достаточно быстро найти все, что необходимо. Честно говоря, жалко, посетовал представитель ТПП РФ, что никто из представителей вла­стей даже не сказал спасибо в адрес бизнеса, быстро и эффективно нала­дившего новые логистические цепочки.
Замечу, что тогда решение прини­малось внезапно, а сегодня эмбарго вводится заблаговременно, с 1 января 2016 года. Понятно, что страны, к ко­торым придется обращаться по за­мене отпавших поставщиков (Китай, Марокко, Египет, Израиль, Пакистан, Азербайджан, Армения, Молдавия и другие), постараются воспользовать­ся ситуацией — и новые контракты обойдутся дороже. Но, по прикидкам экспертов, влияние этих факторов до­бавит к росту инфляции не больше чем один-полтора процента.
Бизнес в России настроен весьма патриотично и, как правило, под­держивает принимаемые решения. Его задача в существующих услови­ях сделать все, чтобы потребитель не ощущал серьезных неудобств или потерь, а поставщики и торговля по­лучали адекватную прибыль. Иначе массовые разорения в любом звене поставок продукции нарушат сло­жившееся равновесие на потреби­тельском рынке.
Сказано: лучшая оборона — на­ступление. В данном случае речь идет о наращивании уровня продо­вольственной независимости России. Отрадно, что вести его придется не с нуля. Хороший задел в развитии отечественного сельского хозяйства достигнут в последние десять лет. По целому ряду критичных для страны
продуктов, перечисленных в Доктрине продовольственной безопасности, по­ложение выглядит вполне прилично. Сегодня мы полностью обеспечены собственным зерном, растительным маслом, сахаром и картофелем, на 90 процентов — мясом птицы и свининой, на 80 процентов — рыбой, на 85 — пи­щевой солью…
В конце сентября Владимир Путин дал целый ряд поручений по коррек­тировке госпрограммы развития АПК. Они касаются стратегических отрас­лей для импортозамещения: произ­водства плодоовощной продукции, мясного и молочного животноводства, поддержки тепличных хозяйств. Но их ускоренное развитие без господдерж­ки невозможно. Она, во-первых, долж­на быть больше в разы, а во-вторых, эффективнее, заявил министр сель­ского хозяйства Александр Ткачёв, вы­ступая в Госдуме. Он сказал, что для решения поставленной Президентом РФ задачи — к 2020 году выйти на пол­ное обеспечение внутреннего рынка отечественными продуктами — потре­буется ежегодно в течение пяти лет выделять АПК 80 миллиардов рублей.
Некоторые пункты «дорожной кар­ты» обозначены и в Послании Феде­ральному Собранию. Нужно ввести в оборот миллионы гектаров проста­ивающей пашни, по подсчетам Мин-сельхоза, — 10 миллионов, а других экспертов — 42 миллиона гектаров. Для этого предлагается изымать ее у недобросовестных владельцев и вы­ставлять с целью продажи на аукци­оне тем, кто хочет и может возделы­вать землю. К слову, аграрное ведом­ство уже разработало порядок изъ­ятия неиспользуемых сельхозземель и внесет законопроект, ужесточающий земельное право, в весеннюю сессию Госдумы.
 

Где наши трактора?

Владимир Путин очень многих уди­вил, назвав цифру экспорта в 2014 году российской сельхозпродукции -почти на 20 миллиардов долларов. На четверть больше выручки от продажи вооружений или около трети доходов от экспорта газа! Такой рывок селяне совершили благодаря господдержке.
Но почивать на лаврах рано. Не­решенных проблем еще очень много. Ахиллесовы пяты российского сель­ского хозяйства очевидны. Прежде всего низкая техническая оснащен­ность. 60 процентов парка техники устарело, а обновление идет недопу­стимо низкими темпами, отмечает ау­дитор Счетной палаты РФ Бато-Жаргал Жамбалнимбуев — по 7,4 процента в год. К тому же субсидирование за­купок от завышенной цены снижает цену помощи государства. В 2015 году сельхозтоваропроизводители купили около пяти тысяч тракторов, в основ­ном импортных. «У нас нет русского трактора, мы его потеряли», — признал глава сельхозведомства.
Вывод? Реанимировать отечествен­ное сельхозмашиностроение. Это потребует перехода к активной про­мышленной политике, убежден глава ассоциаций «Росагромаш» и «Новое содружество» Константин Бабкин. Ее акценты — остановка «инфляции из­держек» и заморозка роста тарифов естественных монополий, частичное рефинансирование государством ин­вестиций в производство, налоговое стимулирование реального сектора.
Еще одна ахиллесова пята — ны­нешняя закредитованность АПК, пере­валившая за два триллиона рублей. О такой беде, как недостаток оборот­ных средств и недоступность кредитов, уже и говорить надоело. Не все в по­рядке с выдачей грантов, которые ны­не нередко выдают тем, кто не имеет на них права. Между тем Владимир Путин подчеркнул, что ресурсы нужно сосредоточить на поддержке высоко­эффективных хозяйств. На таких прин­ципах, по мнению главы государства, должна строиться программа развития АПК. Особо он выделил необходимость развития отечественных технологий производства, хранения, переработки сельхозпродукции, создания собствен­ных посевного и племенного фондов.
В Счетной палате РФ обратили внимание на качество госпрограмм, которые на 2015-2016 годы по 20 про­центам позиций выполнены не будут. Одна из причин — несовершенство ме­ханизма контроля за их реализацией. В них загнано 152 показателя, оценить которые Росстат физически не в со­стоянии. А значит, при принятии ре­шений органы власти часто не имеют перед глазами реальной картины.
 

