Государственники объединяют мысль и действие
Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития предложила свою стратегию выхода из кризиса
Она вобрала лучшие предложения экономистов, призывающих возродить стратегическое планирование на современном уровне, усилить роль государства в привлечении инвестиций и приоритетно развивать информационные технологии
НЕ СОВСЕМ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
В начале 2016 года была создана Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития. По мнению ее руководителя Сергея Калашникова, первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, к тому времени окончательно скомпрометировали себя теория и практика либерализма в экономике, который был навязан МВФ и Всемирного банка для государств с «транзитной экономикой». Свидетельство тому легко найти, сравнив некоторые ключевые показатели СССР и современной России. ВВП на душу населения за постсоветские годы упал с 30 000 до 14 800 долларов. Доля нефтегазовых доходов в бюджете возросла с 3 до 51 процента. Участие России в мировом промышленном производстве сократилось с 11 до 3 процентов. Ухудшились на 10-30 процентов показатели среднедушевого потребления многих видов продовольствия…
Что интересно, политика, которую проводят сторонники самого радикального монетаризма так называемой чикагской школы, вызывает крайнее изумление у их американских коллег и единомышленников: российская модель либеральной экономики уникальна. Нигде в мире, например, не пытались проводить реформы и выходить из кризиса, искусственно снижая денежную массу и ограничивая высокой учетной ставкой движение инвестиций в реальный сектор экономики. Это все равно, что залить в автомобиль бензина на 100 километров и ожидать, что он проедет триста километров, да еще с высокой скоростью! Именно в такой пропорции (1 : 3), по мнению известных ученых-экономистов, соотносится имеющаяся в обороте денежная масса к потребности в ней. Тем временем альтернативные предложения — а их немало, только цельных концепций не меньше пяти — есть. Та же временная комиссия Совета Федерации за год с небольшим проделала колоссальную работу, соединив принципиальные положения практически всех альтернативных экономических моделей. На ее очередном заседании о сути новой концепции рассказал сенатор Николай Рыжков, бывший председатель Совета Министров СССР: признать необходимым сочетание плановых и рыночных начал в экономике по примеру Китая, Вьетнама и Индии,
где достигнуты высокие темпы роста ВВП; считать приоритетной роль государства в управлении экономикой, исходя из того, что упования на большую эффективность частной собственности не оправдались; планировать преобладающее развитие инновационной сферы на основе мощных информационных платформ, а также отраслей, формирующих новый технологический уклад.
Госплан СССР в принципе опередил свое время, однако для того, чтобы осуществлять сбалансированное планирование по тысячам позиций, тогда не хватало информационной поддержки. Действующие ЭВМ были слабы, чтобы решать такие масштабные задачи. Иное дело сейчас, когда современные многоядерные компьютеры могут совершать триллионы операций в минуту. Не случайно методику советского Госплана в той или иной степени используют и крупнейшие корпорации, и управленческие органы Китая, Индии и других стран. Творчески переработанный и адаптированный к современным условиям опыт советского долговременного масштабного планирования лег в основу «Стратегии развития российской экономики: программа неотложных мер», обобщив предложения и наработки практически всех публичных альтернативных концепций.
И ПЛАН И РЫНОК
Крупные корпорации с участием госкапитала будут осуществлять стратегические задачи федерального масштаба — развитие топливно-энергетического комплекса, транспортно-логистических структур, сельского хозяйства, высокотехнологичных и инновационных отраслей. Там, где частный капитал не способен решить жизненно важные для страны задачи в силу отсутствия достаточного экономического потенциала, что доказала практика постсоветского развития: ни одно крупное производство уровня АвтоВАЗа или сибирских нефтегазовых промыслов не создано частной собственностью, которая занимается эксплуатацией советского наследства.
Но откуда взять инвестиции, о недостатке которых в связи с санкциями часто указывают правительственные экономисты? Внутри страны, по мнению ученого, достаточно ресурсов — от 24 триллионов рублей банковских депозитов до возможностей использовать налоговый маневр, освободив низкооплачиваемые категории населения от подоходного налога и увеличив его для людей с высокими и сверхвысокими доходами. К тому же финансовое состояние России позволяет осуществлять внутренние и внешние займы на сумму до 400 миллиардов долларов США. Если будет осуществлен комплекс мер, предусмотренных в стратегии, вполне реально уже к 2020 году увеличить рост ВВП до четырех процентов, а к 2025-му — до шести процентов, достигнув таким образом цель, поставленную Президентом РФ — превысить среднемировые темпы роста этого показателя.
Однако эти цифры академик, вероятно, привел в качестве минимальных, чтобы не давать повода критикам обвинить себя в излишнем оптимизме: в других выступлениях были приведены обоснования того, что при соответствующей воле государства удастся запустить процессы, гарантирующие минимум десять процентов роста ВВП. Если, конечно, проводить реформы не «точечно», а в едином комплексе, с широким привлечением внутренних инвестиций и внешних заимствований, которые должны быть востребованы и реализованы предприятиями всех форм собственности через систему льгот и преференций.
Но как не попасть через систему заимствований в новую зависимость от иностранного капитала? Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров предлагает максимально использовать исключительно внутренние источники: банковские активы, которые используют лишь на шесть процентов в качестве инвестиций, а также осуществлять плановую эмиссию независимо от объемов золотовалютных резервов. Таким образом страна восстановит полностью свои суверенные права и государственные полномочия в экономике, которые, по мысли известного социолога Мануэля Кастелье, сегодня частично перехвачены и контролируются транснациональными корпорациями и «неоимперской конструкцией внешней политики США».
