Да только воз с овощами и ныне там. По-прежнему пылятся на прилавках заморские огурцы устрашающего вида и помидоры, у которых от помидоров лишь название. А где же наши, настоящие? Неужели в России, избалованной заграничным товаром, разучились и помидоры выращивать?
О тернистом пути отечественной продукции к прилавку, о природе кусачих цен и о многом другом рассказал непосредственный участник долгожданного процесса импортозамещения — председатель совета директоров воронежского агрохолдинга «Зеленая Верея» Игорь Димитрищак.
- Как сегодня в России создать успешное и конкурентоспособное агропредприятие? Что самое важное?
- Государственный интерес, законодательная база, поддержка предпринимателей — вот идеальные условия. Но пока эти слагаемые находятся в зоне притирки и турбулентности. Чтобы создать успешное предприятие в сфере агропрома, специализирующееся на тепличном растениеводстве с круглогодичным выращиванием овощей, одного предпринимательского энтузиазма мало. Путь к успеху требует четкого планирования, упорного труда и профессионализма. И очень важно, чтобы на этом пути не создавались искусственные преграды, правовые неопределенности и бюрократические игры.
- А разве в Воронежской области можно выращивать вкусные овощи круглый год?
- Можно и нужно. Наш проект с общим объёмом инвестиций одиннадцать миллиардов рублей при поддержке администрации Воронежской области стартовал в сентябре 2013 года. В 2016 году на предприятии будет введена первая очередь тепличного комплекса, где будет производиться около двенадцати тысяч тонн огурцов и пятидесяти тонн салатов в год. Второй и третий этапы будут реализованы в 2017-2018 годах. Тогда будет построено еще четыре блока зимних многолетних теплиц площадью более 24 гектаров.
Лискинский район Воронежской области России, Черноземье с его мягким климатом, четвертая световая зона, 250 солнечных дней в году — где еще выращивать овощи, как не здесь? В летний период растение «бодрствует» 20 часов и «спит» 4 часа в сутки. Это идеальный «распорядок дня» для овощей, и именно такие условия мы создаем в теплицах «Зеленой Вереи». Благодаря постоянному поддержанию «летнего» суточного цикла урожайность составит около 120 килограммов на квадратный метр в год. Мы легко заместим импорт собственным производством экологически чистых овощей лучших сортов и сделаем так, чтобы от грядки до прилавка наши огурцы и помидоры доходили за 24 часа.
- Планируется ли производить еще что-то, кроме овощей?
- Мы уже производим воду. На территории агрохолдинга открыты две скважины: глубиной 46 метров, где добывается питьевая артезианская вода, и 80 метров с минеральной лечебно-столовой водой. Под торговой маркой «Зеленая Верея» выпускаются минеральная лечебно-столовая вода и природная питьевая артезианская вода. Кроме механической очистки с помощью сетчатых фильтров с объемом ячейки 5 микрон, вода не подвергается химической обработке или очистке обратным осмосом. Это вода первой категории, которую можно сразу же разливать.
Сегодня у нас есть возможность производить воду в пластиковой таре объемом 0,5 и 5 литров всего до полутора миллионов бутылок в месяц, в ближайших планах — увеличить объемы производства до 7 миллионов бутылок в месяц. Минеральную воду будем разливать в стеклянную тару объемом 0,5 литра, 0,33 литра и 0, 25 литра.
- Как эксперт, вы могли бы поделиться своим опытом с другими?
- Если кому-то интересны наши наработки, конечно, да. Ведь опыт дает возможность не совершать ошибок в дальнейшем, а у нас этот опыт есть. К примеру, зимой 2014 года во время сильнейших снегопадов в Ростовской области, в 500 километрах от нас, на новых теплицах агрохолдинга образовались огромные корки наледи. Стойки под этой тяжестью буквально согнулись в спираль, хотя при проектировании теплиц, я знаю, были учтены все СНиПы. В результате наши соседи потеряли год времени и немало денег. Сейчас, усвоив этот урок, мы увеличили запас прочности тепличных конструкций, пересчитали нагрузки. И если разработанная согласно СНиПам теплица должна выдерживать нагрузку 20 килограммовснега на квадратный метр, то наши выдержат 75 килограммов.
