Пленарное заседание Государственной Думы

13:10Россия и Алжир будут совместно исследовать космическое пространство

13:10Володин поблагодарил Хинштейна за работу на посту главы Комитета Госдумы

13:07Госдума приняла закон о тестировании детей мигрантов на знание русского языка

Из стоимости авиабилетов могут вычесть провоз багажа

Сенаторы нашли способы снизить цены перелетов на внутренних рейсах

20.06.2017 12:29

Автор: Фидель Агумава

Из стоимости авиабилетов могут вычесть провоз багажа
Фото: РИА НОВОСТИ

Российские парламентарии разработали комплекс предложений, которые, по их мнению, могут уменьшить стоимость билетов на внутренних авиарейсах. К таковым относятся государственные субсидии воздушных перевозок по стране, продление налоговых льгот для авиакомпаний и дотации им на приобретение самолётов, отмена обязательной нормы по провозу багажа пассажиров. Все предложения будут направлены в Правительство.

По данным главы Комитета Совета Федерации по экономике Михаила Пономарёва, основная доля в структуре расходов авиакомпаний приходится на оплату лизинга самолётов — около 30 процентов, на ГСМ — еще около 30 процентов, на аэропортовый сбор приходится около 16 процентов, на техническое обслуживание и ремонт самолётов — около 11процентов, оплата труда сотрудников обходится примерно в 6,2-6,7 процента от общих затрат, а авиационное обслуживание — в 3,6-3,7 процента.

«Наша с вами задача — проанализировать сложившуюся ситуацию на рынке авиаперевозок в вопросе стоимости авиабилетов и рассмотреть вопросы снижения данных затрат», — сказал Михаил Пономарёв в ходе совещания в палате регионов 19 июня.

Невозвратные тарифы уже снизили цены на треть

По мнению замдиректора департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Илья Белавинцев, до изменения мировой геополитической ситуации основные расходы авиакомпаний приходились на топливо, а после известных событий, приведших к санкциям и колебаниям валютных курсов, — на лизинговые платежи за новые воздушные суда.

Он также напомнил, что в 2013 году президент поручил Правительству разработать «дорожную карту» мер по снижению стоимости авиаперевозок, большая часть мероприятий которой успешно реализована. В качестве основной меры было принято введение линейки невозвратных тарифов, что позволило снизить стоимость ряда тарифов почти на треть. Сейчас на повестке дня вопрос об исключении обязательной нормы по провозу 10 кг багажа. По словам представителя Минтранса, результат отмены этой нормы будет сопоставим с эффектом от введения невозвратных тарифов.

300 маршрутов субсидируются в рамках действующих программ государственной поддержки
«Также очень важный вопрос в части стоимости тарифов — это налоговая нагрузка, — подчеркнул Белавинцев. — Благодаря мерам, которые принимались Правительством, с 2014 года была снижена ставка НДС на внутренние авиаперевозки до 10 процентов. Это позволило обеспечить стабильный уверенный рост по внутренним перевозкам несмотря на общую достаточно сложную ситуацию в авиакомпаниях».

Впрочем, указанная норма действует до 31 декабря 2017 года. С 1 января 2018 года ставка НДС должна вернуться к 18 процентам, что неминуемо приведёт к росту тарифов на авиаперевозки. Помочь авиакомпаниям удержать цены могла бы пролонгация налоговых каникул.

По словам Белавинцева, на правительственном совещании, состоявшемся в Ульяновске 7 июня, было принято решение поручить Минфину совместно с Минтрансом представить проект федерального закона о продлении 10-процентой ставки на внутренние перевозки до конца 2020 года.

Есть, однако, и более радикальный способ сдержать рост цен и даже снизить их — обнулить ставку НДС для всех внутренних авиарейсов, не включающих перелёт через Москву.

Ценам на авиабилеты укажут на место
«Это существенно позволит разгрузить московский авиационный узел и обеспечить серьёзным стимулом развитие прямых перевозок между регионами, — полагает чиновник Минтранса. — Сейчас мы с Минфином ведём диалог, пытаемся обосновать экономический эффект. А экономический эффект будет серьёзный — достаточно посмотреть на аналогичную меру, которая была применена на перевозках в Крым».