Что должно стать основным инструментом, с помощью которого государство будет развивать экономику? Стратегия долгосрочного экономического развития, которая будет базироваться на совокупности пятилетних индикативных планов, реализуемых через пятилетние госпрограммы, юридический статус которых определяется законом о пятилетнем плане и госпрограммах. При этом денежно-кредитная политика, которая сегодня обслуживает, по существу, узковедомственные интересы Центробанка, в частности, подменяющая задачу развития экономики целью любыми методами подавить инфляцию вне зависимости от последствий, должна быть сменена целевой эмиссией, исходя из конкретных запросов конкретных предприятий, решающих общегосударственные задачи.
Необходимость таких изменений подтвердил Юрий Шамков, заместитель директора Фонда развития промышленности — одного из немногих успешно действующих в условия либеральной политики институтов развития: сегодня запросы в фонд на инвестиционные кредиты под 6,5 процента годовых составляют около 400 миллиардов рублей, в то время как докапитализация ФРП ограничена 20 миллиардами в год. Тем временем руководство ЦБ утверждает, что наращивать льготное кредитование не целесообразно, ибо существует опасность того, что их будут использовать нецелевым образом. Между тем в 2016 году банковская система увеличила прибыль в пять раз, а инвестиционное кредитование сократилось на 0,9 процента. Это означает, что банки живут не за счет роста реального сектора экономики, а используя спекулятивный доход, формирующий фиктивный капитал и разбалансировку денежно-товарных потоков. Иными словами, денег напечатано много, а товаров, соответствующих их количеству, нет. Это классический фактор, продуцирующий инфляцию.
Другая крайне острая экономико-социальная проблема — ужесточение фискальной политики и введение других платежей для большинства населения, формально не узаконенных в Налоговом кодексе, — возросшие тарифы за госуслуги, ЖКХ, оформление разного рода подключений к электросетям, газу, административные штрафы и так далее. Между тем методика сбора так называемого НДС приводит к тому, что из примерно 22 триллионов рублей этого налога в бюджет поступает всего лишь десять процентов! А введение в крайне умеренном режиме прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц на постоянной основе может принести в госказну не менее 500 миллиардов рублей.
ЧТО ХОРОШО ДЛЯ ВЕДОМСТВ, ПЛОХО ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Почему экономические власти игнорируют эти предложения, равно, как и варианты развития, которые предусматривают, что государство должно стать главным, как нынче принято говорить, модератором и бустером (ускорителем) экономического прогресса?
Ответы на эти вопросы можно было бы услышать от заместителя министра финансов РФ Владимира Колычева на упомянутом заседании. Однако финансист словно и не слышал альтернативных аргументов и повторил давно известные тезисы: борьба с инфляцией — главная задача, она успешно решается, а если кредитовать реальный сектор, то возможен всплеск инфляции, что негативно скажется на экономике. Хотя имеются расчеты, в том числе американских ученых-монетаристов, что, увеличив производство и предложение потребительских товаров на два процента, даже и на основе инвестиционных кредитов, можно получить снижение инфляции минимум на один процент.
Однако сии истины отечественными рыночниками не востребованы, что дало повод президенту Ассоциации «Росагромаш» и председателю Совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константину Бабкину сделать вывод: экономическая реальность и деятельность Центробанка, Минфина и Минэкономразвития существуют в непересекающихся плоскостях с полярными знаками: что хорошо для ведомств, плохо для промышленности. И наоборот. Ведь, судя по выступлениям руководителей финансово-экономического блока, кризис в России закончился, экономика идет вверх, только на заводах и фабриках этого не замечают, не говоря уже об нищающих согражданах.
Парадоксально, но эту же мысль подтвердил, сам того, видимо, не желая, замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев, рассказывая об успехах институтов развития — Росэкспоцентра, ВЭБ, ФРП, нового Агентства технологического развития — о том, что введены в строй десятки новых современных производств, десятки миллиардов инвестированы в создание новых мощностей и так далее. Все это верно, но главное — эти подвижки произошли только потому, что были инициированы государством и осуществлялись за счет бюджета! Вопреки главной идее либеральных экономистов, которая лежит в основе нынешней экономической модели: «Чем меньше государства, тем больше рост экономики». Абсурдность этой формулы подтверждает и опыт возрождения оборонно-промышленного комплекса, где в последние год создан, образно выражаясь, полигон, где отрабатывают прямое государственное планирование с минимальными рыночными началами. Итог — 15 миллиардов долларов экспортных доходов, новейшие производственные многоцелевые мощности, десятки тысяч рабочих мест, рост производства сопутствующих потребительских товаров. А ведь тот же Алексей Кудрин, который также имеет поручение разработать перспективную экономическую модель, последние четыре-пять лет не устает повторять, что ОПК — обуза для экономики, надо бы развивать финансовый сектор и цифровые платформы.
Но не стоит противопоставлять условно либеральные и условно государственнические концепции, как неоднократно подчеркивал Сергей Калашников, инициатор и руководитель работы по формированию Стратегии развития российской экономики. В ее проекте авторы сознательно избегали жестких формулировок и однозначных рекомендаций. Цель простая — оставить простор для компромисса различных точек зрения, чтобы стратегия стала действительно всеобъемлющим документом, имеющим максимальные шансы на реализацию и успех.