- Вы упомянули о бюрократических препонах. А есть ли у вас союзники? Кто помогает реализации вашего проекта?
- Существенную поддержку оказывает нам Правительство Воронежской области, в частности Департамент экономического развития Воронежской области, привлекая инвесторов. Важно, что инвестиционному проекту «Строительство тепличного комплекса для круглогодичного выращивания овощей» присвоен статус «особо значимый инвестиционный проект, реализуемый на территории Воронежской области». На заседании Экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области наш проект получил одобрение на включение в соответствующую программу на 2012-2016 годы.
Кроме того, благодаря помощи главы администрации Лискинского района нам удалось оперативно решить проблему газоснабжения, а ведь компания будет потреблять 8,5 тысячи кубических метров газа в отопительный сезон — это порядка 15-20 миллионов кубических метров в год в зависимости от внешней температуры.
- Как складывается ваше общение с торговыми сетями?
- Раньше складывалось нелегко. Мы наивно полагали, что нас ждут и нам будут рады. И, будучи уверенными в конкурентоспособности и качестве нашей продукции, писали сетям письма с предложениями, ждали месяцами, потом получали ответы, смысл которых: «А с кем вы вообще разговариваете?». В общем, шел вялый диалог слепого с глухим… Но вот однажды нас пригласили в качестве экспертов на нулевые чтения поправок в закон о торговле, которые проводила Общественная палата Российской Федерации в пресс-центре «Парламентской газеты». В качестве участников на чтениях присутствовали представители крупнейших торговых сетей страны.
В рамках этого мероприятия мы наконец-то увиделись, узнали друг друга «в лицо» и познакомились с руководителями «Ленты», «Ашана», «Метро АГ». И дело сдвинулось с мертвой точки, процесс пошел. Сейчас мы находимся на стадии переговоров, и, я полагаю, они увенчаются успехом. Понимаете, для нас был очень важен прямой и откровенный диалог с реальными специалистами, а не посредниками, ведь к середине 2016 года мы будем производить 1000 тонн овощей ежемесячно — это огромные объемы продукции, которую нужно предложить российским потребителям как можно скорее, а значит, как можно скорее они должны попасть из теплиц на прилавок.
- Что должен делать производитель, чтобы его товар попал на прилавки торговых сетей?
- Производить высококачественный товар — это определяющий фактор. Но прежде всего производитель должен «выйти из тени», активнее заниматься продвижением своей продукции, рассказывать, как и чем живет компания, какие технологии применяются, какое оборудование используется. О тебе никто не узнает, если ты сам не расскажешь. Дорогу осилит идущий.
Что касается агробизнеса, то в нем всегда нужно быть готовым к долгой работе. Мы начали работу два года назад, а первый урожай будем собирать только через год. И если мы в чем-то ошиблись, то наши издержки будут чрезвычайно болезненными. Конечно, от ошибок не застрахован никто, но лучше учиться на чужих ошибках и постоянно совершенствоваться, внедрять самые передовые технологии. Сегодня лучшими технологиями круглогодичного выращивания овощей для России обладают Нидерланды и Финляндия. Эти же технологии применяются в «Зеленой Верее».
- Почему так дорого стоят отечественные продукты в магазинах?
- Этому есть немало причин, и одна из них в том, что товар не поступает от поставщика напрямую в магазин, а перепродается, перекупается, перевозится, передерживается на складах. Как правило, это слишком длинная логистическая цепочка, оплачивать которую, к сожалению, приходится покупателям. Овощи и зелень «Зеленой Вереи» будут не дороже иностранных за счет экономии на дополнительной очистке воды и малого логистического плеча. Проект ориентирован на крупнейший в России рынок тепличных овощей Центрального региона: в ближайших к нашей производственной площадке субъектах проживает около 15 процентов населения страны. Люди хотят видеть у себя на столе вкусные овощи отечественного производства по доступным ценам, и мы готовы обеспечивать россиян такими овощами круглый год.
- А разве вы, как производитель, заинтересованы в том, чтобы товар был недорогим?
- Я заинтересован в том, чтобы максимально быстро рассчитаться с кредитом, а это, в свою очередь, зависит от того, как быстро компания сможет реализовывать скоропортящуюся продукцию. При минимальной стоимости товара сделать это легче.
Беседовала Елена Леводянская