Импортозамещение — не защитная мера, а системная политика

«Помидорами они не отделаются», -это выражение Владимира Путина в адрес Турции, нанесшей России удар в спину, сразу же стало крылатым. Тут не поспорить. Впрочем, оно примени­мо и по отношению к нам, если иметь в виду стратегическое решение воз­никших перед нами задач по разви­тию собственного современного про­изводства. На этом фоне справиться с проблемой выпадающих из импорта турецких томатов — пустяки. Главное, чтобы коренным образом изменить отношение к реальному сектору.
Санкции вызвали шквал эксперт­ных обсуждений. В сухом остатке они сводятся к нескольким основным выводам.
Первый. Импортозамещение — не защитная мера, а долговременный тренд. Нам нужно научиться жить в режиме планирования своего бу­дущего, а не в режиме реагирования на воздействия извне. Урок для вла­сти всех уровней заключается в том, чтобы не только затыкать сегодняш­ние дыры, а учиться смотреть вперед, быстрее принимать решения и жестко контролировать их исполнение.
Взять, например, программу господ­держки сельскохозяйственного про­изводства. Она принята в 2008 году, а отрасль тепличного хозяйства в нее включена только в этом году. Разве не было известно, что собственными ово­щами и фруктами защищенного грун­та наша страна обеспечена только на треть?
Второй. Поддержка покупательской способности населения через рост со­циальных расходов. Впервые за пят­надцать лет сокращаются реальные доходы, падают зарплаты, растет без­работица. Участники рынка отмечают уменьшение среднего чека и сокраще­ние посещаемости торговых центров. В кризис 2008-2009 годов контрциклическая политика Правительства поддержала покупательский спрос домашних хозяйств, благодаря чему экономика быстро пошла в рост.
Нынешний курс на «затягивание поясов» может только усугубить поло­жение. Ряд специалистов предлагают срочно ввести адресную помощь 22 миллионам малообеспеченных росси­ян через продовольственные карточ­ки. Последние одновременно будут стимулировать спрос на отечествен­ные сельхозпродукты и изделия их переработки. Например, в США продсертификаты получают 45 миллионов человек на сумму 54 миллиарда дол­ларов в год.
Третий. Неотложное решение про­блемы логистики и инфраструктуры. Отсутствие чёткой, прозрачной це­почки от производителя до конечного покупателя тормозит развитие АПК. Сегодня килограмм картошки у фер­мера стоит шесть рублей, а в магази­не — 15. Вся маржинальность товаро­проводящей цепочки присваивается посредниками. Оптимальная наценка на овощи в странах Европы от 30 до 40 процентов, а у нас 100-150.
Правительство уже делает первые шаги в этом направлении, приняв госпрограмму по развитию торгово-распределительных центров единов­ременного хранения на 4,7 миллиона тонн и увеличению емкости современ­ных картофеле- и овощехранилищ на 3,5 миллиона тонн. Это должно увели­чить прибыльность производителей и сократить расходы потребителей.
Четвертый. Развитие переработки сельхозпродукции. Россия наращивает экспорт зерна. С одной стороны, это хорошо, с другой — как посмотреть. Например, Турция из нашей пшеницы производит высококачественную му­ку и экспортирует ее в другие страны. Почему мы сами ее не делаем? Потому что невыгодно.
Без помидоров и цитрусовых мы не останемся. Ну разве что потребители станут еще более придирчивы и осторожны в подходе к выбору товаров, рассматривать их с точки зрения «цена — качество», «нужность — ненужность», «купить или воздержаться». Не впервые, справимся. Ясно одно: лечить старые болячки сельского хозяйства, в  ярком свете освещенные грянувшими санкциями, нужно без промедления.
 
Людмила Глазкова
 
Эмбарго на товары из турции
Читайте нас в Telegram
Просмотров 4671