Государство должно вмешаться в нефть
Вопросы ценообразования на нефть и нефтепродукты и проблемы развития биржевой торговли в нефтяной отрасли обсудили на рабочем совещании Комитета Госдумы по энергетике
Открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Василий Тарасюк особо напомнил собравшимся, что в период плановой экономики СССР потребность в нефтепродуктах решалась не строительством новых заводов и равномерного их размещения на территории всей страны, а модернизацией уже имеющихся производств.
Причем депутат считает, что с переходом на рыночную экономику в России стала ощущаться нехватка нефтеперерабатывающих мощностей. «Исторически сложившееся расположение НПЗ в России не в полной мере соответствует требованиям рыночной экономики, что является одним из ключевых факторов удорожания конечных нефтепродуктов», — подчеркнул он.
В связи с этим Василий Тарасюк предложил разработать схему размещения НПЗ различной мощности на территории Российской Федерации с возможностью по обработке нефти с глубиной переработки не ниже 98 процентов, а также строительства новых нефтеперерабатывающих производств.
Говоря о ценах на нефтепродукты, заместитель председателя Комитета по энергетике особо подчеркнул необходимость вмешательства государства в процесс ценообразования на нефтепродукты на внутреннем российском рынке. «Оно не должно быть в качестве сиюминутных решений, — заявил он. — Работу необходимо выстроить на прозрачной и долговременной методологической основе за счет создания ценовых коридоров для основных видов нефтепродуктов».
Перейдя к дискуссии о биржевой торговле, участники заседания отметили, что ее уровень за последние несколько лет заметно вырос. В период с 1 января по 15 декабря прошлого года с использованием биржевых технологий было реализовано более восьми тысяч тонн нефтепродуктов.
Кстати, в разговоре помимо депутатов Государственной Думы также приняли участие представители крупных нефтеперерабатывающих предприятий и нефтедобывающих компаний. Потому в ходе разговора было также высказано мнение, что механизм биржевых сделок несовершенен. Рынок на бирже работает только по системе предоплаты, сроки поставок с биржи слишком длительные, что увеличивает риски покупателя из-за высокой волатильности рынка.
Так, представитель «Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана» Сергей Филатов заявил, что налоговая нагрузка на предпрятия нефтепреработки и нефтедобычи слишко высока, что делает производство нерентабельным и повышает конечную стоимость нефтепродуктов. В этой связи он предложил ввести дифференцированную систему налогообложения для нефтяников в зависимости от места добычи нефти…
По итогам совещания был выработан ряд рекомендаций. В частности, Правительству Российской Федерации предлагается изучить вопрос о повышении прозрачности ценообразования на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также разработать поправки в Налоговый кодекс по переходу на новую модель налогообложения нефтяной отрасли учитывая особенности расположения мест нефтедобычи. А депутатам Государственной Думы, в частности, Комитету по энергетике рекомендовано провести «круглый стол» по актуальным вопросам законодательного обеспечения нефтеперерабатывающей промышленности.
Время для экономразвития
Исполнение майских указов Президента Владимира Путина может быть отложено из-за ухудшения прогноза социально-экономического развития России до 2030 года, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Указы, пояснил министр, «рассчитаны на определенный временной промежуток, в соответствии с базовым вариантом потребуется большее количество времени для того, чтобы реализовать эти задачи».
Приоритетный МРОТ
Увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня, превышающего прожиточный минимум, возможно без выделения на эти цели дополнительных финансовых ресурсов. Такое мнение высказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев. По его словам, это вполне достижимо за счет перераспределения фондов оплаты труда в сторону низкооплачиваемых сотрудников.
Сенатор также высказался за разработку формулы расчета минимального размера оплаты труда и его экономического обоснования. «Необходима нормативная база по расчету МРОТ, согласованная с органами законодательной и исполнительной власти, профсоюзами и работодателями, — подчеркнул он. — В социальном государстве размер МРОТ должен быть приоритетом в социальной политике».
Реформа on-line
Реформирование РАО «ЕЭС России» было вынужденной мерой, так как к началу 2000-х годов эффективность российской энергетики начала падать, наблюдалась технологическая отсталость отрасли и стала нарастать потребность в модернизации существующих и строительстве новых электростанций и электрических сетей, заявил заместитель Председателя Госдумы Владимир Васильев на парламентских слушаниях, посвященных анализу итогов реформирования РАО «ЕЭС России» и эффективности деятельности созданных на его базе структур. В итоге, констатировал он, «генерирующие мощности российской энергосистемы выросли в два раза, а количество регионов высокого риска для энергетики вдвое сократилось».
В свою очередь, министр энергетики России Александр Новак сообщил, что за последние годы удалось добиться сокращения топливных затрат при производстве электроэнергии на 5 процентов, что, по его словам, позволяет «поддерживать цены на свет в России ниже, чем в большинстве развитых стран мира». При этом ряд проблем в отрасли он вообще назвал несущественными для «изменения того вектора, который был определен для развития электроэнергетики страны».
Однако председатель Комитета по энергетике Иван Грачев отметил, что для достижения уровня производства электроэнергии 1990 года отрасль по-прежнему нуждается в реформировании. А член этого комитета Валентин Романов отметил, что частные инвесторы считают вложения в электроэнергетику России большим риском для своих активов. Кроме того, он полагает, что тарифы на электроэнергию для населения нашей страны слишком завышены. В заключение депутат предложил взять производство и поставки электроэнергии потребителям под полный государственный контроль.