Госдума советует министрам употребить власть в вопросе цен на бензин
В преддверии рассмотрения в первом чтении поправок в закон о бюджете 2019 депутаты рекомендовали кабмину проявить твёрдость в отношении нефтяных компаний
Согласно представленному плану исполнения федерального бюджета на 2019 год с учётом внесённых 29 мая поправок, часть доходов — около 60 миллиардов рублей — государство в конце года намерено передать в качестве компенсации за потерянную возможность нарастить прибыль нефтедобывающим компаниям, которые в марте заключили договор с Правительством о сдерживании цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Такой подход в Госдуме считают неэффективным. Глава Комитета палаты по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал, что не дело кабмина заботиться о показателях доходности нефтяных компаний, и порекомендовал не рассуждать о рыночных механизмах, а проявить твёрдость в вопросах стоимости бензина и дизтоплива на российских заправках.
Нужны другие механизмы стимулирования
Полемика относительно перевода части прибыли госбюджета нефтяным компаниям в качестве компенсации их потерь от сдерживания цен на топливном российском рынке на заседании бюджетного комитета 10 июня случилась не вдруг. Из доходов изымают почти 60 миллиардов рублей, и Андрей Макаров как человек, умеющий считать бюджетные деньги с поправкой на то, каким образом они влияют на положение людей, решил подробнее остановиться на щекотливой теме. И прежде всего для нефтяных компаний. Ведь несмотря на высокую маржинальность рынка, они продолжают рассуждать о потерях, что выглядит странно.
«Хочу напомнить по прошлому году, как это было. Сначала загнали цены на максимально высокий уровень, а потом сказали, что ждут поддержки. Но поддержку цен тех, которые разогнали, а не тех, которые были до этого. Мы принципиально не согласны с таким подходом, когда начинаем говорить, что должны обеспечить им доходность или какую-то компенсацию», — пояснил Макаров.
В связи с этим депутат предложил сравнить доходность отечественных и зарубежных нефтяных компаний, которые при равных условиях могли бы обеспечить совершенно другие цены на рынке ГСМ. Их влияние в этой сфере из-за соображений нацбезопасности, конечно, ограничено, но для объективности следует учитывать и этот факт.
Негативную оценку Макарова заслужил и тот факт, что сегодня в ряде СМИ искусственно нагнетается ситуация за счёт «проплаченных экспертов», высказывающихся в пользу очередного соглашения нефтяников с Правительством на основании якобы имеющихся рисков повышения цен на ГСМ.
«Это очень болезненная тема для каждого, и на этой волне «народного негодования» мы снова начинаем заключать соглашение о том, чтобы цены не росли. В целом механизм выглядит вполне корректным: когда цены на внешних рынках высокие, государство им (нефтяным компаниям. — Прим. ред.) платит компенсации, когда низкие — они платят. Только мы никак не можем дойти до того момента, когда они будут платить государству», — подчеркнул парламентарий.
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов подтвердил опасения главы бюджетного комитета: в настоящее время Правительство действительно готовит предложения по заключению следующего соглашения с нефтяными компаниями. И у кабмина здесь своя логика.
«Наша основная задача заключается в том, чтобы цены на топливо не менялись, были прогнозируемыми и приемлемыми для рынка, — отметил глава Минфина. — Поэтому мы договорились с нефтяниками, что будем контролировать эти цены, и у нас есть механизм и понимание, как это делать».
Поправки социальные, нужно принимать
Тем не менее Комитет по бюджету и налогам одобрил внесённые на рассмотрение Госдумы правительственные поправки в закон о бюджете на текущий год и трёхлетку. Андрей Макаров объяснил поддержку тем, что в целом изменения носят социальный характер и полезны для развития страны.
«Законопроект будет рассмотрен в первом чтении 18 июня, а 25 июня документ в соответствии с Бюджетным кодексом рассмотрят уже во втором чтении», — пояснил депутат. Такая оперативность утверждения поправок, по словам Макарова, объясняется не какими-то фундаментальными изменениями в закон, а необходимостью внесения точечных настроек по тем вопросам и проблемам, «которые появляются в ходе исполнения бюджета».
«В первую очередь изменения касаются мер по реализации Послания Президента. К примеру, оказание государственной помощи в размере 450 тысяч рублей на погашение ипотечного кредита семьям, в которых родился третий ребёнок после 1 января 2019 года. На эти цели предусмотрено пять миллиардов рублей. Огромные средства — около 36 миллиардов рублей — выделяются на достройку проблемных домов в части помощи обманутым дольщикам», — привёл цифры глава комитета.
Макаров также добавил, что 4,3 миллиарда рублей кабмин выделяет на софинансирование региональных социальных доплат к пенсиям.
Он отметил, что представленный Правительством законопроект решает многие из задач по реализации нацпроектов. «Но основные вопросы и проблемы нам предстоит решать в ходе подготовки уже следующего трёхлетнего бюджета», — резюмировал депутат.
Антон Силуанов особо подчеркнул — поправками предлагается оказать дополнительную поддержку регионам, увеличить расходы на транспортную инфраструктуру.
«Все задачи имеют ресурсное обеспечение, мы их учли в предлагаемых поправках. Они позволят нам более эффективно реализовывать задачи, которые были поставлены в указах и Послании Президента. Надеемся, что мы сможем найти поддержку этих поправок со стороны депутатов Госдумы», — сказал министр.
Председатель Счётной палаты Алексей Кудрин, в свою очередь, указал, что в целом его ведомство согласно с прогнозом доходов и уточнением расходов. «Мы в своём заключении привели ряд замечаний. Остаются зоны риска в получении дивидендов, но это близко к ожидаемым цифрам. Это не мешает рассмотрению бюджета в первом чтении. Мы считаем прогноз доходов в целом удовлетворительным», — отметил главный аудитор.
Какие изменения в бюджет страны предусматривает законопроект
Общий объём расходов федерального бюджета в 2019 году вырастет на 256,5 миллиарда рублей и составит чуть больше 18,29 триллиона рублей. При этом поступление нефтегазовых доходов уменьшается на 58,7 миллиарда рублей, а ненефтегазовых доходов увеличивается на 264,3 миллиарда рублей.
Профицит федерального бюджета в 2019 году снизится и составит 1,881 триллиона рублей, или 1,7 процента к ВВП, что обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит в 2019 году составит 6,358 триллиона рублей (или 5,8 процента к ВВП). По отношению к ВВП ненефтегазовый дефицит снизится на 0,2 процента по сравнению с уровнем, учтённым при формировании бюджета. Это снизит зависимость страны от нефтегазовой отрасли.
Объём бюджетных средств на реализацию госпрограмм в 2019 году увеличится:
- «Развитие здравоохранения» — на 13,3 миллиарда рублей, до 519,3 миллиарда.
- «Образование» — на три миллиарда рублей, до 202,7 миллиарда.
- «Социальная поддержка граждан» — на 4,7 миллиарда рублей, до 1,380 триллиона.
- Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» — на 6,7 миллиарда рублей, до 698,5 миллиарда.
- «Обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны» — на 2,5 миллиарда рублей.
Ещё материалы: Андрей Макаров