Цифры говорят сами за себя: в результате обнуления ставки НДС на авиарейсы в Республику Крым, пассажиропоток туда вырос в 8,5 раза — с 600 тысяч пассажиров в 2013 году до 5,2 миллиона пассажиров в 2016 году. Если понизить по той же схеме налоговую ставку для всех региональных перевозок, то это не только приведёт к снижению цен и увеличению пассажиропотока, но и подстегнёт развитие региональных авиаперевозчиков. Что, к слову, вполне соответствует транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

А учитывая, что на межрегиональных линиях зачастую используются воздушные суда вместимостью менее 100 кресел, такая мера будет к тому же стимулировать и востребованность самолётов российского производства — таких как Sukhoy SuperJet-100 и L-410.

Тарифы на взлёт и на посадку

Советник руководителя Федеральной антимонопольной службы Павел Шпилевой считает, что ситуация с конкуренцией и ценами на авиабилеты сложная. Количество жалоб и обращений от граждан действительно большое, их поток не иссякает. Шпилевой констатировал, что стоимость билетов на внутренние туристические направления близки к стоимости перелётов в Анталию, что создаёт «головную боль», поскольку не способствует поддержке и развитию внутреннего туризма.

«Мы провели анализ ситуации с конкуренцией и ценами на внутренние туристические направления — это Сочи, Анапа, Симферополь. Уровень конкуренции из Москвы достаточно высокий, из регионов недостаточный: один-два перевозчика», — посетовал чиновник.

Стоит подумать о том, чтобы тот денежный поток, который формируется в московском авиационном узле, направить на субсидирование региональных аэропортов.

Он в полной мере согласился с предложением коллеги из Минтранса об эффективности установки льготной ставки НДС на региональные рейсы, которые минуют Москву. И заострил внимание на «факторе аэропортов», который усиливает свою роль по мере введения в строй новых терминалов.

Тарифы на взлёт-посадку и другие регулируемые услуги в аэропортах увеличиваются. Если сегодня средний уровень аэропортовой составляющей в билете приблизительно 600-800 рублей на пассажира, то за ближайшие три года эта цена поднимется примерно на 400-500 рублей. Темп не критический, но рост очевиден.

Впрочем, по мнению Шпилевого, ввод новых терминалов положительно влияет на качество обслуживания пассажиров, и улучшения наземного сервиса способно нивелировать часть обращений от недовольных граждан.

7,9 млрд рублей выделено в 2017 году на реализацию действующих программ субсидирования авиаперевозок
Среди мер по уменьшению аэропортовых сборов прозвучала тема освобождения региональных аэропортов от уплаты налогов на землю и аэропортовское имущество, а также вопросы субсидирования содержания этих аэропортов.

«Может быть, стоит подумать о том, чтобы тот денежный поток, который формируется в московском авиационном узле, направить на субсидирование региональных аэропортов, особенно тех, где поток небольшой? — предложил Павел Шпилевой. — Потому что чем меньше пассажиропоток, тем сложнее схлопнуть экономику аэропорта».

В заключение своего доклада чиновник пообещал продолжить «мучить авиакомпании запросами», чтобы досконально выяснить и проанализировать, отчего складывается такая ситуация, что «зимние» убытки авиакомпании перекладывают на летний сезон, и насколько объективно сезонное повышение цены.

Маршруты предложено оптимизировать

Уменьшить расходы авиаперевозчиков, а вместе с ними и стоимость авиабилетов, можно также за счёт сокращения полётного времени, потребления авиационного топлива и технических ресурсов воздушных судов путём оптимизации полётных маршрутов. Для этого эксперты призвали рассмотреть вопрос открытия зон ограничений для пролёта судов гражданской авиации, так называемое «выравнивание маршрутов».

Харитонов предложил снизить авиатарифы для роста турпотока в ДФО
По итогам совещания его участники выработали ряд предварительных рекомендаций в адрес Правительства. Кроме налоговых льгот, было предложено продолжить работу по совершенствованию программ субсидирования воздушных перевозок на внутренних направлениях, дотировать затраты авиакомпаний на уплату лизинговых платежей при покупке ими воздушных судов и создать программы поддержки чартерных внутренних авиарейсов.

Также в ходе совещания поступили предложения о регулировании деятельности операторов аэропортов, государственного регулирования норм доступа поставщиков авиатоплива к аэропортовской инфраструктуре, и возможности освобождения региональных аэропортов от налогов на землю и имущество.

Окончательный список рекомендаций по регулированию отрасли будет сформирован через неделю, когда от всех участников заседания поступят предложения по корректировке и дополнению существующих предложений. 27 июня эти предложения обсудят на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2278