Испытание паводком
Росавтодор активно восстанавливает объекты транспортной инфраструктуры.
Начало нынешнего лета жители Республики Алтай, Алтайского края, Хакасии и Тывы запомнят надолго. В результате паводка в этих районах пострадали около 70 тысяч человек. В зоне стихии оказались 1077,9 километра автодорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, 326 мостов. Предварительный ущерб оценивается в 4,7 миллиарда рублей. В ликвидации последствий паводка задействованы региональные власти, федеральные и местные структуры Минобороны РФ, МЧС, МВД. Успешный ход восстановительных работ сегодня во многом определяют подразделения Федерального дорожного агентства.
Об этом наша беседа с заместителем руководителя Росавтодора Игорем Астаховым.
РФС: Игорь Георгиевич, вы вернулись из района паводка. Что же там произошло?
Игорь Астахов: Нынешняя весна разительно отличалась от предыдущей. Половодье в этих краях обычно сопровождается активным таянием снегов в горах. Но если раньше в солнечную погоду вода постепенно уходила и никого особенно не задевала, то в этом году жара сопровождалась еще и обильными ливневыми дождями. В течение трех суток выпала месячная норма осадков. В горных реках резко поднялся уровень воды, в некоторых местах до 7 метров. В результате значительному удару стихии подверглись как населенные пункты, так и дороги. Автомобильное транспортное сообщение было нарушено с 207 городами и поселками.
Непогода привела к подтоплению многих участков важнейшей федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» (Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией). В общей сложности поврежденными оказались 533,4 километра дорог. В том числе 21,9 километра федеральных трасс и 511,5 километра региональных, межмуниципальных и местных дорог
Нанесенный ущерб
По Республике Алтай было повреждено 223,9 км (обеспечен проезд полностью) и 235 мостов (восстановлено 70 мостов). Предварительный объем затрат для восстановления разрушенных и поврежденных дорог и искусственных сооружений 2 755 млн рублей. По Алтайскому краю - было повреждено 243,5 км (обеспечен проезд полностью) и 66 мостов (восстановлено 38 мостов). Предварительный объем затрат для восстановления разрушенных и поврежденных дорог и искусственных сооружений 1 505 млн рублей. По Республике Тыва было повреждено 30,6 км (обеспечен проезд полностью) и 14 мостов (восстановлено 5 мостов). Предварительный объем затрат для восстановления разрушенных и поврежденных дорог и искусственных сооружений 289,2 млн рублей. По Республике Хакасия было повреждено 13,5 км (обеспечен проезд полностью) и 3 моста (восстановлены полностью). Предварительный объем затрат для восстановления разрушенных и поврежденных дорог и искусственных сооружений 123,7 млн рублей. |
РФС: Ситуация в регионе, насколько мне известно, находится под личным контролем Президента России Владимира Путина. По вопросу ликвидации последствий паводка проведено совещание в режиме видеоконференции. О принимаемых мерах главе государства доложили руководители Республики Алтай, Алтайского края, Хакасии, министр МЧС Владимир Пучков. Что сделано с вашей стороны?
Игорь Астахов: Прежде всего, хочу отметить, что чрезвычайная ситуация (ЧС) в регионе была взята нами под особый контроль без промедления. Уже 31 мая на место ЧС прибыл начальник Управления эксплуатации автодорог Павел Ручьев. Через день в зону подтопления была направлена группа специалистов, которая приступила к оценке нанесенного ущерба. Еще через два дня создан оперативный штаб. Для немедленного принятия решений было налажено тесное взаимодействие с местными властями, территориальными управлениями ГИБДД, МЧС. Всего в аварийно-восстановительных работах одновременно задействовано более одной тысячи рабочих, 500 единиц техники. Ситуационный центр Росавтодора в круглосуточном режиме осуществляет постоянный мониторинг состояния автомобильных дорог. Наши подведомственные учреждения и представители субъектов Сибирского федерального округа, пострадавшие от паводка, передают необходимую информацию в режиме онлайн.
Есть примеры самоотверженных действий дорожников. Хочу отметить нашу генподрядную организацию «Стройсервис», которая трудится на трассе «Чуйский тракт». В момент начала паводка руководитель филиала Евгений Вагнер проезжал с начальником участка по этой самой дороге. И вдруг видят, ливень размывает откос. Они тут же разворачиваются обратно в управление, подгоняют экскаватор и организовывают засыпку скального грунта. Не сделай они это вовремя -село на другом берегу реки ушло бы под воду.
Благодаря оперативно принятым мерам обеспечен проезд в общей сложности по 533,4 километрам автодорог и 124 мостам. Из них на федеральных трассах проезд обеспечен в полном объеме по 21,9 километрам и 8 мостам, на автодорогах регионального и местного значения эти цифры составляют соответственно — 511,5 километров и 116 мостов. Использовано более 160 тысяч тонн инертных материалов (скальный грунт, камень, песок).
Делается все возможное для скорейшего восстановления поврежденных трасс. Так, например, Минтранс поручил подготовить проект протокола, согласно которому можно было бы сократить сроки проведения экспертизы документации для последующих торгов на работы по проектированию и строительству автодорожных сооружений в регионах, пострадавших от стихии. Предложено также разделить все затраты на восстановление дорожной инфраструктуры на этапы. Этот опыт оправдал себя в прошлом году во время ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке. Основной объем работ планируется завершить к началу сентября. Ремонт и возведение мостов потребуют большего времени.
РФС: Во время наводнения в Крымске специалисты вашего ведомства жаловались мне на отсутствие взаимодействия с различными министерствами и ведомствами, местными органами власти. Как у вас решается эта проблема?
Игорь Астахов: В ситуации с Алтайским краем нам удается все решать в рабочем порядке и при полном взаимопонимании между различными ведомствами. Например, серьезную поддержку в зонах подтопления Алтайского края оказало Министерство обороны. Было задействовано более одной тысячи военнослужащих и более 200 единиц техники. Сейчас ведем переговоры с военными о временной эксплуатации понтонных мостов. Мы «выручали» МЧС экскаваторами, самосвалами. Когда к нам за помощью обращались местные власти, переключали мощности наших дорожных подрядных организаций на спасение населенных пунктов.
Обстоятельный разговор состоялся на совещании у губернатора Алтайского края Александра Карлина. После этого совместно с представителями краевых органов исполнительной власти и руководителем ФКУ Упрдор «Алтай» Ярославом Долинским совершили вертолетный облет пострадавших от наводнения районов. Состоялась также видеоконференция с представителями Республики Алтай, Хакасии и Тывы. На сегодня мы имеем, самое главное, реальную картину объектов транспортной инфраструктуры, пострадавшей от паводка. Это позволяет наметить конкретные планы по окончательному восстановлению дорог к началу нынешней зимы.