Все о пенсиях в России

14:24Эксперт: Женщины с пятью детьми могут выйти на пенсию в 50 лет

11:58На выплату пенсий в новых регионах дополнительно выделят 670 млн рублей

08:30Минимальную пенсию предложили повысить до 50 тысяч рублей

К 2030 году авиакомпании могут потерять 339 самолетов и 200 вертолетов

В Росавиации разработали меры для поддержания летной годности пассажирских воздушных судов

08.10.2025 00:00

Автор: Валерий Филоненко

К 2030 году авиакомпании могут потерять 339 самолетов и 200 вертолетов
К 2030 году авиакомпании могут потерять 339 самолетов и 200 вертолетов © Михаил Воскресенский/РИА Новости

По пессимистичному прогнозу авиакомпаний, до 2030 года из строя выйдут примерно 339 самолетов — 230 отечественных, которым 40, 50 и 60 лет, и 109 иностранных. К тому же сроку в России могут недосчитаться двухсот вертолетов — 190 отечественных и 10 иностранных. Чтобы не допустить резкого оскудения авиапарка, Росавиация проводит сертификацию модификации авиационной техники для поддержания ее летной годности. Подробнее о перспективах авиаотрасли на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 7 октября рассказал руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.

«На крыле» — пока больше тысячи

На 6 октября парк 76 российских авиакомпаний, выполняющих 99 процентов полетов, составлял 1135 воздушных судов, из них «на крыле» — 1088, а 47 сейчас не эксплуатируются. При этом средний возраст пассажирских самолетов пятнадцати ведущих авиакомпаний составляет 14 лет, что значительно меньше, чем во многих европейских и американских, уточнил Ядров.

У Росавиации обнаружился недолет

Он отметил, что, по расчетам, к 2030 году из авиапарка могут убыть около 339 самолетов.

«Это 230 отечественных воздушных судов, в том числе и воздушных судов, которым 40, 50 и 60 лет, и 109 иностранных, — уточнил глава Росавиации. — Помимо этого, планируем к выбытию двухсот вертолетов — 190 отечественных и 10 иностранных. И в целях восстановления парка воздушных судов Росавиация реализует комплекс мер по сертификации модификации авиационной техники для поддержания летной годности воздушных судов».

В первую очередь, пояснил Ядров, это сертификация организаций разработчиков. Уже сертифицировано 36 организаций. Так, Росавиация продлила ресурс российско-французского двигателя SaM146, который стоит на «Суперджетах». Это позволит эксплуатировать такие самолеты до 2028 — 2029 годов, сказал глава агентства.

Второе направление поддержки летной годности связано с совершенствованием законодательной базы. Ядров напомнил, что уже внесены изменения в Воздушный кодекс, позволяющие одобрять компоненты-аналоги. Это позволит отечественным компаниям оперативно выходить на рынок запчастей, заменяя оригиналы аналогичными компонентами «при сохранении необходимого уровня безопасности полетов», заверил он.

Сейчас продолжаются работы для продления срока службы Sukhoi Superjet 100, Як-40, Ан-24, Ан-26.

© Дмитрий Ядров

Число происшествий снижается

Работа отрасли по обеспечению безопасности полетов сегодня ведется в условиях жесточайших санкций, в том числе запрета поставок российским авиакомпаниям новых воздушных судов и запасных частей, напомнил глава Росавиации. Несмотря на эти ограничения, центры по техническому обслуживанию и ремонту авиакомпаний продолжают исправно поддерживать летную годность пассажирских самолетов.

Задержка или отмена рейса: что положено пассажиру

Ядров привел статистику, свидетельствующую, что количество авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами в России снизилось на 38,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а общее число авиапроисшествий — на 27,3 процента. С 2010 года ежегодно происходит в среднем 13 происшествий.

Тем не менее Росавиация работает над повышением безопасности полетов. Так, при поддержке Минтранспорта недавно подготовили проект поручения Правительства, который 6 октября получил одобрение, о проведении совместных с Росавиацией внеплановых контрольных проверок 51 региональной авиакомпании, чтобы оценить все наиболее значимые с точки зрения безопасности полетов направления деятельности эксплуатантов: «В том числе поддержания летной годности воздушных судов, подготовки допуска авиационного персонала к выполнению возложенных обязанностей».

Но здесь возможны сюрпризы. По словам Ядрова, возникла проблема, связанная с восстановлением летной годности самолетов Ан-2, Ан-24, Ан-26 и вертолетов Ми-8.

«Большее количество происшествий происходит именно с данными воздушными судами», — пояснил глава Росавиации.

Отчасти это можно связать с игнорированием современных методов поддержания и повышения профессиональных навыков летного состава, устаревшим пилотажно-навигационным оборудованием и средств объективного контроля, не позволяющих эффективно анализировать полетные данные.

Крепкое здоровье и диплом: как получить права на самолет